Автомобиль ЗИЛ 157 считается первым крупным успехом советских автомобилестроителей. Модель, выпускавшаяся на протяжении почти 30 лет, является символом целой эпохи. Более того, свою нелегкую службу в многообразных отраслях народного хозяйства автомобиль продолжает нести. Главное достоинство грузовика – проходимость – в настоящее время менее актуальным не стало.
ЗИЛ 157 запомнился миру ярким дебютом на Всемирной выставке, проходившей в Брюсселе. Там автомобиль получил Гран-при. Изначально спецтехника предназначалась для нужд Советской Армии, но позднее стала использоваться в сельском хозяйстве и промышленности.
Количество ЗИЛ 157 в последнее время на дорогах страны заметно поубавилось, но полностью списывать модель со счетов еще рано. Автомобиль с 3 осями и отменной проходимостью в условиях плохих российских дорог остается очень востребованным.
История и назначение
ЗИЛ 157 ведет свою историю с середины прошлого века. В тот период на заводе имени Сталина началась разработка трехосного грузовика с полным приводом, ориентированного на армию. Руководил работами по созданию нового продукта А. М. Кригер.
Грузовик ЗИЛ 157 Обзор История создания [ АВТО СССР #10 ]
Прототипом для ЗИЛ 157 стала модель ЗИС 151, появившаяся сразу после Великой Отечественной войны. Выявленные недостатки послужили толчком к созданию принципиально нового автомобиля. Потребность армии в многофункциональном грузовике с большой мощностью и проходимостью ЗИС 151 не удовлетворял. Именно эти параметры и намеревались повысить разработчики.
У базовой модели была укорочена рама, а грузовая платформа сместилась ближе к кабине оператора. Дополнительно были установлены большие колеса с износостойкими покрышками и система многократного спуска-подкачки шин. Новая конструкция мостов с одинаковой колеей положительно сказалась на проходимости, а уменьшение числа колес сделало машину легче и позволило обойтись одной запаской.
В 1958 году руководству страны была представлена окончательная версия ЗИЛ 157. Разработчикам удалось показать все преимущества автомобиля над конкурентами. В том же году началось серийное производство грузовика, которое выполнялось на заводе имени Лихачева в Москве. Технические характеристики модели оценили во всем мире. На Всемирной выставке в Брюсселе советская разработка получила Гран-при.
За время выпуска ЗИЛ 157 неоднократно модернизировался. Первые изменения произошли в 1961 году. Для автомобиля разработали новую коробку передач, однодисковое сцепление и телескопические амортизаторы. Модернизированную модификацию назвали ЗИЛ 157К, седельный тягач на основе данной модели – ЗИЛ 157КВ.
В 1977 году выпуск автомобиля был организован на Уральском автомоторном заводе (г. Новоуральск). Модель получила новый индекс – ЗИЛ 157 КД. Спустя 5 лет производство ЗИЛ 157 на предприятии в Москве прекратилось. На Уральском заводе серийный выпуск продолжался до 1991 года. Полностью производство автомобиля завершилось в 1994 году.
Последние версии получили новый мотор, унифицированный с агрегатом ЗИЛ 130. В модельном ряду бренда ЗИЛ 157 заменили на ЗИЛ 131.
Следует отметить, что в 1958-1986 годах китайское предприятие FAW выпускало грузовик Jeifang CA-30, являющийся точной копией ЗИЛ 157.
Автомобиль пользовался большим спросом из-за надежности и простоты конструкции. ЗИЛ 157 предназначался, главным образом, для вооруженных сил и лесного хозяйства. Однако позднее модель стали использовать в промышленности и сельском хозяйстве. Автомобиль активно применялся на Алтае, в многообразных областях Украины, на песках Средней Азии и на Крайнем Севере.
Везде он чувствовал себя одинаково уверенно и не подводил в самых трудных ситуациях. Среди машин своего класса у ЗИЛ 157 долгое время не было конкурентов. Седельный тягач ЗИЛ 157В имел немалую популярность и выпускался в малых количествах.
Основные версии ЗИЛ 157:
- ЗИЛ 157 – базовая модель;
- ЗИЛ 157В – седельный тягач;
- ЗИЛ 157К – базовая модель, начиная с 1961 года;
- ЗИЛ 157КВ – седельный тягач, начиная с 1961 года;
- ЗИЛ 157Г – модификация с экранированным оснащением;
- ЗИЛ 157КГ – модификация с экранированным оснащением, начиная с 1961 года;
- ЗИЛ 157Е – экспортная версия;
- ЗИЛ 157Ю – тропический вариант;
- ЗИЛ 157Е – специализированная вариация с 2 топливными баками по 150 л;
- ЗИЛ 157КД – базовая модель, начиная с 1978 года;
- ЗИЛ 157 КДВ – седельный тягач, начиная с 1978 года.
Автомобиль выпускался в многообразных вариациях, но наибольшее распространение получило армейское исполнение машины – серия БМ. Для инженерных служб была разработана модификация с буровыми установками. Помимо военного назначения, ЗИЛ 157 использовали в строительных и нефтяных компаниях, фермерских и сельских хозяйствах, геологических организациях и других направлениях. Модель была невероятно востребованной, что объяснялось значительными показателями надежности и качества, а опять же простотой конструкции.
Технические характеристики
Габаритные размеры:
- длина – 6684 мм;
- ширина – 2315 мм;
- высота – 2360 мм (с тентом – 2915 мм);
- колесная база – 3120 мм;
- дорожный просвет – 310 мм;
- передняя колея – 1755 мм;
- задняя колея – 1755 мм;
- минимальный радиус поворота – 12000 мм.
Размеры платформы:
- длина – 3570 мм;
- ширина – 2090 мм;
- высота с решеткой – 926 мм.
Весовые характеристики:
- снаряженная масса – 5540 кг;
- нагрузка на переднюю ось – 2400 кг;
- нагрузка на заднюю тележку – 3140 кг;
- полная масса – 10190 кг;
- нагрузка на переднюю ось – 2770 кг;
- нагрузка на заднюю тележку – 7420 кг;
- грузоподъемность – 2500 кг.
Средний расход топлива на скорости 40 км/час составлял 42 л. Емкость топливного бака – 150+65 л. Автомобиль не был рассчитан на протяженные транспортировки.
Динамические характеристики:
- максимальная скорость – 65 км/час;
- максимальная глубина преодолеваемого брода – 850 мм.
Двигатель
ЗИЛ 157 получил 4-тактный карбюраторный агрегат, разработанный специализированно для него. В процессе эксплуатации ЗИС 151 были выявлено множество недостатков: мотор регулярно перегревался, имел большой расход топлива, а тяговые характеристики не позволяли буксировать прицеп с грузом значительной массы. опять же двигатель не отличался надежностью. При создании ЗИЛ 157 разработчики учли данные минусы и существенно доработали силовую установку.
Агрегат получил головку из алюминиевого сплава, установленную на рядный блок с 6 цилиндрами. Подобная система повысила надежность и производительность. Силовая установка получила новый радиатор с шестилопастным вентилятором, исключающим возможность перегрева. опять же были доработаны схема вентиляции картера замкнутого цикла и уплотнения в водяном насосе.
Мотор устанавливался на новой подвеске. Благодаря доработке масляного насоса и сальника коленвала смазочную систему удалось улучшить. Модернизация позволила сократить потребление горючего на 7-22% при увеличении производительности.
За время производства двигатель дважды улучшали. В 1961 году его мощность увеличили до 109 л.с., а с 1978 года грузовик стали комплектовать мотором, унифицированным по некоторым узлам с агрегатом ЗИЛ 130.
Несмотря на все улучшения, новый двигатель зимой вел себя весьма привередливо, многим водителям приходилось надевать на радиатор кожухи-утеплители.
Характеристики агрегата ЗИЛ 157:
- рабочий объем – 5,56 л;
- номинальная мощность – 104 (109) л.с.;
- максимальный крутящий момент – 343 Нм;
- количество цилиндров – 6;
- степень сжатия – 6,2;
- рекомендованный тип топлива – А-66 или А-72.
- система охлаждения – жидкостная.
Фото
Устройство
ЗИЛ 157 был построен на базе ЗИС 151, но получил ряд существенных доработок. В основе автомобиля лежала клепаная штампованная рама, продольные балки швеллерного сечения соединялись поперечинами. В конструкции присутствовало тягово-сцепное устройство.
Передняя подвеска представляла собой полуэллиптическую рессору с телескопическими амортизаторами, задняя подвеска была балансирной на полуэллиптических рессорах. Мосты ЗИЛ 157 существенно отличались от аналогичных элементов, установленных на ЗИС 151. Передний мост дополнили шарнирами «Бендикс-Вейсс» с одинаковыми угловыми скоростями. Водитель получил возможность его отключения. Сами мосты были планетарными с дифференциалами и полуосями.
В качестве трансмиссии использовалась 5-ступенчатая механическая коробка передач с пятой повышающей передачей. После изменений, произошедших в 1961 году, ее исключили. В основу коробки передач легла модель, позаимствованная у ЗИС 151. Однако она получила принудительное включение, износостойкие шестерни и новые сальники. Почти полной переделке подверглась карданная передача.
На среднем мосту появилась промежуточная опора для кардана заднего моста. При этом значительное усиление получили кожухи полуосей ведущих мостов. Сцепление применялось сухое, однодисковое. Механические раздаточная коробка имела 2 понижающие передачи и механизм отключения переднего моста.
Особое внимание было уделено разработке шин для новой модели. В итоге появились шины с повышенной эластичностью, увеличенной шириной профиля и внутренним слоем из мягкой резины. Они позволяли двигаться при пониженном давлении. В плане износостойкости новая разработка уступала предшественнику, но давала заметное увеличение проходимости.
На ЗИЛ 157 устанавливали дисковые колеса с распорными кольцами и разъемными ободьями. Благодаря централизованной системе изменения давления в шинах из кабины оператора оператора степень контроля данного параметра существенно увеличилась. Грузовик мог продолжать движение даже с поврежденным колесом за счет непрерывной подкачки воздуха.
Рулевое управление на ЗИЛ 157 было представлено глобоидальным червяком и кривошипом с роликом. Тормозная система состояла из колодок, действующих на все 6 колес посредством пневматического привода.
Электрооснащение включало однопроводную систему проводки с напряжением в 12 В. Для грузовика использовались 2 аккумуляторные батареи 3-СТ-84-ПМС-3 и генератор Г12-В.
кабина оператора в сравнении с предшественником была модернизирована. Если в более ранних грузовиках отсутствовал отопитель, имелась плохая вентиляция, а уровень комфорта оставлял желать лучшего, то в ЗИЛ 157 данные параметры заметно улучшились, хотя полностью убрать недостатки не удалось.
Гидроусилителя у автомобиля по-прежнему не появилось, потому процесс управления был достаточно сложным. В салоне установили радиатор отопителя, который имел дополнительный вывод на лобовое стекло, регулируемые кресла и качественные уплотнения. Уровень комфорта для водителя существенно вырос. Укороченные сопки позволили снизить силу удара, передающуюся рукам от колес в процессе движения. Для улучшения плавности хода на грузовик установили доработанные амортизаторы.
кабину оператора модернизировали несколько раз, но общие характеристики сохранились. Она представляла собой цельнометаллическую конструкцию с 3 посадочными местами. На крыше кабины оператора оператора находился круглый люк. В салоне располагались педали, ножной переключатель света и необходимые рычаги. опять же машина комплектовалась лебедкой для самовытаскивания.
Приборная панель получила минимум изменений. Центральное место на щитке было отведено спидометру с круглым циферблатом.
Внешность ЗИЛ 157 оказалась довольно интересной. Слегка удлиненная кабина оператора, односкатные колеса и широкие плоские крылья делали дизайн гармоничным. На боковых крыльях находились круглые фары, защищенные металлической решеткой. Сзади располагалась деревянная платформа со съемными бортовыми решетками и откидными сиденьями.
Конструкция ЗИЛ 157 была невероятно удачной, что подтверждалось длительным «сроком жизни» автомобиля и многочисленными положительными отзывами.
Цена нового и б/у ЗИЛ 157
Производство ЗИЛ 157 завершилось довольно давно, потому на продаже данных автомобилей практически не осталось. Ценники на них невысокие. Модели 1982-1987 года выпуска можно приобрести за 40000-90000 рублей, версии 1990-1994 года – за 100000-200000 рублей.
Аналоги
- ЗИЛ 131;
- МАЗ-5243;
- ГАЗ-66.
Источник: traktorbook.com
Легендарный грузовик ЗИЛ-157
История советского автомобилестроения знает немало легендарных автомобилей. Одним из таких, причем совершенно заслуженно, считается ЗИЛ-157. За три с небольшим десятка лет выпуска и намного более длительный срок эксплуатации машина получила множество прозвищ, включая такие своеобразные, как «Крокодил», «Мормон», «Бабай» или «Колун».
- История создания ЗИЛ-157
- Область использования автомобиля
- Гражданские и военные модификации
- Общее описание ЗИЛ-157
- Кабина
- Кузов
- Двигатель
- Трансмиссия
- Технические характеристики
- Видео «Грузовик ЗИЛ 157, обзор, история создания»
Характерной особенностью грузового автомобиля ЗИЛ-157 стала универсальность. Она выражалась в одинаково эффективном применении машины как в гражданских, так и военных целях. Учитывая легендарный статус и внушительную историю использования, имеет смысл рассмотреть историю создания, описание и технические характеристики ЗИЛ-157 более подробно.
История создания ЗИЛ-157
Автомобиль ЗИЛ-157 выпускался в течение 1958-1991 годов, то есть 33 года. Самые последние модификации модели в виде ЗИЛ-157КД производились еще несколько лет – до 1994-го. Общее количество сошедших с конвейера машин составило без малого восемьсот тысяч. До 1978 года изготовлением автомобиля занимался столичный Завод им. Лихачева, давший ему название.
Затем эстафету производства грузовиков перехватил автомоторный завод из Новоуральска.
Изначально грузовой ЗИЛ-157 создавался для нужд Советской армии. Последняя всегда нуждалась в проходимых машинах с высокой грузоподъемностью. Во время Великой Отечественной войны проблему удалось частично решить за счет американского «Студебекера», поставленного из США в СССР в количестве около ста тысяч авто. Кстати, одно из прозвищ ЗИЛ-157 – «Ступа» — возникло из наименования грузовика из Америки.
Предшественником легендарной машины стал ЗИС-151, который был разработан под влиянием «Студебекера», но уступал ему по многим параметрам. Чтобы ликвидировать отставание и даже превзойти «американца», был создан ЗИЛ-157. Он несколько походил на ЗИС-151, например, имел такую же кабину.
Но набор технических характеристик сильно отличался в лучшую сторону. Сказанное справедливо и по отношению двух других ключевых показателей эффективности грузового автомобиля – проходимости и грузоподъемности.
Успех советских автомобилестроителей подтверждает любопытный факт. После появления ЗИЛ-157 на международной выставке в Брюсселе контракты на поставку новинки из СССР были заключены с целым рядом европейских государств.
Область использования автомобиля
Как было отмечено выше, изначально основным назначением грузовика стало военное.
Автомобиль активно применялся как для перевозки вооружений, так и транспортировки личного состава. Кроме того, шасси грузовика применялось для установки специфического военного оборудования, например, РСЗО или широко распространенных зенитных комплексов «Десна», обозначаемых как С-75.
Благодаря хорошей проходимости ЗИЛ-157 использовался для комплектования саперных подразделений. Модификация в виде седельного тягача применялась для транспортировки понтонов, которые предназначались для наведения мостов через водные преграды. Перевозка одного комплекта ППС, позволяющего быстро смонтировать переправу грузоподъемностью в пределах 100 тонн и длиной до 790 метров, производилась сразу на 480 грузовиках.
Некоторые разновидности автомобиля применялись в составе автопоездов, перевозивших различные типы ракетного вооружения. Еще одной областью применения ЗИЛ-157 стало использование в связке с транспортной машиной модели 9Т22, которая входила в состав гусеничного ЗРК «Куб» (2К12).
За годы выпуска грузовой автомобиль получил несколько модификаций. Некоторые из них позволили активно применять машину не только в военных, но и в гражданских целях. А потому заслуживают отдельного рассмотрения.
Гражданские и военные модификации
Некоторые из военных модификаций грузовика перечислены выше. Здесь же необходимо отметить основные этапы совершенствования и видоизменения машины, которые включают:
- выпуск базовой модели ЗИЛ-157 в течение 1958-1961;
- разработка и производство ЗИЛ-157К, запущенного в серию уже через три года после появления исходной версии – в 1961 году и выпускавшегося вплоть до 1978 года;
- еще одна модернизация, результатом которой стала разработка ЗИЛ-157КД, которая производилась с 1978 по 1994 годы.
Отдельного упоминания заслуживают разные варианты комплектации грузового автомобиля, включая наиболее распространенные:
- седельный тягач – обозначался во всех трех модификациях добавлением буквы В (например, ЗИЛ-175В для базовой версии);
- тропический и экспортный варианты – соответственно, ЗИЛ-157Ю и ЗИЛ-157Э;
- специальный вариант шасси, оснащенный двумя бензобаками емкостью по 150 литров каждый – ЗИЛ-157Е.
Приведенный перечень далеко не полон, что показывает активную работу советских автомобилестроителей над улучшением и разнообразием выпускаемой техники. Важно отметить еще одну широко применяемую модификацию легендарного грузовика. Речь идет о пожарных машинах, комплектация которых предусматривала установку на шасси ЗИЛ-157 разнообразного оборудования для пожаротушения.
Одна из самых популярных среди данного вида модификаций получила обозначение ПМЗ-27, которая стала базовой для множества различных моделей пожарных машин – применявшихся в течение длительного времени как в СССР, так и во множестве зарубежных стран.
Общее описание ЗИЛ-157
Как было отмечено ранее, внешний вид ЗИЛ-157 напоминал предшественника – ЗИС-151. Отличительными особенностями более поздней модели выступали:
- уменьшенный радиус колесных дисков;
- размещение запаски между лонжероном рамы и полом кузова;
- несколько уменьшенная длина рамы;
- установка системы регулирования давления в автомобильных шинах;
- повышенная проходимость;
- использование более современных материалов для изготовления.
Характерные конструктивные особенности и описание основных рабочих узлов и деталей машины требуется описать более подробно. И для каждого по отдельности.
Кабина
Базовая модификация грузовика комплектуется трехместной кабиной, имеющей цельнометаллическую конструкцию. Доступ внутрь предоставляется посредством двух дверей, каждая оснащается опускающимися стеклами.
В кабине устанавливается сиденье водителя с регулировкой высоты, а также двухместный диван для пассажиров. Под диванной подушкой и за спинкой устроены ниши, предназначенные для размещения инвентаря и инструмента. Салон обшивался картоном.
Важным нововведением грузового автомобиля выступала система вентиляции и отопления. Она предусматривала установку электрического вентилятора. Для очистки ветровых стекол предназначен специальный очиститель, имеющий вакуумный привод.
Кузов
Стандартная модель ЗИЛ-157 предусматривает установку деревянной платформы с металлической оковкой для усиления.
Механизм открытия устанавливается только на задний борт (после 1975 года для некоторых моделей – еще и на боковые). Платформа оснащается местами для крепления специальных откидных лавок, вмещающих до 16 человек. Кузов комплектуется пятью дугами, предназначенными для монтажа тента из брезента.
Двигатель
Проходимость и высокая грузоподъемность автомобиля в значительной степени достигалась благодаря двигателю ЗИЛ-157. Силовой агрегат имел 6 цилиндров, карбюратор и систему жидкостного охлаждения. Машины, предназначенные для использования внутри СССР, комплектовались версией двигателя на 104 л. с.
Экспортный вариант автомобиля поставлялся с более мощной силовой установкой на 107 л. с. После 1978 года на грузовики некоторых модификация устанавливался усовершенствованный двигатель, мощность которого составила 110 л. с.
Трансмиссия
ЗИЛ-157 выделяется надежно работающей трансмиссией. Это достигается за счет сбалансированной конструкции, предусматривающей наличие следующих рабочих узлов и составных частей:
- двухдисковое сцепление (сухой тип), которое с 1961 года заменено на однодисковое;
- КПП с пятью передачами, причем последняя – пятая – с механизмом ускорения, а первая – без синхронизатора;
- двухскоростная распределительная коробка с понижением частоты вращения валов;
- карданный вал, установленный между раздаточной и основной коробкой;
- три вала, оснащенные карданными шарнирами и предназначенные для привода редукторов;
- еще один промежуточный вала, установленный между вторым и третьим мостами.
Характерной особенностью трансмиссии выступает возможность отключения переднего управляемого моста. Еще одной – отсутствие межосевого дифференциала. Допускалась дополнительная опция в виде коробки отбора мощностей, которая монтировалась на грузовой автомобиль по заказу покупателя.
Технические характеристики
Главной причиной популярности ЗИЛ-157 и получения грузовиком статусе легендарного стали отменные характеристики автомобиля. Перечислим основные из них для базовой модели:
Колесная база, м | 4, 22 |
Габаритные размеры (ДхШхВ), м | 6,68х2.32х2,35 (для бортового исполнения) |
Масса (снаряженная / полная), т | 5,54 / 10,19 |
Нагрузка на переднюю / заднюю ось, т | 2,7 / 7,42 |
Грузоподъемность (по твердому покрытию/по бездорожью), т | 5 / 3 |
Предельный уклон, град. | 28 |
Минимальный радиус разворота, м | 11,2 / 12 |
Максимальная масса прицепа (по твердому покрытию/по мягкому грунту), т | 5 / 3,5 |
Клиренс, см | 26 |
Максимальная скорость (для разных модификаций), км/ч | от 55 до 80 |
Расход топлива (для разных модификаций), л / 100 км | 40 — 47 |
Приведенные цифры варьировались в достаточно серьезных пределах – в зависимости от модификации и варианта исполнения.
Поэтому не стоит воспринимать их как нечто обязательное. Но даже беглый анализ показателей позволяет понять, насколько эффективным был грузовой автомобиль для своего времени. Именно поэтому он выпускался в течение длительного времени, во множестве вариаций и самых разных комплектациях.
Итог
ЗИЛ-157 заслуженно считается одним из самых известных грузовых автомобилей советского автопрома. Причины его популярности кроются в отменных технических характеристиках, которые дополняются хорошей проходимостью и серьезной грузоподъемностью. Бонусом становится универсальность грузовика, который активно использовался как для военных, так и гражданских нужд.
Сегодня купить ЗИЛ-157 достаточно проблематично, что вполне логично, если учесть, что серийный выпуск автомобиля был завершен в далеком 1991 году. Еще три года продолжалась сборка последних модификаций машины.
Именно поэтому в интернете можно встретить объявления о продаже ЗИЛ-157 с консервации — только такой вариант хранения способен обеспечить работоспособность легендарного грузовика. Стоимость машины определяется строго индивидуально и зависит от множества факторов, включая модификацию, сохранность, внешний вид и т.д.
Грузовик ЗИЛ 157, обзор, история создания
Источник: perevozka24.ru
ЗИЛ-157: олицетворение советского автопрома
Грузовик, продержавшийся в производстве более 30 лет, стал настоящим олицетворением советского автопрома. «Сто пятьдесят седьмой» являлся «рабочей лошадкой» и на Крайнем Севере, и в Средней Азии. Незаменимым он оказался и в армии, причем не только в СССР.
Содержание
- Рождение легенды
- Технические характеристики
- Народный грузовик
- Недостатки
Началась долгая и кропотливая работа по улучшению грузовика. Так и появился ЗИЛ-157. Его презентация состоялась в 1958 году в Париже.
Отличий от ЗИСа было много, но все равно ЗИЛ-157 требовал улучшений. Особенно это касалось его эксплуатации в армии, ведь подразумевалось, что машина встанет на вооружение. А значит, требовалось сделать грузовик надежным, простым в плане конструкции и не боящимся условий серьезного бездорожья.
Технические характеристики
Поскольку ЗИЛ-157 получил пять карданных валов, его оснастили 5-ступенчатой механической коробкой передач сложной конструкции. В таком виде трансмиссия просуществовала до первого рестайлинга, произошедшего в 1961 году. А потом у нее убрали 5-ую передачу, являвшуюся повышающей. Зато уже изначально «сто пятьдесят седьмой» получил улучшенную, по сравнению с ЗИСом-151, раздаточную коробку, которая включалась принудительно.
Пришлось конструктором и серьезно подойти к улучшению силового агрегата. Дело в том, что ЗИС комплектовали мотором, отличавшимся большим расходом топлива, но при этом он не мог похвастать большим запасом прочности. К тому же, двигатель часто перегревался при длительной работе. Естественно, военные требовали серьезных изменений.
Поэтому ЗИЛ-157 получил новый 6-цилиндровый агрегат с жидкостным охлаждением. Его рабочий объем составлял 5,6-литра и выдавал 104 «лошадки», а также 343 Нм крутящего момента. А чтобы мотор не перегревался, его оснастили новым радиатором с 6-лопастным пропеллером.
Максимальная скорость трехосного грузовика была не велика и составляла всего лишь 65 км/ч. И хотя аппетит машины серьезно снизился, его расход мог достигать и 40 литров на 100 километров пробега. Большое влияние на расход оказывал тип покрытия, по которому двигался грузовик, чем оно было хуже, тем больше ЗИЛ-157 потреблял бензина А-66 или А-72. Учитывая аппетит, грузовик оснастили парой бензобаков на 150 и 65 литров.
Народный грузовик
В 1961 году произошел серьезный рестайлинг грузовика, отразившийся и в названии. Теперь он стал ЗИЛом-157К. Из главных изменений можно отметить не только новую трансмиссию, но и однодисковое сцепление, а также телескопические амортизаторы.
Грузовик понравился военным, и он отправился служить. ЗИЛ-157 практически полностью соответствовал армейским требованиям. Кроме того, его шасси могло легко и быстро модифицироваться под различные нужды. Например, «сто пятьдесят седьмые» использовали под пусковые установки систем залпового огня. Нашел применение ЗИЛ и в инженерных войсках.
Так появилась модификация с буровой установкой. Она использовалась для бурения скважин и колодцев, чтобы обеспечить солдат питьевой водой в особо засушливых районах. Кроме этого, в инженерных войсках служили грузовики, при помощи которых солдаты возводили понтонные переправы и мосты.
В общей сложности, было выпущено около 800 тысяч ЗИЛов-157 самых разных модификаций, многие из которых поставлялись в дружественные страны. Наиболее востребованными были:
- ЗИЛ-157В (седельный тягач),
- ЗИЛ-157Ю (вариация для тропического климата),
- ЗИЛ-157Е (модель получила два бака по 150 литров),
- ЗИЛ-157 с кузовом КУНГ-1М (армейский автофургон),
- ПМЗ-27 и ПМЗ-56А (пожарные машины), а также некоторые другие.
Поскольку грузовик был очень популярен в стране и его одинаково хорошо знали как военные, так и сельхозники, ЗИЛ-157 получил множество прозвищ. У любого «народного автомобиля» такая участь. Например, его называли «Захаром» и «Полтергейстом», «Колуном» и «Бабаем», «Крокодилом» и «Ступой». А вот на Дальнем Востоке грузовик чаще всего называли «Крабом» или «Зурсом».
Недостатки
Несмотря на многочисленные технические решения, которые пошли только на пользу «сто пятьдесят седьмому», были у него и свои существенные недостатки. Например, в холодное время года особого контроля требовала система охлаждения. И при сильных морозах радиатор в обязательном порядке нужно было укутывать в кожухи-утеплители. Другой минус – отсутствие гидравлического усилителя руля, что для такого тяжёлого и массивного грузовика являлось нужной опцией.
Когда в 1966 году появился ЗИЛ-131, судьба «сто пятьдесят седьмого» висела на волоске. Поначалу от его производства даже хотели отказаться, но затем передумали. Но поскольку родное предприятие не могло физически осилить производство обеих моделей, ЗИЛ-157 перевели на Уральский автомоторный завод. На конвейере легендарный грузовик продержался до 1994 года, то есть, ему довелось даже увидеть распад Советского Союза. А ведь именно ЗИЛ-157 принято считать олицетворением автомобильной промышленности СССР.
Источник: stoneforest.ru