В ТС с пневматическими тормозами предусмотрено устройство управления стояночным и запасным (либо вспомогательным) тормозами — ручной пневматический кран. Все о кранах стояночного тормоза, их типах, конструкции и принципах работы, а также о верном подборе и замене данных устройств — читайте в статье.
Что такое кран стояночного тормоза?
Кран стояночного тормоза (ручной тормозной кран) — управляющий элемент тормозной системы с пневматическим приводом; ручной кран, предназначенный для управления устройствами растормаживания транспортного средства (пружинными энергоаккумуляторами ), входящими в состав стояночной и запасной либо вспомогательной тормозных систем.
Стояночный и запасной (а в некоторых случаях — и вспомогательный) тормоз транспортных средств с пневматическими тормозными системами строятся на основе пружинных энергоаккумуляторов (ЭА). ЭА создают усилие, необходимое для прижатия тормозных колодок к барабану, за счет пружины, а растормаживание производится подачей в ЭА сжатого воздуха. Такое решение обеспечивает возможность торможения даже при полном отсутствии сжатого воздуха в системе и создает условия для безопасной эксплуатации транспортного средства. Управление подачей воздуха в ЭА осуществляется водителем вручную с помощью специального крана стояночного тормоза (или просто ручного воздушного крана).
Тормозная система китайских грузовиков SHAANXI SHACMAN (шанкси, шакман)
На кран стояночного тормоза возлагается несколько функций:
- Подача сжатого воздуха на ЭА для растормаживания автомобиля;
- Выпуск сжатого воздуха из ЭА при торможении. Причем предусмотрено как полное стравливание воздуха при постановке на стояночный тормоз, так и частичное при работе запасного/вспомогательного тормоза;
- Проверка эффективности работы стояночного тормоза автопоездов (тягачей с прицепами).
Кран стояночного тормоза входит в число основных органов управления грузовых автомобилей, автобусов и иной техники с пневматическими тормозами. Некорректная работа данного устройства или его поломка может иметь трагические последствия, поэтому неисправный кран подлежит ремонту или замене. Для правильного выбора нового крана необходимо разобраться в существующих типах этих приборов, их конструкции и принципе работы.
Типы, конструкция и принцип работы крана стояночного тормоза
Краны стояночного тормоза отличаются конструкцией и функционалом (количеством выводов). По конструкции краны бывают:
- С поворотной рукояткой управления;
- С рычагом управления.
Кран стояночного тормоза с поворотной рукояткой
Кран стояночного тормоза отклоняемой рукояткой
Работа кранов обоих типов основана на похожих принципах, а отличия заключаются в конструкции привода и некоторых деталях управления — об этом сказано ниже.
По функционалу краны бывают:
- Для управления тормозной системой одиночного автомобиля или автобуса;
- Для управления тормозной системой автопоезда (тягача с прицепом).
В кране первого типа предусмотрено только три вывода, в устройстве второго типа — четыре. Также в кранах для автопоездов предусмотрена возможность временного отключения тормозной системы прицепа для проверки работоспособности стояночного тормоза тягача.
Для чего предназначена стояночная тормозная система
Все краны стояночного тормоза являются односекционными, обратного действия (так как обеспечивают прохождение воздуха только в одном направлении — от ресиверов к ЭА, и от ЭА в атмосферу). В состав устройства входит клапан управления, следящее устройство поршневого типа, привод клапана и ряд вспомогательных элементов. Все детали помещены в металлический корпус с тремя или четырьмя выводами:
- Подвод от ресиверов (подача сжатого воздуха);
- Вывод на ЭА;
- Вывод в атмосферу;
- В кранах для автопоездов — вывод на клапан управления тормозами прицепа/полуприцепа.
Привод крана, как указывалось выше, может строиться на основе поворотной рукоятки или отклоняемого рычага. В первом случае привод штока клапана осуществляется за счет выполненной внутри крышки корпуса винтовой канавки, по которой при повороте рукоятки движется направляющий колпачок. При повороте рукоятки по часовой стрелке колпачок вместе со штоком опускаются, при повороте против часовой стрелки — поднимаются, что и обеспечивает управление клапаном. Также на поворотной крышке располагается стопор, который при повороте рукоятки нажимает на дополнительный клапан проверки действия тормоза.
Во втором случае управление клапаном осуществляется с помощью связанного с рукояткой кулачка определенной формы. При отклонении рукоятки в ту или иную сторону кулачок давит на шток клапана или отпускает его, осуществляя управление воздушными потоками. В обоих случаях рукоятки имеют механизм фиксации в крайних положениях, вывод из этих положений осуществляется оттягиванием рукоятки вдоль ее оси. А в кранах с отклоняемой рукояткой проверка работоспособности стояночного тормоза осуществляется, напротив, нажимом на рукоятку вдоль ее оси.
Принцип работы крана стояночного тормоза в общем случае сводится к следующему. В крайнем фиксированном положении рукоятки, соответствующем выключенному стояночному тормозу, клапан располагается таким образом, что воздух от ресиверов свободно поступает в ЭА, осуществляя растормаживание транспортного средства. При включении стояночного тормоза рукоятка переводится во второе фиксированное положение, клапан перераспределяет воздушные потоки таким образом, что воздух от ресиверов перекрывается, а ЭА сообщаются с атмосферой — давление в них падает, пружины разжимаются и обеспечивают затормаживание транспортного средства.
В промежуточных положениях рукоятки в работу вступает следящее устройство — это обеспечивает функционирование запасной или вспомогательной тормозной системы. При частичном отклонении рукоятки из ЭА стравливается некоторое количество воздуха и колодки подходят к тормозному барабану — происходит необходимое торможение.
При остановке рукоятки в данном положении (она удерживается рукой) срабатывает следящее устройство, которое перекрывает воздушную магистраль от ЭА — воздух перестает стравливаться и давление в ЭА остается постоянным. При дальнейшем движении рукоятки в ту же сторону воздух из ЭА снова стравливается и происходит более интенсивное торможение. При движении рукоятки в обратную сторону обеспечивается подача воздуха из ресиверов в ЭА, что приводит к растормаживанию автомобиля. Таким образом, интенсивность торможения пропорциональна углу отклонения рукоятки, что обеспечивает комфортное управление транспортным средством при неисправной рабочей тормозной системе или в иных ситуациях.
В кранах для автопоездов предусмотрена возможность проверки стояночного тормоза рычага. Такая проверка осуществляется переводом рукоятки в соответствующее положение, следующее за положением полного затормаживания (включения стояночного тормоза), или нажимом на нее. В этом случае специальный клапан обеспечивает сброс давления из управляющей магистрали тормозной системы прицепа/полуприцепа, что приводит к его растормаживанию. В результате тягач остается заторможенным только пружинами ЭА, а полуприцеп — полностью расторможенным. Такая проверка позволяет оценить эффективность работы стояночного тормоза тягача автопоезда при стоянке на уклонах или в иных ситуациях.
Кран стояночного тормоза монтируется на приборной панели автомобиля или на полу кабины рядом с водительским сиденьем (по правую руку), он подключается к пневмосистеме тремя или четырьмя трубопроводами. Под краном или на его корпусе наносятся надписи, позволяющие избежать ошибок управления тормозной системой.
Вопросы выбора, замены и обслуживания крана стояночного тормоза
Кран стояночного тормоза в процессе эксплуатации автомобиля постоянно находится под высоким давлением и подвергается различным негативным воздействиям, поэтому в нем высока вероятность возникновения неисправностей. Наиболее часто из строя выходят направляющие колпачки, клапаны, пружины и различные уплотнительные детали. Неисправность крана диагностируется по некорректной работе всей стояночной системы транспортного средства. Обычно при поломках данного узла невозможно затормаживание или, напротив, растормаживание автомобиля. Также возможны утечки воздуха из крана вследствие плохого уплотнения места соединения выводов с трубопроводами, а также при образовании трещин и выломов в корпусе.
Неисправный кран демонтируется с автомобиля, разбирается и подвергается дефектации. Если проблема в уплотнителях или в колпачке, то детали можно заменить — обычно они предлагаются в ремонтных комплектах. При более серьезных поломках кран меняется в сборе. На замену следует брать прибор того же типа и модели, что был установлен на автомобиле ранее.
Недопустимо на тягачи, эксплуатируемые с прицепами/полуприцепами, устанавливать 3-выводные краны, так как с их помощью невозможно организовать управление тормозной системой прицепа. Также кран должен соответствовать старому по рабочему давлению и установочным размерам.
Замена крана выполняется в соответствии с инструкцией по ремонту транспортного средства. При последующей эксплуатации данный прибор регулярно подвергается проверке, при необходимости в нем заменяются уплотнители. Эксплуатация крана должна соответствовать установленному производителем транспортного средства порядку — только в этом случае вся тормозная система будет работать эффективно и надежно в любых условиях.
Источник: dzen.ru
Стояночная тормозная система грузовых автомобилей большой грузоподъемности
Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижность автомобиля-тягача без прицепа на уклонах до 20%, автопоезда на уклонах до 18% и автопоезда только тормозной системой автомобиля-тягача на уклонах до 12%.
На протяжении многих лет стояночная тормозная система грузовых автомобилей ЗИЛ представляла собой трансмиссионный (центральный) тормозной механизм с ручным механическим приводом.
Рис. 8.31. Стояночный центральный тормоз:
1 —коробка передач; 2 — колодки; 3 — щиток; 4 — ось колодки; 5 — накладка; 6 — малая оттяжная пружина; 7 — кронштейн; 8 — болт; 9 — ограничительная шайба; 10 — фланец ведомого вала; 11 — гайка; 12 — большая оттяжная пружина; 13 — разжимной кулак; 14 — сухарь колодки; 15 — сальник; 16 — палец штанги; 17 — регулировочный рычаг; 18 — штанга; 19 — барабан тормоза; 20 — угловой рычаг; 21 — кронштейн углового рычага; 22 — тяга привода; 23 — вилка тяги; 24 — палец; 25 — ушко тяги; 26 — зубчатый сектор рычага привода; 27 — стопорная защелка; 28 — тяга стояночного привода тормозного крапа; 29 — тяга защелки; 30 — рычаг привода; 31 — рукоятка тяги защелки
Стояночный тормоз (рис. 8.31) имеет две симметричные колодки 2 с прикрепленными к ним фрикционными накладками и сухарями 14, которые шарнирно опираются на одну опорную ось 4, закрепленную в кронштейне 7 тормоза. В средней части колодки опираются бобышками на выступы кронштейна и удерживаются от боковых смещений шайбами, установленными на втулках и зажатыми болтами. Оттяжные пружины 6 и 12 возвращают колодки в отторможенное положение, прижимая их к разжимному кулаку и оси 4. На разжимном кулаке установлен регулировочный рычаг 17, к которому присоединяется тяга привода стояночного тормоза. Барабан 19 стояночного тормоза с фланцем насажен на шлицевой конец вала коробки передач и закреплен гайкой 11.
Для предохранения тормоза от попадания в него масла в кронштейне установлен сальник 15, а на фланце 10 — маслоотражатель, который сбрасывает просочившееся масло через специальное отверстие в кронштейне наружу. Щиток 3 тормоза, прикрепленный к кронштейну, защищает механизм от попадания в него грязи.
Воспользуйтесь поиском по сайту:
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с) .
Источник: studopedia.org
Тормозные системы тягача КрАЗ-6443
Автомобиль оборудован рабочей тормозной системой, действующей на все колоса, стояночной тормозной системой, действующей на трансмиссию, и вспомогательной тормозной системой, установленной в системе выпуска отработавших газов.
Стояночная тормозная система имеет механический привод с помощью рычага, установленного между сиденьями, а рабочая и вспомогательная приводятся в действие энергией сжатого воздуха.
Схема пневматического привода тормозной системы автомобиля приведена на Рис. 44.
Рис. 44. Схема пневмооборудования:
1 — силовой пневмоцилиндр выключения подачи топлива; 2 — пневмоклапан включения вспомогательной тормозной системы; 3 – датчик включения тормозного крана полуприцепа; 4 — цилиндр заслонки вспомогательной тормозной системы; .5 — пневмосигнал; 6 — электроклапан включения пневмосигнала; 7 –одинарный защитный клапан; 8 – пневмоцилиндр выключения сцепления; 9 — клапан редукционный; 10 — электропневмоклапан переключения передач в раздаточной коробке; 11 — электропневмоклапан включения блокировки межосевого дифференциала и включения переднего ведущего моста; 12 — электропневмоклапан включения блокировки межколесных дифференциалов; 13 — соединительная головка «Палм» управляющей магистрали; 14 — соединительная головка «Палм» питающей магистрали; 15, 18 — пневмокамеры включения блокировки межколесных дифференциалов заднего и среднего мостов; 16, 17, 20, 23 — воздухопроводы; 19 — пневмокамера включения блокировки межколесного дифференциала; 21 — пневмокамера включения привода переднего ведущего моста; 22 — пневмокамера переключения передач в раздаточной коробке; 24 — двухсекционный тормозной кран; 25 — манометр двухстрелочный; 26, 34, 48 — клапаны контрольного вывода; 27 — блок разбора воздуха; 28 — противозамерзатель; 29 — регулятор давления; 30 — водоотделитель; 31 — компрессор; 32, 33, 40 — ресиверы; 35 — передняя тормозная камера; 36, 49 — краны разобщительные; 37 — клапан перепускной двухмагистральный; 38 — датчик давления; 41 — четырехконтурный защитный клапан; 42 – кран тормозной обратного действия с ручным управлением; 43 — клапан ускорительный; 44 — клапан управления тормозной системой полуприцепа о двухпроводным приводом: 45 — датчик включения сигнала «Стоп»; 46 — тормозная камера среднего моста; 47 – тормозная камера заднего моста
Пневмопривод рабочей тормозной системы раздельный: тормозные механизмы колес переднего моста приводятся в действие от верхней секции тормозного крана, а колес заднего моста — от нижней секции.
Тормозные механизмы колес среднего моста приводятся в действие от обеих секций тормозного крана через днухмагистральный перепускной клапан и ускорительный клапан.
Привод тормозной системы полуприцепа выполнен по двухпроводной схеме (управляющая и питающая магистрали).
5.12.1. Рабочая тормозная система тягача КрАЗ-6443
Предназначена для снижения скорости движущегося автомобиля до полной его остановки.
Тормозной механизм каждого колеса имеет две внутренние колодки с фрикционными накладками. Колодки опираются на одну ось, установленную в суппорте. В отторможенном состоянии колодки, стягиваются пружинами и прижаты к разжимному кулаку через ролики, а при торможении раздвигаются кулаком и прижимаются к внутренней поверхности тормозного барабана.
На шлицевых концах разжимных кулаков установлены регулировочные рычаги, соединенные вилками со штоками тормозных камер. Регулировочные рычаги имеют червячную передачу для регулировки зазора в тормозном механизме. Спиральная поверхность разжимного кулака обеспечивает возможность регулировки до полного износа фрикционных накладок. По мере износа фрикционных накладок зазор между ними и тормозными барабанами увеличивается и его необходимо регулировать.
Проверка зазора и регулировка тормозных механизмов. Зазор между тормозным барабаном и накладками колодок рекомендуется проверять с помощью щупа через отверстие в защитном диске. Если величина зазора выходит за пределы 0,2 — 0,6 мм или максимальный выход штоков тормозных камер превышает 40 мм, необходимо отрегулировать тормозные механизмы в такой последовательности:
поднять мост автомобиля домкратом так, чтобы колесо не касалось поверхности земли (пола);
отпустить болт 3 (Рис. 45) и сдвинуть вверх стопорную пластину, фиксирующую головку червяка;
вращением регулировочного червяка прижать колодки к барабану так, чтобы колесо нельзя было повернуть рукой;
повернуть регулировочный червяк в обратном направлении на одну-две грани для получения необходимого зазора или выхода штока тормозной камеры;
проверить величину зазора (выход штока) и легкость вращения колеса;
установить на место стопорную пластину и затянуть болт 3.
Необходимо стремиться, чтобы зазоры (выход штоков) между колодками и барабаном правых и левых колесных тормозных механизмов были одинаковыми с целью лучшей эффективности торможения.
Регулировка тормозных механизмов без вывешивания колес производится в следующей последовательности:
отпустить болт 3 и сдвинуть вверх стопорную пластину, фиксирующую головку червяка;
вращением регулировочного червяка прижать колодки к тормозному барабану (заметно по усилию па ключе);
повернуть регулировочный червяк в обратном направлении на одну-две грани, что соответствует требуемому зазору;
установить на место стопорную пластину и затянуть болт 3.
Правильность регулировки и одновременность торможения колес окончательно проверить контрольным пробегом. Повышенный нагрев тормозных барабанов не допускается и должен быть устранен повторной регулировкой.
5.12.2. Стояночная тормозная система тягача КрАЗ-6443
Предназначена для затормаживания, автомобиля на месте при остановках и на стоянке. Пользоваться этой системой при движении автомобиля не рекомендуется.
Стояночная тормозная система (Рис. 46) — трансмиссионная, тормозной механизм — барабанного типа с двумя внутренними колодками и механическим приводом, установлен на раздаточной коробке и действует на привод мостов задней тележки. Рычаг 2 при помощи тяг и промежуточных рычагов соединен с регулировочным рычагом разжимного кулака.
Рис. 45. Проверка зазоров и регулировка тормозных механизмов
1 — тормозная камера; 2 — головка регулировочного червяка; 3 — болт крепления стопорной пластины;
4 — рычаг регулировочный; 5 — барабан тормозной; 6 — щуп
Рис. 46. Стояночная тормозная система:
1 — головка тяги защелки; 2 — рычаг; .3 — защелка; 4 — зубчатый сектор; .5 — тяга вертикальная; 6 — кронштейн; 7 — тяга продольная; 8 — рычаг со втулками; 9 — тяга шарнирная; 10 — датчик включения сигнальной лампы стояночной тормозной системы; 11 – болт регулировочный; 12 — рычаг
При затормаживании автомобиля рычаг должен надежно фиксироваться на зубцах сектора, а при нажатии на головку 1рукоятки — свободно перемещаться в исходное положение; При торможении стояночной тормозной системой на панели приборов загорается контрольная лампа (от датчика 10).
Регулировка стояночной тормозной системы. Производится при нижнем положении рычага 2 (защелка 3 на первой впадине сектора 4) в такой последовательности:
вставить щуп толщиной 0,2 мм между барабаном и накладной колодки и поворотом регулировочного рычага 12 установочным болтом 11 (при предварительно отпущенной контргайке) прижать колодцу к щупу так, чтобы его можно было вынуть с усилием 20-30 Н (2 — 3 кгс). При этом зазор между барабаном и накладкой другой колодки должен быть и пределах 0,2 — 0,6 мм.
После окончания регулировки затянуть контргайку болта 11. Регулировка привода осуществляется с помощью изменения длины тяг 5, 7 и 9.
5.12.3. Вспомогательная тормозная система тягача КрАЗ-6443
Вспомогательная тормозная система — дроссельного типа, компрессионная с пневматическим приводом. Предназначена для торможения автомобиля »неработающим двигателем, когда подача топлива выключена. Действие тормозной системы основано на создании противодавления в выпускном газопроводе двигателя путем перекрытия его проходного сечения заслонкой.
Включение тормозной системы осуществляется нажатием на педаль, установленную на полу кабины. При этом открывается пневмоклапан, и воздух поступает в силовой пневмоцилиндр останова двигателя (выключая подачу топлива) и цилиндр включения вспомогательной тормозной системы (перекрывая заслонкой выпускной газопровод).
При отпускании педали вначале открывается заслонка, а затем включается подача топлива.
5.12.4. Компрессор тягача КрАЗ-6443
Автомобильный компрессор (Рис. 47) поршневого типа, непрямоточный, двухцилиндровый, одноступенчатого сжатия. Он установлен в развале цилиндров двигателя на специальной площадке верхней крышки блока и приводится в действие клиновидным ремнем от шкива вентилятора.
Рис. 47. Компрессор:
1 — шкив; 2 — поршень; 3 — седло нагнетательного клапана; 4 — клапан нагнетательный; 5 — пробка нагнетательного клапана; 6 — пружина; 7 — головка блока; 8 — блок цилиндров; 9, 13 — крышки картера; 10 — шарикоподшипники; 11 — картер; 12 — коленчатый вал; 14 — манжета
Предназначен для создания запаса сжатого воздуха в ресиверах пневмопривода тормозной системы и питания сжатым воздухом потребителей.
Характеристика компрессора
Число цилиндров
Источник: drivermanuals.ru