Седельно-сцепное устройство КАМАЗ
Седельное устройство служит для шарнирного соединения тягача с полуприцепом, передачи тягового усилия от тягача к полуприцепу, передачи части веса полуприцепа на раму тягача. Оно позволит седельному тягачу изменить положение относительно полуприцепа при движении на поворотах. Седельное устройство обеспечивает полуавтоматическую сцепку и расцепку тягача с полуприцепами, диаметр шейки сцепных шкворней которых равен 50,8 ± 0,1 мм. Седельное устройство воспринимает вертикальную нагрузку не более 13 т.
Седельное устройство смонтировано на подставе, которая болтами прикреплена к раме автомобиля. На подставе закреплены два кронштейна 3 с резинометаллическими втулками. Седло установлено на кронштейнах с помощью двух осей, которые предохраняют от осевого перемещения стопорные пластины с болтами. Седло свободно вращается во втулках, чем обеспечивается продольный его наклон. Резинометаллические втулки позволяют значительно снизить динамические нагрузки, передаваемые полуприцепом на раму тягача, а также обеспечивают поперечный наклон седла до 3°. Сцепной механизм, размещенный под опорной плитой седла, состоит из двух захватов 11 и 13, установленных на осях 8 запорного кулака 15 со штоком и пружиной 16, защелки 17 с пружиной 7, рычага 14 управления расцепкой и предохранительной планки 2, установленной на оси 1.
Как работает седло
Запорный кулак 15 имеет два положения: заднее — захват закрыт; переднее — захват открыт. Шток запорного кулака удерживается от случайного перемещения в переднее положение предохранителем. После предварительного поворота предохранителя саморасцепки кулак 15 отводится в переднее положение рычагом 14 управления расцепкой и фиксируется в этом положении защелкой 17.
Когда сцепной шкворень входит в зев захватов 11 и 13 (кулак зафиксирован защелкой во взведенном положении), они раскрываются, кулак, освобожденный от фиксации защелкой, перемещается и упирается в затылок захватов.
При дальнейшем перемещении шкворня кулак упирается в кромки рабочего отверстия захватов и закрывает их. При этом кулак под действием пружины входит в пазы захватов и надежно запирает их.
Рис. 152. Седельное устройство:
1 — ось предохранительной планки; 2 — предохранительная планка; 3 — кронштейн; 4 — седло; 5, 9 и 10 — масленки; 6 — ось шарнира, 7 и 16 — пружины, 18 — ось захвата; 11 и 13 — захваты; 12 — шплинт; 14 — рычаг; 15 — запорный кулак; 17 — защелка.
Источник: everest-autokam.ru
Рама, тягово-сцепное и седельно-сцепное устройство. Автомобили КАМАЗ 43253, 43255, 53229, 55111, 65115, 65116, 65117, 6540. Руководство по эксплуатации
Рама автомобилей — штампованная, клепанная, состоит из двух лонжеронов переменного сечения, соединенных поперечинами, усилена наружными и внутренними накладками. Рамы автомобилей КАМАЗ моделей 43255, 55111, 65115, 6540 выполнены с кронштейнами крепления самосвальной установки.
Устройство седла тягача и принцип работы . устройство сцепного устройства седельного тягача
На задней поперечине рамы автомобилей установлена буксирная проушина. Она предназначена только для буксирования неисправного автомобиля на короткое расстояние.
В специальных комплектациях автомобилей моделей 55111, 53229 и 65115, предназначенных для работы в составе автопоездов, предусмотрено наличие тягово-сцепного устройства типа «крюк-петля» (типоразмер тягового крюка «3») с резиновыми упругими элементами, обеспечивающими двухстороннюю амортизацию (см. рис. Тягово-сцепное устройство).
На автомобиле модели КАМАЗ-53229 тяговосцепное устройство установлено на задней поперечине рамы, на автомобилях моделей КАМАЗ-55111 и 65115 — на подрамнике, закрепленном в задней части рамы.
При наличии осевого перемещения крюка более 0.5 мм эксплуатация автомобиля не допускается. В случае его появления следует разобрать тяговосцепное устройство и при необходимости выправить фланцы и заменить изношенные детали. При усадке резинового буфера необходимо установить дополнительные кольцевые прокладки между фланцами и резиновым буфером, после чего завернуть гайку, зашплинтовать ее и поставить на место защитный колпак.
Гайку крюка нельзя использовать для регулирования осевого перемещения крюка.
В случае появления в процессе эксплуатации радиального люфта на крюке более 1,5 мм (определяется в т. А) следует разобрать тягово-сцепное устройство и заменить изношенные детали с обеспечением величины люфта не более 0,45 мм.
Тягово-сцепное устройство
При эксплуатации с прицепом необходимо избегать складывания автопоезда, так как это может привести к поломке крюка.
На автомобиле КАМАЗ-65117 устанавливается тягово-сцепное устройство типа «шкворень-петля», обеспечивающее беззазорное соединение тягача с прицепом.
Седельно-сцепное устройство: 1 — левая сцепная губка; 2 — пружина защелки; 3 — защелка; 4 — шток запорного кулака; 5 — пружина запорного кулака; 6 — запорный кулак; 7 — правая сцепная губка; 8 — ось губки; 9, 14 — масленки; 10 — рычаг управления расцепкой; 11 — ось предохранителя саморасцепки; 12 — предохранитель саморасцепки; 13 — кронштейн седла; 15 — ось шарнира; 16 — седло; 17 — шпилька запорного кулака.
Возможна установка тягово-сцепного устройства типа «шкворень-петля» ф. «MIREAL» (Словакия) или «ROCKINGER» (Германия), описание конструкции, правила эксплуатации и обслуживания которых изложены в Руководствах по эксплуатации, прилагаемых к автомобилю.
На раме отдельных моделей и комплектаций автомобилей предусмотрено заднее защитное устройство.
На раме автомобиля КАМАЗ-65116 установлено седельно-сцепное устройство для сцепки-расцепки тягача с полуприцепом (см. рис. Седельно-сцепное устройство). Опорная плита седельного устройства покрывается тонким слоем смазки.
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ РАМЫ, ТЯГОВО-СЦЕПНОГО И СЕДЕЛЬНО-СЦЕПНОГО УСТРОЙСТВА, ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Трещины в лонжеронах и поперечинах
Заварите трещины. Перед сваркой трещину разделайте, а концы трещины засверлите сверлом диаметром 5 мм. После заварки трещины приварите усиливающую полосу толщиной 6—7 мм, причем швы должны располагаться в продольном направлении
Погнутость лонжеронов или поперечины
Правьте в холодном состоянии с помощью приспособлений и домкратов
Ослабление заклепочных соединений
Замените заклепки болтами с гайками и пружинными шайбами
Износ поверхностей губок сцепного устройства
При износе поверхностей губок сцепного механизма, охватывающих шкворень полуприцепа, до диаметра отверстия 54 мм замените губки новыми или восстановите их наплавкой металла с последующей обработкой до диаметра 51,0 — 51,2 мм
Седельно-сцепное устройство не закрывается
Сцепной шкворень полуприцепа установлен слишком высоко
Установить опорную плиту на одном уровне или на 50 мм ниже
Некачественное техническое обслуживание седельно-сцепного устройства
Привести седельно-сцепное устройство в рабочее состояние, после чего смазать его
Седельно-сцепное устройство не открывается
Автопоезд стоит на неровной поверхности или седельно-сцепное устройство находится под действием усилия растяжения
Разгрузить запорный механизм седельно-сцепного устройства
Некачественное техническое обслуживание седельно-сцепного устройства, повреждение деталей запорного механизма, неправильная регулировка запорного механизма
Устранить недостатки в техническом обслуживании или недостающие операции ТО, проверить отсутствие повреждения деталей запорного механизма, при необходимости отремонтировать их, заново отрегулировать запорный механизм
Седельно-сцепное устройство не остается в состоянии готовности к сцеплению
Источник: remkam.ru
Сцепки КАМАЗ
Тягово-сцепное устройство автомобиля КАМАЗ-5320 типа «крюк-петля» (рис. 1) состоит из крюка 16, хвостовик которого проходит через отверстие в задней поперечине рамы.
Стебель буксирного крюка вставлен в массивный цилиндрический корпус 2, с одной стороны закрытый защитным колпаком 1, а с другой — крышкой 20 корпуса.
Резиновый упругий буфер 5 расположен между фланцами 21 и 22, с помощью которых создается необходимый предварительный натяг резинового буфера, смягчающего ударные нагрузки при трогании автомобиля с прицепом с места, а также при движении по неровной дороге.
На пальце 18 установлена защелка 15 крюка, застопоренная собачкой 10, благодаря чему исключается возможность выхода дышла прицепа из зацепления с крюком.
Тягово-сцепное устройство автомобиля КАМАЗ-53212 — автоматическое, типа «шкворень-петля», обеспечивающее беззазорную сцепку тягача с прицепом.
Оно состоит из V-образного ловителя 1 (рис.), на котором закреплен исполнительный механизм с предохранителем 4 саморасцепки.
Рис. 2 Автоматическое тягово-сцепное устройство типа «шкворень-петля»
Исполнительный механизм представляет собой корпус 2, в направляющей полости которого перемещается шкворень 10.
Шкворень в верхнем положении фиксируется рычагом 3, закрепленным на оси, на которой также закреплены ручка 9 и две цилиндрические пружины 5.
На задней поперечине рамы 8 устройство закреплено гайкой 7.
С обеих сторон поперечины рамы установлены резиновые буферы 6, обеспечивающие двустороннюю амортизацию.
Для сцепки автомобиля с прицепом требуется выполнить следующее:
- — затормозить прицеп стоячным тормозом;
- — вывести предохранитель саморасценки из зацепления со шкворнем 10 и зафиксировать в этом положении, повернув его по часовой стрелке;
- — повернуть ручку 9 тягово-сцепного устройства вверх, при этом рычаг 3 поднимает шкворень 10 и застопорит его в этом положении (рис. 2);
- — установить дышло прицепа так, чтобы сцепная петля находилась на уровне ловителя 1 тягово-сцепного устройства;
- — подать автомобиль назад так, чтобы сцепная петля дышла прицепа вошла в ловитель тягово-сцепного устройства.
При этом она ударит по нижней конической поверхности шкворня, от удара шкворень должен опуститься вниз до упора, а предохранитель саморасцепки — войти в гнездо шкворня.
Седельно-сцепное устройство
Оно предназначено для буксирования полуприцепа с седельным тягачом, обеспечивает полуавтоматическую сцепку и расцепку тягача с полуприцепом.
Седельное устройство монтируется на кронштейнах 3 (рис. 3) сцепного устройства, которые крепятся к раме автомобиля болтами.
На этих кронштейнах закреплены два кронштейна 26 седла с резинометаллическими шарнирами.
Седло устанавливается на кронштейнах с помощью двух осей 29, которые предохраняются от осевого перемещения стопорными пластинами 4, закрепленными болтами.
Седло свободно вращается в шарнирах кронштейнов, чем обеспечивается его продольный наклон.
Резинометаллические шарниры позволяют значительно снизить динамические нагрузки, передаваемые полуприцепом на раму тягача, а также обеспечивают некоторый поперечный наклон седла.
Сцепной механизм размещен под опорной плитой 10 седла. Запорный кулак имеет два положения: заднее — губки закрыты, переднее — губки открыты.
Шток запорного кулака 21 удерживается от случайного перемещения в переднее положение предохранителем 16 саморасцепки.
После предварительного поворота предохранителя саморасцепки кулак отводится в переднее положение рукояткой 23 управления расцепкой и фиксируется в этом положении собачкой 20.
При введении сцепного шкворня в зев губок (кулак зафиксирован защелкой во взведенном положении) последне раскрываются и кулак 21, освобождений от фиксации защелкой, перемещается упирается в затылок губок.
При дальнейшем перемещении шкворня кулак под действием пружины 19 входит в паз губок и таким образом обеспечивает надежное их отпирание.
Источник: autoruk.ru
Седельно-сцепное устройство КАМАЗ-5320, -53212, -5410
Седельно-сцепное устройство (рис. 158) автомобилей-тягачей КАМАЗ-5410 и КАМАЗ- 54 112 обеспечивает полуавтоматическую сцепку и расцепку с полуприцепом. Сцепные шкворни полуприцепа должны иметь диаметр шейки 50,7—50,9 мм.
Рис. 158. Седельно-сцепное устройство: 1—кронштейн седла; 2—предохранитель саморасцепки; 3—ось предохранителя саморасцепки; 4—рычаг управления расцепкой; 5—пресс-масленка; 6—ось губки; 7—губка правая; 8—запорный кулак; 9—пружина запорного кулака; 10— шток запорного кулака; 11—защелка; 12—пружина защелки; 13—губка левая; 14—шпилька запорного кулака; 15—седло; 16—ось шарнира; 17—пресс-масленка
Седельное устройство монтируется на кронштейнах седельно-сцепного устройства, которые крепятся к раме автомобиля болтами. На этих кронштейнах закреплены два кронштейна 1 седла с резинометаллическими шарнирами. Седло 15 устанавливается на кронштейнах с помощью двух осей 16, которые предохраняются от осевого перемещения стопорными пластинами с болтами. Седло свободно вращается в шарнирах кронштейнов, чем обеспечивается продольный наклон седла. Резинометаллические шарниры позволяют значительно снизить динамические нагрузки, передаваемые полуприцепом на раму тягача, а также обеспечивают некоторый поперечный наклон седла.
Сцепной механизм размещен под опорной плитой седла.
Запорный кулак имеет два положения: заднее — губки закрыты и переднее — губки открыты. Шток 10 запорного кулака 8 удерживается от случайного перемещения в переднее положение предохранителем саморасцепки 2. После предварительного поворота предохранителя саморасцепки кулак отводится в переднее положение рычагом управления расцепкой 4 и фиксируется в этом положении защелкой 11. При введении сцепного шкворня в зев губок (кулак зафиксирован защелкой во взведенном положении) последние раскрываются и кулак, освобожденный от фиксации защелки, перемещается и упирается в затылок губок.
При дальнейшем перемещении шкворня кулак под действием пружины 9 входит в паз губок и таким образом обеспечивает надежное их запирание.
Техническое обслуживание
При ТО-1:
— проверьте состояние седельносцепного устройства внешним осмотром;
— проверьте состояние и крепление пружин запорного кулака и защелки седельного устройства внешним осмотром;
При ТО-2 смажьте седельное устройство через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки, а опорную плиту тонким слоем солидола.
Ремонт
При износе поверхностей губок сцепного механизма, охватывающих шкворень полуприцепа, до размера отверстия Ø 54 мм замените их новыми или восстановите наплавкой металла с последующей обработкой до размера Ø 50,2—50,4 мм.
При износе поверхностей запорного кулака в месте захвата кулака с губками сцепного механизма до размера 71,5 мм замените его новым или восстановите наплавкой металла с последующей обработкой до размера Ø 73,4—73,8 мм. В случае поломки пружин замените их на новые.
Проверьте целостность сварного шва в местах крепления шпилек запорного кулака с седлом и штока запорного кулака с запорным кулаком. При необходимости подварите, при этом сварной шов не должен выступать над опорной поверхностью седла.
Проверьте крепление предохранителя саморасцепки. При выводе его из положения равновесия в любую сторону он должен возвращаться в исходное положение под действием собственной массы.
Источник: banga.ua