Принцип работы седельно сцепного устройства КАМАЗ

Седельно-сцепное устройство КАМАЗ

Седельное устройство служит для шарнирного соеди­нения тягача с полуприцепом, передачи тягового усилия от тягача к полуприцепу, передачи части веса полупри­цепа на раму тягача. Оно позволит седельному тягачу изменить положение относительно полуприцепа при дви­жении на поворотах. Седельное устройство обеспечивает полуавтоматическую сцепку и расцепку тягача с полу­прицепами, диаметр шейки сцепных шкворней которых равен 50,8 ± 0,1 мм. Седельное устройство воспринимает вертикальную нагрузку не более 13 т.

Седельное устройство смонтировано на под­ставе, которая болтами прикреплена к раме автомобиля. На подставе закреплены два кронштейна 3 с резинометаллическими втулками. Седло установлено на кронштейнах с помощью двух осей, которые предохраняют от осевого перемещения стопорные пластины с болтами. Седло сво­бодно вращается во втулках, чем обеспечивается продоль­ный его наклон. Резинометаллические втулки позволяют значительно снизить динамические нагрузки, передава­емые полуприцепом на раму тягача, а также обеспечивают поперечный наклон седла до 3°. Сцепной механизм, размещенный под опорной плитой седла, состоит из двух захватов 11 и 13, установленных на осях 8 запорного кулака 15 со штоком и пружиной 16, защелки 17 с пружи­ной 7, рычага 14 управления расцепкой и предохрани­тельной планки 2, установленной на оси 1.

Как работает седло

Запорный кулак 15 имеет два положения: заднее — захват закрыт; переднее — захват открыт. Шток запор­ного кулака удерживается от случайного перемещения в переднее положение предохранителем. После предвари­тельного поворота предохранителя саморасцепки кулак 15 отводится в переднее положение рычагом 14 управления расцепкой и фиксируется в этом положении защелкой 17.

Когда сцепной шкворень входит в зев захватов 11 и 13 (кулак зафиксирован защелкой во взведенном положении), они раскрываются, кулак, освобожденный от фиксации защелкой, перемещается и упирается в затылок захватов.

При дальнейшем перемещении шкворня кулак упи­рается в кромки рабочего отверстия захватов и закрывает их. При этом кулак под действием пружины входит в пазы захватов и надежно запирает их.

Рис. 152. Седельное устройство:

1 — ось предохранительной планки; 2 — предохранительная планка; 3 — кронштейн; 4 — седло; 5, 9 и 10 — масленки; 6 — ось шарнира, 7 и 16 — пружины, 18 — ось захвата; 11 и 13 — захваты; 12 — шплинт; 14 — рычаг; 15 — запорный кулак; 17 — защелка.

Источник: everest-autokam.ru

Рама, тягово-сцепное и седельно-сцепное устройство. Автомобили КАМАЗ 43253, 43255, 53229, 55111, 65115, 65116, 65117, 6540. Руководство по эксплуатации

Рама автомобилей — штампованная, клепанная, состоит из двух лонжеронов переменного сечения, соединенных поперечинами, усилена наружными и внутренними накладками. Рамы автомобилей КАМАЗ моделей 43255, 55111, 65115, 6540 выполнены с кронштейнами крепления самосвальной установки.

Устройство седла тягача и принцип работы . устройство сцепного устройства седельного тягача

На задней поперечине рамы автомобилей установлена буксирная проушина. Она предназначена только для буксирования неисправного автомобиля на короткое расстояние.

В специальных комплектациях автомобилей моделей 55111, 53229 и 65115, предназначенных для работы в составе автопоездов, предусмотрено наличие тягово-сцепного устройства типа «крюк-петля» (типоразмер тягового крюка «3») с резиновыми упругими элементами, обеспечивающими двухстороннюю амортизацию (см. рис. Тягово-сцепное устройство).

На автомобиле модели КАМАЗ-53229 тяговосцепное устройство установлено на задней поперечине рамы, на автомобилях моделей КАМАЗ-55111 и 65115 — на подрамнике, закрепленном в задней части рамы.

Читайте также:  Вместимость грунта в КАМАЗ

При наличии осевого перемещения крюка более 0.5 мм эксплуатация автомобиля не допускается. В случае его появления следует разобрать тяговосцепное устройство и при необходимости выправить фланцы и заменить изношенные детали. При усадке резинового буфера необходимо установить дополнительные кольцевые прокладки между фланцами и резиновым буфером, после чего завернуть гайку, зашплинтовать ее и поставить на место защитный колпак.

Гайку крюка нельзя использовать для регулирования осевого перемещения крюка.

В случае появления в процессе эксплуатации радиального люфта на крюке более 1,5 мм (определяется в т. А) следует разобрать тягово-сцепное устройство и заменить изношенные детали с обеспечением величины люфта не более 0,45 мм.

Тягово-сцепное устройство

При эксплуатации с прицепом необходимо избегать складывания автопоезда, так как это может привести к поломке крюка.

На автомобиле КАМАЗ-65117 устанавливается тягово-сцепное устройство типа «шкворень-петля», обеспечивающее беззазорное соединение тягача с прицепом.

Седельно-сцепное устройство: 1 — левая сцепная губка; 2 — пружина защелки; 3 — защелка; 4 — шток запорного кулака; 5 — пружина запорного кулака; 6 — запорный кулак; 7 — правая сцепная губка; 8 — ось губки; 9, 14 — масленки; 10 — рычаг управления расцепкой; 11 — ось предохранителя саморасцепки; 12 — предохранитель саморасцепки; 13 — кронштейн седла; 15 — ось шарнира; 16 — седло; 17 — шпилька запорного кулака.

Возможна установка тягово-сцепного устройства типа «шкворень-петля» ф. «MIREAL» (Словакия) или «ROCKINGER» (Германия), описание конструкции, правила эксплуатации и обслуживания которых изложены в Руководствах по эксплуатации, прилагаемых к автомобилю.

На раме отдельных моделей и комплектаций автомобилей предусмотрено заднее защитное устройство.

На раме автомобиля КАМАЗ-65116 установлено седельно-сцепное устройство для сцепки-расцепки тягача с полуприцепом (см. рис. Седельно-сцепное устройство). Опорная плита седельного устройства покрывается тонким слоем смазки.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ РАМЫ, ТЯГОВО-СЦЕПНОГО И СЕДЕЛЬНО-СЦЕПНОГО УСТРОЙСТВА, ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Трещины в лонжеронах и поперечинах

Заварите трещины. Перед сваркой трещину разделайте, а концы трещины засверлите сверлом диаметром 5 мм. После заварки трещины приварите усиливающую полосу толщиной 6—7 мм, причем швы должны располагаться в продольном направлении

Погнутость лонжеронов или поперечины

Правьте в холодном состоянии с помощью приспособлений и домкратов

Ослабление заклепочных соединений

Замените заклепки болтами с гайками и пружинными шайбами

Износ поверхностей губок сцепного устройства

При износе поверхностей губок сцепного механизма, охватывающих шкворень полуприцепа, до диаметра отверстия 54 мм замените губки новыми или восстановите их наплавкой металла с последующей обработкой до диаметра 51,0 — 51,2 мм

Седельно-сцепное устройство не закрывается

Сцепной шкворень полуприцепа установлен слишком высоко

Установить опорную плиту на одном уровне или на 50 мм ниже

Некачественное техническое обслуживание седельно-сцепного устройства

Привести седельно-сцепное устройство в рабочее состояние, после чего смазать его

Седельно-сцепное устройство не открывается

Автопоезд стоит на неровной поверхности или седельно-сцепное устройство находится под действием усилия растяжения

Разгрузить запорный механизм седельно-сцепного устройства

Некачественное техническое обслуживание седельно-сцепного устройства, повреждение деталей запорного механизма, неправильная регулировка запорного механизма

Устранить недостатки в техническом обслуживании или недостающие операции ТО, проверить отсутствие повреждения деталей запорного механизма, при необходимости отремонтировать их, заново отрегулировать запорный механизм

Седельно-сцепное устройство не остается в состоянии готовности к сцеплению

Источник: remkam.ru

Сцепки КАМАЗ

Тягово-сцепное устройство автомобиля КАМАЗ-5320 типа «крюк-петля» (рис. 1) состоит из крюка 16, хвостовик которого прохо­дит через отверстие в задней поперечине рамы.

Стебель буксирного крюка вставлен в массивный цилиндрический корпус 2, с одной стороны закрытый защитным колпаком 1, а с другой — крышкой 20 корпуса.

Читайте также:  Если в редукторе на КАМАЗе большой люфт

Резиновый упругий буфер 5 рас­положен между фланцами 21 и 22, с по­мощью которых создается необходимый предварительный натяг резинового буфе­ра, смягчающего ударные нагрузки при трогании автомобиля с прицепом с места, а также при движении по неровной дороге.

На пальце 18 установлена защелка 15 крюка, застопоренная собачкой 10, благо­даря чему исключается возможность выхо­да дышла прицепа из зацепления с крюком.

Тягово-сцепное устройство автомобиля КАМАЗ

Тягово-сцепное устройство автомобиля КАМАЗ-53212 — автоматическое, типа «шкворень-петля», обеспечивающее безза­зорную сцепку тягача с прицепом.

Оно со­стоит из V-образного ловителя 1 (рис.), на котором закреплен исполнительный ме­ханизм с предохранителем 4 саморасцепки.

Тягово-сцепное устройство

Рис. 2 Автоматическое тягово-сцепное устройство типа «шкворень-петля»

Исполнительный механизм предста­вляет собой корпус 2, в направляющей полости которого перемещается шкво­рень 10.

Шкворень в верхнем положении фиксируется рычагом 3, закрепленным на оси, на которой также закреплены ручка 9 и две цилиндрические пружины 5.

На задней поперечине рамы 8 устройст­во закреплено гайкой 7.

С обеих сторон поперечины рамы установлены резиновые буферы 6, обеспечивающие двустороннюю амортизацию.

Для сцепки автомобиля с прицепом требуется выполнить следую­щее:

  • — затормозить прицеп стоячным тормо­зом;
  • — вывести предохранитель саморасценки из зацепления со шкворнем 10 и зафикси­ровать в этом положении, повернув его по часовой стрелке;
  • — повернуть ручку 9 тягово-сцепного уст­ройства вверх, при этом рычаг 3 поднимает шкворень 10 и застопорит его в этом поло­жении (рис. 2);
  • — установить дышло прицепа так, чтобы сцепная петля находилась на уровне лови­теля 1 тягово-сцепного устройства;
  • — подать автомобиль назад так, чтобы сцепная петля дышла прицепа вошла в ло­витель тягово-сцепного устройства.

При этом она ударит по нижней конической поверхности шкворня, от удара шкворень должен опуститься вниз до упора, а предо­хранитель саморасцепки — войти в гнездо шкворня.

Седельно-сцепное устройство

Оно предназначено для буксирования полу­прицепа с седельным тягачом, обеспечи­вает полуавтоматическую сцепку и расцеп­ку тягача с полуприцепом.

Седельно сцепной механизм автомобиля КАМАЗ

Седельное устройство монтируется на кронштейнах 3 (рис. 3) сцепного устрой­ства, которые крепятся к раме автомобиля болтами.

На этих кронштейнах закрепле­ны два кронштейна 26 седла с резинометаллическими шарнирами.

Седло устанавли­вается на кронштейнах с помощью двух осей 29, которые предохраняются от осево­го перемещения стопорными пластинами 4, закрепленными болтами.

Седло свободно вращается в шарнирах кронштейнов, чем обеспечивается его продольный наклон.

Резинометаллические шарниры позволяют значительно снизить динамические нагруз­ки, передаваемые полуприцепом на раму тягача, а также обеспечивают некоторый поперечный наклон седла.

Сцепной механизм размещен под опорной плитой 10 седла. Запорный кулак имеет два положения: заднее — губки закрыты, переднее — губки открыты.

Шток запорно­го кулака 21 удерживается от случайного перемещения в переднее положение предо­хранителем 16 саморасцепки.

После пред­варительного поворота предохранителя са­морасцепки кулак отводится в переднее положение рукояткой 23 управления рас­цепкой и фиксируется в этом положении собачкой 20.

При введении сцепного шкво­рня в зев губок (кулак зафиксирован за­щелкой во взведенном положении) последне раскрываются и кулак 21, освобожден­ий от фиксации защелкой, перемещается упирается в затылок губок.

При дальнейшем перемещении шкворня кулак под дей­ствием пружины 19 входит в паз губок и таким образом обеспечивает надежное их отпирание.

Источник: autoruk.ru

Седельно-сцепное устройство КАМАЗ-5320, -53212, -5410

Седельно-сцепное устройство (рис. 158) автомобилей-тягачей КАМАЗ-5410 и КАМАЗ- 54 112 обеспечивает полуавтоматическую сцеп­ку и расцепку с полуприцепом. Сцепные шкворни полуприцепа должны иметь диаметр шейки 50,7—50,9 мм.

Рис. 158. Седельно-сцепное устройство: 1—кронштейн седла; 2—предохранитель саморасцепки; 3—ось предохранителя саморасцепки; 4—рычаг управления расцепкой; 5—пресс-масленка; 6—ось губки; 7—губка правая; 8—запорный кулак; 9—пружина запорного кулака; 10— шток запорного кулака; 11—защелка; 12—пружина защелки; 13—губка левая; 14—шпилька запорного кулака; 15—седло; 16—ось шарнира; 17—пресс-масленка

Читайте также:  Объем кузова а м КАМАЗ

Седельное устройство монтируется на кронштейнах седельно-сцепного устройства, которые крепятся к раме автомобиля болтами. На этих кронштейнах закреплены два кронш­тейна 1 седла с резинометаллическими шарни­рами. Седло 15 устанавливается на кронштей­нах с помощью двух осей 16, которые предохраняются от осевого перемещения стопорными пластинами с болтами. Седло сво­бодно вращается в шарнирах кронштейнов, чем обеспечивается продольный наклон седла. Резинометаллические шарниры позволяют значительно снизить динамические нагрузки, передаваемые полуприцепом на раму тягача, а также обеспечивают некоторый поперечный наклон седла.

Сцепной механизм размещен под опорной плитой седла.

Запорный кулак имеет два положения: заднее — губки закрыты и переднее — губки открыты. Шток 10 запорного кулака 8 удерживается от случайного перемещения в переднее положение предохранителем саморасцепки 2. После предварительного поворота предохранителя саморасцепки кулак отво­дится в переднее положение рычагом управле­ния расцепкой 4 и фиксируется в этом поло­жении защелкой 11. При введении сцепного шкворня в зев губок (кулак зафиксирован защелкой во взведенном положении) послед­ние раскрываются и кулак, освобожденный от фиксации защелки, перемещается и упирается в затылок губок.

При дальнейшем перемещении шкворня кулак под действием пружины 9 входит в паз губок и таким образом обеспечивает надежное их запирание.

Техническое обслуживание

При ТО-1:

— проверьте состояние седельно­сцепного устройства внешним осмот­ром;

— проверьте состояние и крепление пружин запорного кулака и защелки седельного устройства внешним ос­мотром;

При ТО-2 смажьте седельное уст­ройство через пресс-масленки до вы­давливания свежей смазки, а опор­ную плиту тонким слоем солидола.

Ремонт

При износе поверхностей губок сцепного механизма, охватывающих шкворень полуприцепа, до размера отверстия Ø 54 мм замените их новы­ми или восстановите наплавкой ме­талла с последующей обработкой до размера Ø 50,2—50,4 мм.

При износе поверхностей запорно­го кулака в месте захвата кулака с губками сцепного механизма до размера 71,5 мм замените его новым или восстановите наплавкой металла с последующей обработкой до разме­ра Ø 73,4—73,8 мм. В случае полом­ки пружин замените их на новые.

Проверьте целостность сварного шва в местах крепления шпилек запорного кулака с седлом и штока запорного кулака с запорным кула­ком. При необходимости подварите, при этом сварной шов не должен выступать над опорной поверхностью седла.

Проверьте крепление предохранителя саморасцепки. При выводе его из положения равновесия в любую сторону он должен возвращаться в исходное положение под действием собственной массы.

Источник: banga.ua

Рейтинг
Загрузка ...