1. Синхронизатор коробки передач КАМАЗ-5320 [ 1 ].
Синхронизатор состоит из ступицы, неподвижно закрепленной на валу, зубчатой муфты, перемещающейся по зубчатой поверхности ступицы, бронзовых блокирующих сухарей, двух блокирующих колец и пружин.
Ступица имеет три паза А для сухарей, которые установлены в пазы ступицы и прижимаются пружинами к кольцевым выточкам Б на внутренней поверхности муфты. Каждое кольцо имеет три паза Г для сухарей, внутреннюю коническую поверхность В и зубчатый венец. Шестерни имеют наружные конусные поверхности Д и зубчатые венцы. Кольца устанавливают с двух сторон муфты.
Принцип действия синхронизатора следующий. При нейтральном положении синхронизатора его муфта и кольца не включены. Для включения четвертой передачи следует вилкой переместить муфту по ступице в сторону шестерни. При этом сухари, прижатые пружинами к муфте, воздействуют на кольцо и прижимают его к конусной поверхности Д шестерни.
Вследствие разности частоты вращения валов между коническими поверхностями кольца и шестерни возникает трение. За счет трения шестерня повернет кольцо относительно муфты на величину зазора, образованного сухарями в пазах кольца. При этом торцовые скосы зубьев кольца не позволяют зубьям муфты войти в зацепление с зубчатым венцом шестерни и муфта еще сильнее прижмет конусную поверхность кольца к конусной поверхности шестерни. В результате этого скорости вращения шестерни ц муфты уравняются, сопротивление перемещению муфты уменьшается и она войдет в зацепление с венцом шестерни, т.е. произойдет включение четвертой передачи.
Почему не отстегивается рычаг перекл. скоростей Камаз с ДВС Каменс или ЯМЗ
Аналогично происходит включение шестерни 4, т. е. третьей передачи.
1.2. Схема синхронизатора.
2. Клапан управления гидрусилителя рулевого привода ЗИЛ-4314.10 [2].
2.1. Устройство клапана.
Винт рулевого механизма проходит через промежуточную крышку который прикреплен корпус клапана управления. На винт надеты два упорных подшипника с золотником между ними. Золотник клапана и упорные подшипники закреплены на винте рулевого механизма гайки, утонченный край которой вдавлен в паз на винте.
Под гайку подложена коническая пружинная шайба, обеспечивающая равномерное сжатие упорных подшипников. Вогнутой стороной шайба обращена к подшипнику, большие кольца подшипника- к золотнику.
Золотник и винт могут перемещаться в осевом направлении на 1…1,2 мм в каждую сторону от среднего положения, т.к. длина золотника больше отверстия под него в корпусе клапана управления. В среднее положение он возвращается под действием пружин и реактивных плунжеров, находящихся под давлением масла, поступающего из магистрали высокого давления.
К корпусу клапана управления подведены два шланга от насоса рулевого управления: шланг высокого давления, по которому масло поступает от насоса, и шланг низкого давления для возврата масла в насос.
В отверстии для золотника корпуса клапана управления имеются три кольцевые расточки. К средней расточке подается масло от насоса. Полости шести малых отверстий корпуса клапана также соединены со средней расточкой. Через две крайние расточки осуществляется возврат масла к насосу. Задняя полость цилиндра усилителя соединена каналами с отверстием для золотника между его передней и средними расточками.
Ремонт и регулировка рычага переключения КПП Камаз!
2.2. Схема клапана
3. Регулятор тормозных сил автомобиля КАМАЗ [1].
3.1. Устройство регулятора.
Автоматический регулятор тормозных сил предназначен для автоматического регулирования давления сжатого воздуха подводимого при торможении к тормозным камерам мостов задней тележки автомобилей КАМАЗ в зависимости от действующей осевой нагрузки. Регулятор установлен на кронштейне, закрепленном на поперечине рамы автомобиля. Регулятор крепится на кронштейне гайками.
Рычаг регулятора с помощью вертикальной тяги соединен через упругий элемент и штангу с балками мостов и задней тележки. Регулятор соединен с мостами таким образом, что перекосы мостов во время торможения на неровных дорогах и скручивание мостов вследствие действия тормозного момента не отражается на правильном регулировании тормозных сил. Регулятор установлен в вертикальном положении. Длина плеча рычага и положение его при разгруженной оси подбирается по специальной номограмме в зависимости от хода подвески при нагружении оси и соотношения осевой нагрузки при груженном и порожнем состоянии.
3.2. Работа при частичной нагрузки.
При торможении сжатый воздух от тормозного крана подводится к выводу регулятора и воздействует на верхнюю часть поршня, заставляя его перемещаться вниз. Одновременно сжатый воздух по трубке поступает под поршень, который перемещается вверх и прижимается к толкателю и шаровой пяте, находящейся вместе с рычагом регулятора в положении, зависящим от величины нагрузки на ось тележки. При перемещении поршня вниз клапан прижимается к выпускному седлу толкателя. При дальнейшем перемещении поршня клапан отрывается от седла в поршне и сжатый воздух из вывода 1 поступает в вывод 2 и далее к тормозным камерам мостов задней тележки автомобиля.
Одновременно сжатый воздух через кольцевой зазор между поршнем и направляющей поступает в полость А под диафрагму и последняя начинает давить на поршень снизу. При достижении в выводе 1 соответствует соотношению активных площадей верхней и нижней сторон поршня, последний поднимается вверх до момента посадки клапана на впускное седло поршня. Поступление сжатого воздуха из вывода 1 к выводу 2 прекращается. Таким образом осуществляется следящее действие регулятора. Активная площадь верхней стороны поршня, на которую воздействует сжатый воздух, подведенный к выводу 1, остается всегда постоянной.
4. Привод тормозной системы Урал-4320 [4].
4.1. Общее устройство привода.
Привод тормозных механизмов – смешанный (пневмогидравлический), двухконтурный, с раздельным торможением колес переднего и двух задних мостов. Привод состоит из двух контуров. Один контур приводит в действие тормоза переднего моста, другой – тормоза заднего и среднего мостов.
На автомобилях имеется система сигнализации и контроля аварийного состояния тормозов, которая состоит из контрольных ламп, расположенных на панели приборов, датчиков минимального давления воздуха в воздушных баллонах и датчиков, установленных в пневмоусилителях тормозов.
Аппараты пневматического оборудования тормозов служат для создания на автомобиле запаса сжатого воздуха и для приведения в действие привода тормоза автомобиля и тормозов прицепа.
Воздушный компрессор поршневого типа, непрямоточный, двухцилиндровый, одноступенчатого сжатия, установлен на картере маховика в развале блока цилиндров и приводится в действие от блока распределительных шестерен.
Регулятор давления регулирует давление сжатого воздуха, поступающего от компрессора.
Двухсекционный тормозной кран предназначен для управления исполнительными механизмами рабочей тормозной системы автомобиля.
Пневматические усилители тормозов с главными тормозными цилиндрами установлены на лонжероне. Пневмоусилители рассчитаны на МАКС давление воздуха 600…800 кПа.
4.2. Рбота усилителя при торможении.
При нажатии на тормозную педаль открывается клапан в тормозном кране, и воздух поступает по трубопроводу под поршни 8 и 12 пневматического усилителя. Под действием воздуха шток с поршнями перемещается и через толкатель действует на поршень 16 главного тормозного цилиндра, который вытесняет жидкость в тормозную магистраль.
5. Регулятор давления МАЗ-64227 [2].
5.1. Устройство регулятора.
Предназначен для поддержания в пневматической тормозной системе давления сжатого воздуха в пределах 6,5-8,0 кгс/см 3 путем периодической разгрузки компрессора в атмосферу. Предохранительный клапан, встроенный в регулятор давления, обеспечивает перепуск воздуха в атмосферу при достижении в системе давления 9+0.5 кгс/см».
Регулятор давления с предохранительным клапаном состоит из корпуса, в котором расположены поршень, регулировочный болт, предохранительный клапан. Сжатый воздух из компрессора поступает в полость А, открывает обратный клапан и попадает в вывод, связанный с воздушными баллонами.
При повышении давления воздуха в выводе до 8 кгс/см 3 сжатый воздух, преодолевая сопротивление пружины регулировочного устройства, отжимает диафрагму от седла и поступает через каналы в корпусе регулятора в надпоршневую полость Б разгрузочного устройства. Сжатый воздух, действуя на поршень со стержнем, перемещает его вниз и открывает клапан. При этом воздух через канал и штуцер попадает в атмосферу. При падении давления в полости А клапан не дает возможности поступления воздуха из вывода в атмосферу. При падении давления в полости Б и выводе 1 до величины 6,5 кгс/см 3 диафрагма под давлением пружины садится на седло, прекращая поступление воздуха в полость Б.
Воздух, находящийся в полости Б, через дроссельное отверстие в поршне сообщается с атмосферой. Поршень под действием возвратной пружины возвращается в первоначальное положение. При этом клапан садится на седло, после чего прекращается поступление сжатого воздуха в атмосферу. Компрессор начинает нагнетать сжатый воздух в пневмосистему.
Клапан предохраняет пневматическую систему от чрезмерного повышения давления в случае неисправности разгрузочного устройства регулятора давления. Он состоит из корпуса, колпака, регулировочного винта. резинового клапана и пружины.
Воздух из вывода подводится к клапану через наклонные отверстия. При достижении давления в выводе / выше 8,9 + 0,5 кгс/см 3 открывается клапан и выпускает избыток воздуха в атмосферу через радиальное отверстие в корпусе клапана.
Источник: www.yurii.ru
Замена и настройка рычага регулировочного (трещетки) на грузовых автомобилях КАМАЗ
Трещотка КАМАЗ – это регулирующий элемент, который находится в тормозной системе. Это устройство контролирует работу тормозов и предохраняет их от преждевременного износа.
Устройство и принцип работы
Тормозное рычажное (храповое) устройство включает в себя следующие механизмы и детали:
- верхняя;
- зубчатое колесо;
- затыкать;
- червь;
- рамки;
- рукав;
- стопорный болт;
- застежки;
- пружинный запирающий механизм;
- устройство фиксации мяча;
- масленка;
- червячный вал
В корпусе этого устройства имеется червячное колесо зубчатого типа, которое снабжено специальными отверстиями. В эти отверстия устанавливаются валы в разжимном кулаке.
Для фиксации осевого механизма в конструкции предусмотрено стопорное устройство, шарик которого под действием пружинного механизма вставляется в специальное отверстие оси червячной передачи. Сама пружина упирается в ригель запирающего механизма.
Зубчатый механизм не выпадает из корпуса рычага благодаря защитным кожухам. При вращении осевого устройства червяк начинает вращать колесо, а вместе с ним вращается кулак разжимного типа, тем самым отодвигая тормозные собачки и уменьшая зазор между колодками и барабанным механизмом.
Когда вы нажимаете на педаль тормоза, кулачковый шток вращает собачку. Перед регулировкой зазора стопорного болта необходимо ослабить болт на 1 или 2 оборота, а после регулировки снова затянуть.
Как работает самоподводящаяся трещетка
Саморегулирующийся регулировочный рычаг имеет следующий принцип работы: храповик прижимает передние или задние тормозные колодки, разъединяя их. Затем колодки прижимаются к тормозному барабану.
Важно проводить регулярное техническое обслуживание, которое заключается в смазке регулировочного рычага.
В Интернете несложно найти видеоролики, в которых подробно показан процесс установки самоходной трещотки.
Как отрегулировать самоподводящиеся трещетки на КАМАЗе
Необходимость регулировки храповика возникает, когда зазор между колодками и барабаном становится слишком большим. Установить саморегулирующийся рычаг дифферента на КАМАЗ 65115 и другие модели своими руками достаточно просто.
Чтобы устранить эту проблему, не обязательно регулировать всю тормозную систему. Необходимо проверить, насколько затянуты гайки осей башмаков: при необходимости подтянуть до получения наименьшего хода штоков. Далее необходимо повернуть червяки регулировочного рычага до тех пор, пока зазор не станет необходимой величины.
Правила эксплуатации тормозной системы
Тормозная система КАМАЗ представлена несколькими типами тормозов:
- работник
- замена
- помощник
- система аварийного сброса
Рабочий тормоз является основным тормозом, используемым во время движения погрузчика. Запасной используется в случае выхода из строя основной системы и приводится в действие рычагом стояночного тормоза: в крайнем верхнем положении включается стояночный тормоз, в горизонтальном положении оба деактивируются, в любом другом положении система запасного тормоза активирован активирован.
Особых рекомендаций по эксплуатации нет, но важно регулярное техническое обслуживание, даже если система работает нормально. Важно проверить систему на наличие трещин, разгерметизации, осмотреть стыки воздуховодов. Если обнаружена какая-либо неисправность, то деталь подлежит замене. Также важно использовать только смазку, рекомендованную производителем.
Как развести и подвести
Перед удлинением собачки на КАМАЗе необходимо измерить свободный ход тяги.
Перед началом работы убедитесь, что парковочный механизм отключен вместе с силовым агрегатом.
Для проведения данной процедуры рекомендуется установить транспортное средство на беседку или на специальную площадку, предназначенную для проведения ремонтных работ. После этого следует измерить давление воздуха в системе пневмопривода тормозной системы.
Необходимо отметить расположение конечной точки стебля. Для этого потребуется установить линейку параллельно торцу штока корпуса тормозной камеры. После этого выжмите педаль тормоза до упора и отметьте новое положение штока.
Если разница между полученными результатами превышает 40 мм, необходимо ослабить стопорный болт, повернуть ось тормозного рычага и выдвинуть собачки до соприкосновения с корпусом барабана.
Для приведения храповиков необходимо сместить червячное осевое устройство до упора и отрегулировать работу тормозного механизма. Чтобы уменьшить ход штоков до 25мм, нужно провернуть вал на пол-оборота в обратную сторону. После этого можно подводить рычаг тормоза.
По завершению рекомендуется запустить двигатель и проверить работу механизма.
Полная регулировка
Для полной регулировки тормозной системы грузовика необходимо:
- ослабьте гайки оси
- подача сжатого воздуха в камеру
- центр кулачков относительно барабана
- отрегулировать ход штока (2-3 см) поворотом червяков рычага
- проверить равномерность движения шатунов и барабанов
Для регулировки могут потребоваться специальные инструменты. Этот метод тюнинга подходит для всех моделей КАМАЗ.
Частичная регулировка
Этот способ регулировки не требует особых навыков или специального инструмента. Частичная регулировка необходима, когда зазор между тормозными колодками и барабаном стал больше допустимой нормы, что влечет за собой снижение тормозной способности или выход из строя всей тормозной системы.
Самостоятельно произвести регулировку очень просто – ее суть заключается в подгонке деталей друг к другу. Перед началом работы необходимо измерить свободный ход штока (2-3 см). Дальнейшая регулировка осуществляется поворотом червячных винтов регулировочного рычага до тех пор, пока колодки не примут требуемое положение относительно барабана.
Как поменять
Перед началом процедуры рекомендуется включить стояночный тормоз и зафиксировать задние колеса тормозными колодками с обеих сторон. После этого ослабьте крепежные болты и гайки, приподнимите проступи и установите кронштейн.
Чтобы поменять храповик, необходимо полностью открутить механизмы крепления от колеса и выкрутить все болты из диска. Затем нужно снять тормозной шланг и отверткой отогнуть края стопорных шайб, фиксирующих направляющие болты, чтобы они не откручивались. Отвертку следует вставить между диском и тормозным штоком со стороны поршня суппорта, вдавить шток (это поможет снять давление с поршня) и снять собачку с диска. Затем вы можете поднять защитную крышку и снять собачку.
После выполненных действий нужно ослабить фиксирующую гайку, отодвинуть корпус суппорта вместе с фиксирующими скобами.
Перед установкой новой детали необходимо вдавить поршень суппорта скобой внутрь до упора. После этого рекомендуется проверить уровень тормозной жидкости в системе; при необходимости долить до необходимой отметки. Также следует произвести внешний осмотр толщины диска и тормозного шланга на наличие повреждений и дефектов. При обнаружении трещин элементы необходимо заменить новыми.
После этого можно установить новые собачки. Механизм собирается, выполняя все действия в обратном порядке.
Неисправности и ремонт
Ремонт этой детали достаточно сложен, при обращении в сервис обычно рекомендуют замену.
Определить неисправность можно при техосмотре: отдельные детали трещотки со временем изнашиваются, такие дефекты видны невооруженным глазом.
Снижение функциональности тормозной системы может быть обусловлено различными факторами, среди которых могут быть:
- износ прижимного механизма (проскальзывание рычага)
- крепление регулировочного болта
- проскальзывание регулировочного болта
Во всех этих случаях рекомендуется замена.
Однако может произойти снижение эффективности торможения из-за увеличения зазора между колодками и барабаном. В этом случае исправить ситуацию поможет регулировка, которую вы можете произвести самостоятельно.
Стоимость запчастей и их замены
Цена нового регулировочного рычага зависит от модели грузовика (чем больше тоннаж, тем дороже), а также производителя. В России распространены трещотки Knorr-Bremse, также встречаются TAIM. Купить регулировочный рычаг Knorr-Bremse для 10-тонных грузовиков можно по цене от 2 тысяч рублей.
Замена механизма стоит 1100 рублей, причем цена указана за замену только одного рычага регулировки, например переднего правого.
Источник: topvariator.ru
Устройство КПП на автобусах ПАЗ
Одним из самых важнейших узлов в автотранспорте является коробка переключения передач, которая отвечает за изменение передаточного отношения. КПП на автобусах ПАЗ, в зависимости от модификации, могут устанавливаться разные. Чаще всего это 4-скоростные или пятиступенчатые агрегаты производства ГАЗ или же пятипозиционные ZF S5-42, а также агрегаты производства СААЗ (3206, 136А3, 320670, 132М3 и другие).
При передвижении такой механизм подвергается значительным нагрузкам, а малоопытный водитель может существенно увеличить износ деталей, что потребует ремонта КПП ПАЗ или дорогостоящей замены. Перед эксплуатацией любого транспортного средства необходимо получить представление об устройстве как минимум важнейших узлов и систем.
Устройство КПП ПАЗ
Такой агрегат состоит из нескольких основных элементов:
- валы
- шестерни разного диаметра
- фланец
- синхронизаторы
- механизм управления
- картер
Современные коробки от СААЗ выделяется повышенным ресурсом и имеет ряд отличий от предшествующего поколения: присутствием в конструкции конических и игольчатых подшипников, муфтовых и пальчиковых синхронизаторов, а также бесконтактного датчика спидометра и шестерней, не требующих шпоночной посадки.
Особенности эксплуатации
Переключение КПП ПАЗ осуществляется рычагом механизма управления посредством тяги дистанционного привода. Как правило, переключение передач осуществляется легко, без люфтов и вибраций, особенно на современных автобусах. Если смена передачи затруднительна, рекомендуется отрегулировать привод, повернув вилку тяги переключения передач. Также причиной затруднительного переключения может быть остывшее масло из-за длительной стоянки на холоде.
Требуется регулярно заменять смазочную жидкость. При замене масла необходимо выбирать качественное и подходящее трансмиссионное масло. Спецификацию смазочных материалов всегда можно уточнить в сервисном центре (от -30 градусов Цельсия следует использовать специальное масло). Важно помнить, что при смене масла необходимо очищать сапун и магнитную сливную пробку, а также менять прокладку. Слив должен осуществляться сразу после окончания поездки.
Основные правила буксировки:
- не более 100 километров;
- коробка передач ПАЗ при его буксировании должна быть в нейтральном положении;
- не быстрее 60 километров в час;
- нейтральное положение.
Во время ремонта узла нельзя допускать, чтобы внутрь попадала грязь, что может привести к заеданию шестерен. Необходимо следить за целостностью шарнирных чехлов, состоянием резьбовых соединений и шарниров. В случае эксплуатации автобусов на пригородных маршрутах лучше всего делать выбор в пользу КПП для ПАЗ с ускоряющей пятой передачей. На городских же направлениях оптимальным решением будет агрегат с прямой пятой передачей.
Проверка сцепления поможет выяснить, требуется ли проверить и отрегулировать сцепление. Для этого нужно остановить транспорт и нажать на педаль сцепления, а затем, не позже чем через 20 секунд, медленно дать задний ход. Если в этот момент водитель услышит нехарактерный шум (скрежет кулачков муфты), то проверка и регулировка необходима. Стравливать избыточное давление можно через сильфон или воздушный клапан.
Признаки неисправностей и основные проблемы
Как и любой другой механизм, коробка переключения передач ПАЗ со временем изнашивается и может выйти из строя. Чтобы избежать дорогостоящего ремонта и выработать максимальный ресурс из агрегата, рекомендуется регулярно подвергать ТС техническому обслуживанию и обращать внимание на малейшие отклонения в работе узла.
Признаки неисправностей и их причины:
- отсутствие возможности переключить передачу – возможна поломка фиксаторов или пальцев, а также может быть нарушена регулировка управляющего привода;
- течь масла – высокое давление в картере, нарушение герметичности крепежа или износ прокладок;
- затруднение переключения – проблемы со сцеплением;
- посторонний шум – износ зубьев шестерен, ослабленное крепление элементов или поломка подшипников;
- переключение КПП ПАЗ вызывает скрежет и удары – поломка каретки и фасок пальцев или износ конусных колец синхронизатора;
- произвольное выключение передачи – слабое крепление головок и вилок, неисправность механизма переключения или существенный износ вилок.
Устранение таких неисправностей выполняется разными способами, от промывки сапуна и подтяжки креплений до замены синхронизаторов и регулировки элементов коробки.
Нередко можно услышать, что из-за короткого передаточного числа первой скорости водители автобусов Павловского завода предпочитают трогаться сразу со второй скорости. Причиной этому является то, что коробка автобусу досталась от грузовика. Как правило, на КПП ПАЗ Вектор такого не бывает, поскольку там стоит более прогрессивный механизм. Разумеется, следует соблюдать рекомендации, приведенные в официальной документации.
Если регулярно проверять уровень масла, не пренебрегать техосмотром, аккуратно управлять транспортом, а также выбирать качественную трансмиссионную жидкость, то коробка передач ПАЗ Вектор и любой другой модели прослужит долго и исправно.
Источник: www.yarkamp.ru
Что такое кулиса в коробке передач, где находится
При движении автомобиля, водитель управляет работой двигателя и коробкой передач. У автомобилей с механической коробкой передач используется кулиса, через которую водитель управляет передачами. Далее рассмотрим устройство кулисы, особенности ремонта и эксплуатации.
Что такое кулиса в коробке передач
Большинство автолюбителей кулисой называют рычаг переключения передач, то, что находится в салоне, однако это ошибочное мнение. Кулиса подразумевает собой механизм, который через ручку КПП связывает между собой шток, двигающий вилку передач. Если автомобиль переднеприводный, то кулиса находится под капотом, сверху или сбоку от коробки передач. Если авто заднеприводное, то до кулисы можно добраться лишь с днища.
На механизм выбора передач постоянно действует нагрузка: вибрационная, через вилки переключения передач и сила от воздействия руки водителя. Помимо прочего, кулиса ничем не защищена, поэтому недостаточное смазывание подвижных элементов, попадание воды и грязи в шарниры приводит к скорому выходу из строя целого механизма. Обратите внимание, что кулиса обладает ресурсом не менее 80 000 км.
Устройство кулисы
В процессе производства автомобилей, все устройства и механизмы проходят сквозь модернизацию и обновление конструкции. Автомобильная эволюция не обошла стороной и кулису коробки передач, она постоянно видоизменяется, однако принцип ее работы не меняется уже десятилетия. Для упрощения описания устройства механизма выбора передач, за основу возьмем обобщенный и наиболее распространенный тип кулисы.
Итак, кулиса состоит из четырех основных запчастей:
- рычага, через который водитель управляет КПП
- связывающая тяга или троса;
- шток-вилка с пальцем;
- набор вспомогательных шарнирных тяг и элементов.
Помимо прочего, в устройство кулисы может входить трос, корпус или пружинки. Благодаря слаженной работе механизма, водителю удается переключать передачи своевременно, с первого раза, из-за того, что рычаг “ходит” в заданных положениях.
В зависимости от конструктивных особенностей, кулиса может иметь два типа привода:
Большинство автопроизводителей используют тросовый привод кулисы, так как троса обеспечивают наименьший люфт рычага КПП, а конструкция самой кулисы упрощается и удешевляется во много раз. Причем у АКПП используется только трос.
Что касается кулисы, которая связывает механизм выбора передач и ручку КПП, за счет применения шарнирных соединений, имеются сложности регулировки, а также появления люфта при малейшем износе шарниров. Например в конструкции кулисы ВАЗ-2108 предусмотрен карданчик и реактивная тяга, которые при износе обеспечивают люфт.
Как осуществляется управление КПП?
Конструкция механизма выбора передач зависит от компоновки главных агрегатов. Раньше автомобили имели классическую компоновку, где двигатель и коробка передач установлены продольно, а значит нет необходимости использовать сложные механизмы. В некоторых авто кулиса прямая, то есть один конец ее сообщается с вилками выбора передач, но при этом водитель постоянно ощущает вибрацию от работы коробки передач. Более современных авто имеют кулису, оснащенную пластиковыми сухарями и шарнирными соединениями, через которые сообщается ручка КПП и кулиса.
Классическая кулиса выглядит таким образом: в корпусе находится наплыв шаровидной формы, который зажимается пластиковыми втулками, что обеспечивает подвижное движение ручки в разные стороны, при этом кулису нет возможности вынуть из корпуса просто так.
Схема управления передач примитивна: переводя рычаг КПП в сторону, устанавливает шток в проточку, которая фиксируется на ползунке. Перемещая ручку вперед и назад, шток двигает ползунок вилки, который вводит в зацепление шестерни, то есть включается необходимая передача.
В переднеприводных автомобилях с поперечным расположением двигателя, механизм выбора передач находится под капотом, а значит здесь используется дистанционное управление передач КПП.
Данная конструкция имеет целую систему связки рычагов и тяг, что в итоге мы называем “кулисой”. Здесь водитель, двигая ручку КПП, через длинную тягу или двойной трос, приводит в движение механизм выбора передач, установленный прямо на корпусе коробки передач.
Признаки неисправностей кулисы
Несмотря на то, что кулиса довольно надежна — постоянные воздействия нагрузок на него и суммарный пробег, как минимум требуют обслуживания и регулировки механизма. В противном случае, отсутствие обслуживания кулисы приводит к нежелательным последствиям, в виде сильного люфта или полной неисправности механизма в сборе. Наиболее вероятные признаки:
- люфт рычага (повышенная расшатанность);
- возникают трудности при переключении передач (передачи включаются с хрустом, или требуется прикладывание больших усилий);
- невозможно включить одну из передач;
- ошибочное включение передач (вместо 1-й включается 3-я и т.д).
Люфт практически не влияет пагубно на работу коробки передач в целом, однако пренебрежение таким моментом вскоре может привести к тому, что в неподходящий момент вы не сможете больше включить ни одну передачу. Если вовремя не устранить люфт, путем ремонта, придется заменить кулису в сборе.
Регулировка кулисы КПП
Если в вашем случае можно обойтись регулировкой кулисы, то эту операцию можно произвести самостоятельно, без помощи специалистов. Есть два способа отрегулировать кулису:
- По задней передаче. Переводим ручку КПП в положение задней передачи, после необходимо ослабить хомут на тяге кулисы, а после переводим рычаг передач в то положение задней скорости, которое для вас является приемлемым и комфортным. Теперь надежно фиксируем хомут.
- По первой передаче. Здесь рычаг переводится в положение первой передачи,после скидываем хомут. Теперь необходимо произвести вращение кулисы так, чтобы она уперлась в фиксирующую планку задней передачи. Как правило, кулиса вращается против часовой стрелки.
Важно понимать, что вышеуказанные способы — обобщенные, и подходят в механизмам выбора передач классической конструкции, поэтому перед регулировкой кулисы на своем автомобиле, следует изучить устройство и возможность регулирования кулисы.
Вопросы и ответы:
Что такое кулиса коробки передач? Это многорычажный механизм, с помощью которого соединяется рычаг переключения скоростей со штоком, входящим в коробку. Кулиса находится под днищем авто.
Какие бывают кулисы? Всего существует два вида кулис: стандартная (разрабатывается автопроизводителем) и короткоходная (обеспечивает уменьшенный ход рычага КПП).
Что делает кулиса?
С помощью этого многорычажного составного механизма водитель может переключать передачи в самой коробке передач, перемещая в соответствующее положение рычаг КПП.
Источник: avtotachki.com