Продолжаем статью о том, как в рамках конкурса, который теперь назвали бы гостендером, создавались конструкции советских танковозов МАЗ-796 и ЧМЗАП-9990. Начало статьи лежит ЗДЕСЬ .
К февралю 1972 года в НИИИ-21 разработали и утвердили уточненные тактико-технические требования к полуприцепу типа 3-ППТ-52, которым надлежало лечь в основу доработанных опытных образцов. Вот только на сей раз к постройке образцов по уточненным требованиям подключили не только МАЗ, но и ЧМЗАП, в котором к тому времени сформировался собственный мощный конструкторский отдел.
К январю 1973 года оба завода подготовили по одному опытному образцу для проведения контрольно-приемочных испытаний: из Минска в Бронницы прислали очередной экземпляр МАЗ-796, а из Челябинска – очень похожий внешне на минское изделие полуприцеп марки ЧМЗАП-9990. Тем не менее, за внешней схожестью скрывалось множество конструктивных отличий. К примеру, у челябинского полуприцепа принципиально иначе была спроектирована рама, получившая подвижный удлинитель в задней части. В опущенном состоянии удлинитель выполнял роль промежуточной секции въездных трапов, в поднятом – служил продолжением грузовой платформы. Положение удлинителя регулировалось при помощи винтовых растяжек, а установка крайней секции въездных трапов в рабочее положение производилась вручную (с возможностью отрегулировать ширину колеи).
Полуприцепы ЧМЗАП
МАЗ-796 образца 1972 года с тягачом МАЗ-537Г
Ходовая часть ЧМЗАП-9990 была выполнена по тому же принципу, что и у минского конкурента – с балансирной подвеской свечного типа, вот только вместо сложной гидравлики в ней использовались механические балансиры, а вместо пружин в силовых стойках – резиновые упругие элементы. (Впрочем, на последнем образце МАЗ-796 от применения пружин в стойках также отказались).
Схема балансирной подвески тележек ЧМЗАП-9990
По-разному на полуприцепах был решен вопрос ориентации колесных тележек в продольном направлении. На МАЗ-796 каждая тележка удерживалась от поворота вокруг силовой стойки при помощи реактивной штанги, соединенной с кронштейном рамы. А на ЧМЗАП-9990 роль направляющего элемента выполняли продольные рычаги, связывающие между собой все три силовые стойки по каждому борту. В довершение челябинский полуприцеп получил пневматический привод рабочей тормозной системы и более надежную стояночную тормозную систему с энергоаккумуляторами на колесах первой и третьей тележек.
ЧМЗАП-9990 образца 1972 года (шасси № 1)
Как и минский аналог, ЧМЗАП-9990 получил встроенные домкраты для вывешивания колес, вот только опять же не гидравлические, а механические: эту функцию выполняли винтовые растяжки, которые надлежало отсоединить от удлинителя рамы. Также сохранились топливные баки, ролики на раме для вывода троса лебедки, система контроля давления в шинах и инструментальные ящики. Ну а из числа прочих отличий челябинского полуприцепа можно назвать съемные борта из дерева вместо профилированного стального листа, а также фиксацию перевозимой техники на платформе при помощи пары цепей со стяжками и комплекта противооткатных упоров (у МАЗ-796 – при помощи четырех цепей с винтовыми стяжками).
Полуприцеп ЧМЗАП 9990-072-М21
МАЗ-537Г + ЧМЗАП-9990
Что же показали испытания? Во-первых, при практически равных наружных габаритах грузовая площадка челябинского полуприцепа благодаря оригинальной конструкции задней части рамы оказалась почти на метр длиннее. За счет этого при установке бортов вместимость платформы ЧМЗАП-9990 оказывалась равной 34,6 куб.м против 30,6 куб.м у МАЗ-796. Во-вторых, по собственной массе «челябинец» оказался на целых 760 кг легче «минчанина». А вот плавность хода, несмотря на различное конструктивное исполнение подвесок, оказалась практически одинаковой – точнее, одинаково хорошей, что позволило поднять средние скорости движения в сравнении с автопоездами МАЗ-537Г + МАЗ-5247Г.
Загрузка платформы ЧМЗАП-9990 бочками с горючим
Разумеется, у каждого из полуприцепов нашлись и свои слабые места. Так, МАЗ-796 не имел возможности регулировки положения въездных трапов по ширине и требовал в 1,5 раза больше времени на монтаж бортов грузовой платформы. На ЧМЗАП-9990 отсутствие крепежных растяжек в задней части рамы порой приводило к боковому смещению гусеничной техники на платформе, а для перевозки челябинского полуприцепа по железной дороге требовались две платформы – основная и прикрывающая. Наконец, оба полуприцепа основательно не уложились в «гостовские» требования по эффективности тормозных систем.
МАЗ-537Г + МАЗ-796
По завершении приемочных испытаний в декабре 1974 года МАЗ-796 получил от госкомиссии предписание на доработку по 16 пунктам в отношении подвески, тормозов, въездных трапов, бортов и стоек платформы, гидронасоса, магистралей системы контроля давления в шинах и топливных баков.
Перевозка артиллерийских выстрелов БМ-24 в бортовой платформе полуприцепа ЧМЗАП-9990
По ЧМЗАП-9990 аналогичный список был шире и включал 21 позицию, но сами пункты были реализуемы проще и в основном касались необходимости внедрения локальных усилений и перекомпоновки отдельных элементов. Но самое главное – с точки зрения ремонтопригодности и трудоемкости технического обслуживания ЧМЗАП-9990, не имеющий сложных гидравлических элементов подвески, заметно отличался в лучшую сторону от МАЗ-796. По совокупности факторов приспособленности к условиям армейской эксплуатации рекомендацию на снабжение Советской Армии, а следовательно и путевку в жизнь, получил челябинский полуприцеп, на который надлежало перенести некоторые удачные технические решения с МАЗ-796 (в частности, встроенные задние гидравлические домкраты, способные вывесить колеса даже при полной загрузке платформы).
Источник: dzen.ru
Полуприцеп чмзап 9990 характеристика
Грузоподъемность 70т. Тягач МАЗ 537. Сборка и покраска прицепа мастерская «ДАМИР». Фото предоставил наш форумчанин Валерий (KW).
Последний раз редактировалось N_alecs; 04.01.2016 в 11:15 .
Это может быть интересно
RC-Специалист; старожил форума
Регистрация: 07.04.2008
Адрес: г.Ульяновск, регион 73
Сообщений: 16,959
Сказал(а) спасибо: 57,125
Поблагодарили 62,155 раз(а) в 11,607 сообщениях
Так, что то я не понял. Это новая разработка или где? Так то — нужно! У нас в УМ-5 таким таскаю Т-330 и ЭО-5122.
__________________
I’m on the highway 2 hell.
Регистрация: 03.05.2013
Адрес: Белгород
Сообщений: 671
Сказал(а) спасибо: 2,408
Поблагодарили 4,791 раз(а) в 589 сообщениях
Так, что то я не понял. Это новая разработка или где? Так то — нужно! У нас в УМ-5 таким таскаю Т-330 и ЭО-5122.
Антон, после создания раздела мастерской, мы решили все наши проекты для удобства разложить по «полочкам».
USSR (03.01.2016), Лекс (03.01.2016)
RC-Специалист; старожил форума
Регистрация: 07.04.2008
Адрес: г.Ульяновск, регион 73
Сообщений: 16,959
Сказал(а) спасибо: 57,125
Поблагодарили 62,155 раз(а) в 11,607 сообщениях
Антон, после создания раздела мастерской, мы решили все наши проекты для удобства разложить по «полочкам».
Это я с того, что был разговор на тему «на чём таскали Э-1252Б». Думал, этот вопрос был в повестке дня, а тут эвон чаво — всё есть оказывается!
__________________
I’m on the highway 2 hell.
Источник: www.rcforum.ru
Полуприцеп чмзап 9990 характеристика
Офис +7 495 660-24-60, Интернет-магазин +7 916 923-10-45
- Ходовая часть
- Рама
- Рама
ООО «ДОЖДЬ».
Автозапчасти и товары
для умелых рук
Оптом и в розницу
Со склада и под заказ
Источник: www.rain-auto.ru