МАЗ самосвал сельхозник – это специализированная техника, используемая для транспортировки зерна и прочих сыпучих грузов. Очень популярна на юге, где
Технические характеристики самосвала МАЗ 20 тонн
Несмотря на трудные девяностые, когда закрывалось большинство заводов, Минский автозавод умудрился выпустить в 1994 году грузовой автомобиль МАЗ-5516 — самосвал, способный перевозить груз весом 20 тонн, и чьи технические характеристики продолжают радовать потенциальных потребителей до сих пор.
Область применения
Популярность данного грузовика вызвана его мощностью, долговечностью и выносливостью.
Прототипом данной модели стал МАЗ-6303, благодаря чему самосвал с грузоподъёмностью в 20 тонн стал очень быстро востребован, тем более, что его технические характеристики и вместимость кузова ковшового типа, значительно повышали производительность труда на стройках, карьерах и в сельском хозяйстве.
В основном, большегруз использовали для транспортировки сыпучих строительных материалов, полезных ископаемых и зерновых культур.
Кстати, МАЗ-5516 — это самосвал, который не ограничивается грузоподъёмностью 20 тонн, т. к., по ровным дорогам его технические характеристики и увеличенные размеры кузова, за счёт производственных надстроек или самостоятельно наращенных бортов, дают ему возможность перевозить до 30 т груза. Естественно, что техника, превосходящая указанные в техническом паспорте параметры, быстро завоевала рынок постсоветского пространства.
Модели самосвала МАЗ 20 тонн
Но и это не остановило производителей, потому что на основе МАЗ-5516 были разработаны модели с грузоподъёмностью от 19 до 20 тонн, а именно, самосвалы, предназначенные специально для сельского хозяйства, в конструкции которых был предусмотрен сразу высокий кузов с двухсторонней и трёхсторонней выгрузкой:
Модель | Объём кузова, т | Грузоподъёмность, т | Особенности |
---|---|---|---|
МАЗ-5516Х5-475-050 | 11 | 20 | 3-стор. Разгрузка. Тип платформы- короб. Старая кабина |
МАЗ-5516Х5-476-000 | 11 | 20 | 3-стор. Разгрузка. Тип платформы- короб. Старая кабина |
МАЗ-5516А8-336 | 22 | 19 | Зерновоз с двухстор. разгр. |
МАЗ-5516А8-338 | 22 | 19 | Зерновоз с двухстор. разгр. |
Кроме того, существуют много модификаций МАЗ-5516 строительного назначения, например: МАЗ-5516Х5-480-050; МАЗ-5516А5-380; МАЗ-5516А5-371 и т. д. Все модели 20-тонники, при чём, первые два варианта идут с новыми просторными кабинами с лежаками для отдыха, а последний вариант имеет малую старенькую кабину.
Преимущества
В те времена, когда с конвейера вышел автомобиль МАЗ-5516 с грузоподъёмностью 20 тонн, мало было самосвалов с такими техническими характеристиками и порядком переключения КПП. Поэтому агрегат так быстро поступил в серийный выпуск Минского автозавода. Его ждали в таких сферах, как:
- коммунальная сфера — для доставки асфальта, вывоза отходов, грязи и т. д.;
- строительная отрасль — для перемещения не только щебня, песка, цемента и других сухих стройматериалов, например, кирпичей, но и для обеспечения строек растворами жидкостного состояния;
- сельскохозяйственная отрасль — для перемещения компоста, удобрения, глины, жидкости и зерновых культур.
Несмотря на маленькую кабину, где водителю было негде развернуться, производительность труда была на высоте. В большинстве современных модификациях сейчас применяются просторные предрессоренные кабины с одним или двумя спальными местами, но и начальная модель МАЗ-5516 активно эксплуатируется на наших дорогах, благодаря цене и минимальным расходам на его ТО.
Кроме этого, есть ещё ряд достоинств, из-за которых потребители не спешат отказываться от этого 20-тонника, например:
- выносливый и надёжный на наших дорогах;
- обладает хорошими тяговыми показателями даже при каждодневной полной загруженности;
- имеет разные типы выгрузки;
- возможно установить прицеп, что повысит производительность и понизит стоимость аренды самосвала;
- доступная стоимость;
- мощный дизель, стоящая подвеска и своеобразный вид автомобиля.
Как уже отмечалось выше, недостатком данного большегруза вначале производства были размеры кабины, а также дешёвая краска, из-за которой детали автомобиля часто ржавели. Но позже эти проблемы устранили за счёт нового оборудования и современной стойкой краски.
Конструкция и габаритные размеры
Устройство
Кузов данного самосвала интересной формы — прямоугольной, но скругленной по периметру. Тип выгрузки — задний, но есть боковой и трёхсторонний.
С 2000-го года кузов стали подогревать, что расширило его сферу применения в зимний период. Сыпучие и жидкие материалы отлично удерживаются внутри грузовой ёмкости, благодаря качеству сварочных работ, осуществляемых согласно нашим и заграничным стандартам.
К тому же, самосвал может превратиться легко в автопоезд за счёт применения прицепа.
Капот отсутствует, но для безопасности есть бампер из металла.
Для удобства входа водителя в кабину, колёсные арки снабдили ступенькой. Ещё одним преимуществом являются зеркала автомобиля МАЗ-5516, ибо они имеют разные углы обзора, что обеспечивает водителю безопасное управление транспортом и уменьшает зону мёртвой видимости.
Кстати, управление грузовиком происходит за счёт надёжной пятиступенчатой КП. Двойная основная передача, дающая 10 скоростей, полностью удовлетворяет ведущие мосты данного агрегата. Зарубежные двигатели оснащены 9-ступкой ZF.
«Обратите внимание!
Высокой маневренностью грузовик не отличается, т. к., передаточной число коробки передач составляет 7,24.»
Рычаг переключения скоростей тоже оставляет желать лучшего из-за жёсткости, капризности и лёгкой заторможенности передвижения.
Чтобы реабилитироваться после первых тесных и неудобных кабин, производители провели ряд существенных улучшений комфортности водителя, например:
- отличная видимость, благодаря высокой посадке;
- подогрев двигателя облегчил его запуск в минусовые температуры;
- усовершенствована шумоизоляция и уменьшена вибрация;
- сидение и рулевое управление можно регулировать;
- пневмотические амортизаторы, находящиеся под креслом, уменьшают усталость водителя при перемещении на большие расстояния.
Самосвал МАЗ-5516 оборудован двигателем Ярославского завода по производству моторов, а именно, «ЯМЗ-238Д». Мощность мотора составляет 243 кВт, а максимальный крутящий момент — 1225 Нм. К слову сказать, что более современные варианты исполнения имеют мощность 400 л. с., а отдельные модели этого грузового большегруза укомплектованы немецкими двигателями Deutz, которые более долговечны, но создают проблемы в обслуживании.
Основные технические характеристики самосвала МАЗ-5516
Номинальная грузоподъёмность на ровных дорогах, т
Аналогом большегрузного самосвала МАЗ-5516 может считаться IVECO EuroCargo, но следует учитывать, что по техническим параметрам зарубежный грузовик уступает Минскому выпускнику.
Маз коробка передач, маз КППМаз коробка передач предназначена для регулирования силы тяги, скорости движения автотехники. Также механизм используют для остановки автомобиля и для получения заднего хода. О том, для чего. … Модели коробок переключения передач ( КПП ) устанавливаемых на автомобили МАЗ . Устройство и схема переключения . Устройство и схема переключения передач МАЗа зависит от модели коробки передач. … МАЗ -5516А5-380 — это самосвал , который предназначен для перевозки различных сыпучих материалов. Максимальная грузоподъемность этой модели составляет 20 000 кг. Такой транспорт отличается хорошим уровнем проходимости.
Технические характеристики самосвала МАЗ 20 тонн
МАЗ самосвал сельхозник – это специализированная техника, используемая для транспортировки зерна и прочих сыпучих грузов. Очень популярна на юге, где сосредоточено большинство сельских угодий. Зимой эти машины тоже не простаивают, их можно эксплуатировать как перевозчиков различных материалов: доски, щебень и прочие предметы вплоть до крупногабаритных грузов. Конечно, в первую очередь они функционируют для сельской продукции.
МАЗ Сельхозник17 года
Грузоподъёмность 20 тонн, кузов объемом в 30 м3 способен разгружаться в три стороны. Модель шасси может быть МАЗ 6312В9-8425-012 или МАЗ 6312В9-429-012. МАЗ сельхозник укомплектован двигателем ЯМЗ-651.10 стандарта Евро-4, 303 л.с., тип двигателя – дизель, турбо. КПП ZF 16S2520TО, механическая. Предусмотрено два вида кабин: на одно или два спальных места.
Модели самосвала МАЗ 20 тонн
Но и это не остановило производителей, потому что на основе МАЗ-5516 были разработаны модели с грузоподъёмностью от 19 до 20 тонн, а именно, самосвалы, предназначенные специально для сельского хозяйства, в конструкции которых был предусмотрен сразу высокий кузов с двухсторонней и трёхсторонней выгрузкой:
Модель | Объём кузова, т | Грузоподъёмность, т | Особенности |
МАЗ-5516Х5-475-050 | 11 | 20 | 3-стор. Разгрузка. Тип платформы- короб. Старая кабина |
МАЗ-5516Х5-476-000 | 11 | 20 | 3-стор. Разгрузка. Тип платформы- короб. Старая кабина |
МАЗ-5516А8-336 | 22 | 19 | Зерновоз с двухстор. разгр. |
МАЗ-5516А8-338 | 22 | 19 | Зерновоз с двухстор. разгр. |
Кроме того, существуют много модификаций МАЗ-5516 строительного назначения, например: МАЗ-5516Х5-480-050; МАЗ-5516А5-380; МАЗ-5516А5-371 и т. д. Все модели 20-тонники, при чём, первые два варианта идут с новыми просторными кабинами с лежаками для отдыха, а последний вариант имеет малую старенькую кабину.
Преимущества
В те времена, когда с конвейера вышел автомобиль МАЗ-5516 с грузоподъёмностью 20 тонн, мало было самосвалов с такими техническими характеристиками и порядком переключения КПП. Поэтому агрегат так быстро поступил в серийный выпуск Минского автозавода. Его ждали в таких сферах, как:
- коммунальная сфера — для доставки асфальта, вывоза отходов, грязи и т. д.;
- строительная отрасль — для перемещения не только щебня, песка, цемента и других сухих стройматериалов, например, кирпичей, но и для обеспечения строек растворами жидкостного состояния;
- сельскохозяйственная отрасль — для перемещения компоста, удобрения, глины, жидкости и зерновых культур.
Несмотря на маленькую кабину, где водителю было негде развернуться, производительность труда была на высоте. В большинстве современных модификациях сейчас применяются просторные предрессоренные кабины с одним или двумя спальными местами, но и начальная модель МАЗ-5516 активно эксплуатируется на наших дорогах, благодаря цене и минимальным расходам на его ТО.
Кроме этого, есть ещё ряд достоинств, из-за которых потребители не спешат отказываться от этого 20-тонника, например:
- выносливый и надёжный на наших дорогах;
- обладает хорошими тяговыми показателями даже при каждодневной полной загруженности;
- имеет разные типы выгрузки;
- возможно установить прицеп, что повысит производительность и понизит стоимость аренды самосвала;
- доступная стоимость;
- мощный дизель, стоящая подвеска и своеобразный вид автомобиля.
Как уже отмечалось выше, недостатком данного большегруза вначале производства были размеры кабины, а также дешёвая краска, из-за которой детали автомобиля часто ржавели. Но позже эти проблемы устранили за счёт нового оборудования и современной стойкой краски.
Конструкция и габаритные размеры
Габаритные размеры самосвала МАЗ 5516
Устройство
Кузов данного самосвала интересной формы — прямоугольной, но скругленной по периметру. Тип выгрузки — задний, но есть боковой и трёхсторонний.
С 2000-го года кузов стали подогревать, что расширило его сферу применения в зимний период. Сыпучие и жидкие материалы отлично удерживаются внутри грузовой ёмкости, благодаря качеству сварочных работ, осуществляемых согласно нашим и заграничным стандартам.
Кузов самосвала МАЗ на 20 тонн
К тому же, самосвал может превратиться легко в автопоезд за счёт применения прицепа.
Капот отсутствует, но для безопасности есть бампер из металла.
Для удобства входа водителя в кабину, колёсные арки снабдили ступенькой. Ещё одним преимуществом являются зеркала автомобиля МАЗ-5516, ибо они имеют разные углы обзора, что обеспечивает водителю безопасное управление транспортом и уменьшает зону мёртвой видимости.
Кстати, управление грузовиком происходит за счёт надёжной пятиступенчатой КП. Двойная основная передача, дающая 10 скоростей, полностью удовлетворяет ведущие мосты данного агрегата. Зарубежные двигатели оснащены 9-ступкой ZF.
«Обратите внимание!
Высокой маневренностью грузовик не отличается, т. к., передаточной число коробки передач составляет 7,24.»
Рычаг переключения скоростей тоже оставляет желать лучшего из-за жёсткости, капризности и лёгкой заторможенности передвижения.
Чтобы реабилитироваться после первых тесных и неудобных кабин, производители провели ряд существенных улучшений комфортности водителя, например:
- отличная видимость, благодаря высокой посадке;
- подогрев двигателя облегчил его запуск в минусовые температуры;
- усовершенствована шумоизоляция и уменьшена вибрация;
- сидение и рулевое управление можно регулировать;
- пневмотические амортизаторы, находящиеся под креслом, уменьшают усталость водителя при перемещении на большие расстояния.
Самосвал МАЗ-5516 оборудован двигателем Ярославского завода по производству моторов, а именно, «ЯМЗ-238Д». Мощность мотора составляет 243 кВт, а максимальный крутящий момент — 1225 Нм. К слову сказать, что более современные варианты исполнения имеют мощность 400 л. с., а отдельные модели этого грузового большегруза укомплектованы немецкими двигателями Deutz, которые более долговечны, но создают проблемы в обслуживании.
Основные технические характеристики самосвала МАЗ-5516
Технические параметры | Модель МАЗ-5516 |
Габариты, мм | 7770х3100х2500 |
Объём кузова, м3 | 10,5 |
Угол подъёма кузова, градус | 49 |
Вес порожнего автомобиля, т | 13.5 |
Рекомендуемая грузоподъёмность, т | 20 |
Номинальная грузоподъёмность на ровных дорогах, т | 30 |
Расход топлива, литров на 100 км | 32 |
Скорость движения, км/ч | 88 |
Колёсный ход | 6х4 |
Виды системы тормозов | Рабочая, стояночная, вспомогательная и запасная |
Коробка передач | механическая |
Количество топлива в баке, л | 350 |
Стоимость нового авто, руб. | 1900000 — 2400000 |
Аренда самосвала, руб/ч | От 800 |
Аналогом большегрузного самосвала МАЗ-5516 может считаться IVECO EuroCargo, но следует учитывать, что по техническим параметрам зарубежный грузовик уступает Минскому выпускнику.
Технические характеристики
Максимальная длина самосвала составляет 7,5 м, а высота 2,6 м, что делает эксплуатацию возможной повсеместно, в том числе в городских условиях, так как высота большинства мостов не менее 3 м.
Кузов
МАЗ 20 тонн оснащен прямоугольным и скругленным по периметру кузовом с основным задним типом отгрузки. Однако в некоторых моделях реализованы выгрузки бокового и трехстороннего типов.
Смотрите еще больше видео на нашем канале. Обязательно подписывайтесь!
Первые самосвалы были пригодны для перевозки материалов, не чувствительных к резким перепадам или низким температурам. Ситуация изменилась, когда в 2000 году конструкторы включили в схему сборки подогревающий кузов элемент. С этого момента сфера применения двадцатитонника значительно расширилась, а его востребованность возросла.
Двигатель и КПП
На МАЗе 20 тонн установлен двигатель производства Ярославского моторного завода мощностью 400 л.с. Допускается также комплектация более надежным устройством Deutz, но найти к нему запчасти довольно сложно, поэтому при возникновении неисправности ремонт будет затруднительным.
Двигатели ЯМЗ сопровождаются пятиступенчатой коробкой передач отечественного производства, в противном случае на устройство устанавливают КПП ZF с 9 ступенями. Но несмотря на это хорошей маневренностью грузовик не отличается, поэтому его вождение требует осторожности и соответствующего опыта.
Общие характеристики
Общие технические параметры для всех модификаций МАЗ 5516 следующие:
- Кузов объемом 10,5 м3;
- Максимальный угол подъема кузова 49 градусов;
- Номинальная грузоподъемность достигает 30 т;
- На 100 км хода требуется в среднем 32 л топлива;
- Оптимальная скорость движения на трассе 88 км/ч;
- Колесная база 6х4;
- Наличие нескольких тормозных систем;
- Топливный бак объемом 350 л.
Некоторые модели допускают монтаж спального места для водителя с целью осуществления междугородних и международных перевозок.
Кабина
В первых моделях кабина вызывала множество нареканий водителей, так как была крайне неудобной, особенно если речь шла о длительных перевозках. После глобальных изменений водительское место может похвастаться целым списком достоинств:
- Высокая посадка водителя, а значит и хорошая видимость;
- Качественная шумоизоляция;
- Значительное сокращение вибрации;
- Возможность настройки сидения и рулевого управления.
Добавленные в конструкцию пневматические амортизаторы, расположенные непосредственно под креслом, создают дополнительный комфорт управления и позволяют водителю сохранять хорошее самочувствие даже при длительных поездках за рулем МАЗа 20 тонн.
Модификации
Появление грузового автомобиля МАЗ 20 тонн с задней разгрузкой повлекло за собой множество доработок, которые и были реализованы в следующих модификациях:
- 5516Х5-475-050 – Добавлена трехсторонняя разгрузка, платформа выполнена в виде короба, кабина осталась без изменений.
- 5516Х5-476-000 – Усовершенствован механизм трехсторонней разгрузки, в ряде автомобилей установлен улучшенный двигатель.
- 5516А8-336 – Полномасштабный зерновоз с новой кабиной и двусторонним типом разгрузки.
- 5516А8-338 – Доработаны недостатки, которые водители отмечали в прошлой модели, установлен более мощный двигатель.
Это основные модели, которые предназначены для промышленности и сельского хозяйства. Существует еще несколько дополнительных линеек, специализированных под строительство.
Область применения
Несколько десятков лет назад в России и странах СНГ было немного самосвалов с техническими характеристиками как у МАЗ 20 тонн и такой же грузоподъемностью. Когда грузовик сошел с конвейера, то приобрел популярность, особенно в таких сферах как:
- Строительство – перемещение сыпучих строительных материалов, кирпичей, доставки жидких растворов в емкостях;
- Сельское хозяйство – перевозка зерновых культур, удобрений, жидких средств для обработки культур;
- Коммунальная сфера – прокладка асфальта, доставка труб, вывоз отходов, снега и т.д.
Популярность транспортного средства не падала, несмотря на неудобную кабину, а после модернизации спрос в грузовиках вырос еще больше.
Достоинства
Сегодня существует множество грузовых автомобилей с аналогичной грузоподъемностью от других производителей, однако опытные водители не спешат менять ТС из-за длинного списка достоинства МАЗа:
- Адаптированность под российские дороги;
- Хорошая тяга даже при постоянной работе
- Несколько способов разгрузки кузова;
- Возможность дополнительно прикрепить прицеп;
- Разумная цена.
Минский автомобильный завод старается устранить все недостатки транспортных средств, при этом сохраняет их цену доступной, что неизменно ценится покупателями. Но не стоит прельщаться слишком низкой ценой, предлагаемой продавцами, поскольку популярность МАЗа приводит к возникновению подделок. Чтобы не ошибиться в выборе, осуществлять покупку следует у официальных дилеров минского автомобильного завода, например в .
« МАЗ -5516» – семейство трёхосных самосвалов с колёсной формулой 6х4, которые производятся на Минском автомобильном заводе с 1994 года. В рамках данного семейства имеются модификации, оборудованные кузовами как с задней, так и с трёхсторонней разгрузкой. … Но, благодаря солидному показателю грузоподъёмности – 20 тонн , и доступной цене, эти самосвалы быстро, прочно и надолго завоевали популярность, получив широкое распространение в различных сферах хозяйства. Прежде всего в строительстве, конечно. Сферы использования и особенности конструкции самосвалов « МАЗ -5516». Итак, на первом месте по популярности применения самосвалов данной марки стоит строительная сфера.
МАЗ-5516: технические характеристики
«МАЗ-5516» – семейство трёхосных самосвалов с колёсной формулой 6х4, которые производятся на Минском автомобильном заводе с 1994 года. В рамках данного семейства имеются модификации, оборудованные кузовами как с задней, так и с трёхсторонней разгрузкой. «МАЗ-5516» широко применяются также для работы в качестве автопоезда, для единовременной транспортировки больших объёмов разнообразных сыпучих грузов. Совместно с данным автомобилем успешно применяется и трёхосный прицеп с кузовом такого же объёма. Все подробности – далее.
Грузовики «МАЗ-5516» девяностых годов выпуска были ещё «родом из СССР»: прежде всего, в смысле простоты своей конструкции и аскетичности рабочего места водителя. Во всём – ничего лишнего, только функционал, необходимый для работы. Но, благодаря солидному показателю грузоподъёмности – 20 тонн, и доступной цене, эти самосвалы быстро, прочно и надолго завоевали популярность, получив широкое распространение в различных сферах хозяйства. Прежде всего в строительстве, конечно.
Сферы использования и особенности конструкции самосвалов «МАЗ-5516»
Итак, на первом месте по популярности применения самосвалов данной марки стоит строительная сфера. На возведении зданий, дорог, мостов и прочих объектов самосвалы «МАЗ-5516» осуществляют перевозку разнообразных нерудных сыпучих строительных материалов: щебня и гравия, песка и камня, горячего асфальта и асфальтовой крошки, гравийно-песчаной смеси и т.п., по дорогам как общего, так и не общего пользования.
В сельском хозяйстве самосвал подходит для транспортировки урожая, грунта, компоста, разнообразных удобрений. Выпускалась даже специальная модификация, предназначенная для перевозки зерна – «МАЗ-551608-236». Отличие этого зерновоза от базовой модели – грузовая платформа увеличенного объёма, с двусторонней боковой разгрузкой.
В сфере лесного хозяйства предусмотрена комплектация автомобиля для перевозки лесоматериалов в сортиментах длиной от двух до шести метров, укладываемых на специальной площадке, установленной на шасси автомобиля. А «МАЗ-5516» с грузовой платформой увеличенного объёма хорошо подходит для перевозки щепы и т.п. легковесных объёмных грузов и материалов.
В конструкции самосвала использована рессорно-балансирная подвеска и усиленная двойная рама (лонжерон в лонжероне). Металлический кузов самосвала «МАЗ-5516» опрокидывается при помощи гидравлического механизма. При этом кузов выпускается как снабжённый задним открывающимся бортом, так и без него, – ковшового типа.
Модификации «МАЗ-5516»: 3 – в производстве, остальные – в архиве
В данное время Минский автозавод продолжает выпуск трёх усовершенствованных вариантов этого, довольно востребованного и на рынке XXI века, самосвала, – с двигателями «ЯМЗ» и «Камминз».
Модификация «МАЗ-5516А5» оснащается дизельными двигателями «ЯМЗ-6582.10» (на базе «ЯМЗ-238ДЕ2»), соответствующими экологическому стандарту «Евро-3». Их мощность – 330 лошадиных сил (или 243 кВт). На «МАЗ-5516А8» устанавливаются более мощные, 400-сильные (294 кВт) моторы «ЯМЗ-6581.10» (на базе «ЯМЗ-7511.10Е2»), также «Евро-3». Коробки передач также ярославские – «ЯМЗ-2381». Самосвальная платформа на каждой из данных модификаций имеет возможность трёхсторонней разгрузки. Штатная грузоподъёмность данных модификаций установлена производителям в 20 тонн.
Двигатель «Cummins 6ISBe4», которым комплектуются модификации «МАЗ-5516W4-420», уже относится к стандарту «Евро-4». Его мощность – 300 лошадиных сил, либо 220 кВт. Мотор работает в связке с 9-ти ступенчатой коробкой передач «JS-135/TА». Самосвальная платформа, устанавливаемая на шасси данных автомобилей – U-образная (попросту говоря, «корытообразная»), предназначенная только для задней разгрузки. Штатная грузоподъёмность составляет 15,1 тонн.
«МАЗ-5516W4-420» с двигателем «Камминз» и «корытообразным» кузовом.
Из тех модификаций семейства, что уже сняты с производства, наибольшее распространение получили следующие:
«МАЗ 551603-221» и «МАЗ 551603-223» (с шестицилиндровым турбо-дизелем «ЯМЗ-236БЕ2» Евро-1). При этом самосвал с индексом -221 отличается самосвальной грузовой платформой с задним закрывающимся бортом, а 223-й – самосвальным кузовом ковшовой формы без заднего борта.
«МАЗ 551605-271» и «МАЗ 551605-280» (с восьмицилиндровым турбированным дизельным двигателем «ЯМЗ-238ДЕ2» Евро-2). Самосвальная грузовая платформа – с задним бортом, осевой выхлоп без распределителя обогрева платформы, либо выхлоп влево с распределителем обогрева платформы. Самосвал модификации «МАЗ 551605-280» отличался также немного изменённой геометрией кузова, а также увеличенным (без надставки бортов) до 12,5 кубометров объёмом платформы для транспортировки грузов.
На все указанные модификации устанавливались ещё не подрессоренные кабины «советского» образца.
Чего нельзя сказать о более поздней разработке – модификации «МАЗ 551608-238» (но в настоящее время также уже снятой с производства). Здесь и кабина подрессоренная, и в стандартную комплектацию включены: АБС, подрессоренные сиденья в кабине, ремни безопасности, подогреватель двигателя, система ограничения скорости, шумоизоляция кабины, современная оптика головного освещения, светодиодная подсветка салона.
Двигатель «МАЗ 551608-238» – восьмицилиндровый 400-сильный «ЯМЗ-6581.10».
Двигатели «МАЗ-5516»
Абсолютное большинство самосвалов «МАЗ-5516», ныне остающихся «в строю», было выпущено с дизельными двигателями Ярославского моторного завода – восьмицилиндровыми, турбированными силовыми агрегатами «ЯМЗ-6582» и «ЯМЗ-6581», впоследствии доработанными до соответствия третьему евростандарту. Первый из названных моторов выдаёт мощность 330 лошадиных сил при 2100 оборотах в минуту; второй – 400 лошадиных сил при 1900 оборотах в минуту.
Двигатель «ЯМЗ-6581», разработанный специально для оснащения автомобилей «МАЗ», был конструктивно выполнен на базе двигателя «ЯМЗ-7511» c общими головками цилиндров. То же самое – мотор «ЯМЗ-6582.10» сделан на основе двигателя «ЯМЗ-238ДЕ2». Отличаются эти МАЗовские двигатели от своих базовых техническими характеристиками, за счёт установки электроуправляемой топливной аппаратуры с ТНВД типа «Компакт-40» с электронным регулятором; изменением конструкции ряда узлов и деталей двигателя, с замкнутой системой вентиляции картерных газов.
Технические характеристики в цифрах:
- Номинальная мощность – 294 кВт (400 л.с.).
- Номинальная частота вращения – 1900 об/мин.
- Максимальный крутящий момент – 1766 Н.м (180 кгс.м)
- Частота вращения при максимальном крутящем моменте – 1100…1300 об/мин.
- Частота вращения на холостом ходу: min – 600 об/мин; max – 2150 об/мин.
- Масса двигателя: без сцепления и коробки передач – 1250 кг; со сцеплением и коробкой передач – 1660 кг.
- Номинальная мощность – 242,6 кВт (330 л.с.).
- Номинальная частота вращения – 1900 об/мин.
- Максимальный крутящий момент – 1274 Н.м (130 кгс.м)
- Частота вращения при максимальном крутящем моменте – 1100…1300 об/мин.
- Частота вращения на холостом ходу: min – 600 об/мин; max – 2150 об/мин.
- Масса двигателя: без сцепления и коробки передач – 1240 кг; со сцеплением и коробкой передач – 1645 кг.
Незначительная часть грузовиков данной марки (а именно, модификации «МАЗ-5516-33-380» и «МАЗ-5516-33-371») выпустили с импортными (немецкими) двигателями «Дойтц BF6M1013FC code 210» мощностью 286 сил, в комплексе с девятиступенчатой коробкой передач «ZF 9S109».
В настоящее время вниманию потребителей предлагается самосвал «МАЗ-5516», оснащённый китайским дизельным двигателем «Камминз» (краткая информация о нём представлена выше).
Силовой агрегат крепится к раме автомобиля «МАЗ-5516» в трёх точках (одна передняя и две боковые). Кроме того, имеется четвёртая, поддерживающая опора двигателя. Для обслуживания двигателя кабина самосвала опрокидывается вперёд при помощи гидравлического механизма. В транспортном положении кабина фиксируется запорным механизмом и страховочным тросом.
Топливный бак самосвала «МАЗ-5516» вмещает 350 литров горючего. Расход топлива составляет от 30-ти литров на 100 километров пути (минимум – в том случае, если это ненагруженная машина, двигающаяся со скоростью 50 км/ч).
Трансмиссия «МАЗ-5516»
Тип трансмиссии, устанавливаемый на «МАЗ-5516», зависит от двигателя. С 330-сильными моторами ЯМЗ работает коробка переключения передач «ЯМЗ-2381» С 400-сильными дизелями в связке функционирует коробка «ЯМЗ-2391». Это 5-ступенчатые коробки передач, имеющие двойную главную передачу с планетарными редукторами (передаточное число – 7,24). Подобная схема фактически даёт 10 передач.
В версиях с импортными силовыми агрегатами использованы 9-ступенчатые механические коробки переключения передач «ZF 9S-109» и «JS-135/TА», отличающиеся большей эффективностью, но и гораздо более высокой стоимостью.
«МАЗ-5516» зерновоз с прицепом.
На самосвалах «МАЗ-5516» установлено сцепление ярославского производства, марки «ЯМЗ-184-15». Это сцепление сухого фрикционного типа, однодисковое, с диафрагменной вытяжной пружиной, фрикционными накладками на безасбестовой основе. Установка сцепления производится по стандартам ISO (SAE-1). Ведомый диск сцепления – с демпфером пружинно-фрикционного типа, с упругим креплением одной из фрикционных накладок.
Рулевое управление и тормозные системы грузовика «МАЗ-5516»
Рулевое управление включает в себя рулевой механизм со встроенным распределителем, колонку, рулевое колесо, силовой цилиндр, насос, масляный бак, а также шланги.
Самосвал оснащается четырьмя тормозными системами: рабочей, стояночной, вспомогательной и запасной. Также имеются приборы для подключения тормозов полуприцепа с 2-х проводным пневматическим приводом.
Рабочая тормозная система пневматического типа воздействует на все колёса через тормозные барабаны. ABS – антиблокировочная система торможения – присутствует во всех модификациях. Стояночная и запасная системы действуют на тормозные элементы среднего и заднего мостов, которые приводятся в действие посредством тормозных камер.
Стояночная система выполняет ряд функций запасной и применяется для торможения в случае возможных отказов рабочей тормозной системы. Вспомогательная система запускается через создание противодавления в системе выпуска газов. Ее используют для небольшого торможения при затяжных спусках на горных дорогах. Некоторые автомобили «МАЗ-5516» оснащаются 4-х канальной антиблокировочной системой тормозов (АБС), производства производственного объединения «Экран», Белоруссия.
Технические характеристики в цифрах
- Габаритные размеры: длина – 7,19 м; ширина – 2,5 м; высота – 3,1 м.
- Колёсная база: 3,85 + 1,4 м.
- Дорожный просвет – 270 мм.
- Передняя колея – 1,97 м; задняя колея – 1,85 м.
- Размер шин – 12.00/R20.
- Снаряжённая масса автомобиля – 13,5 тонн.
- Технически допустимая полная масса автомобиля – 33 тонны.
- Нагрузка на переднюю ось – 7 тонн; на задний мост – 26 тонн.
- Технически допустимая грузоподъёмноcть – 20 тонн.
- Объём платформы: 11, 12,5, 14,3 (надставные борта), 15,4 (по заказу) кубометров.
Кабина самосвала «МАЗ-5516»
Во внешнем облике кабины явно просматривается типичный МАЗовский стиль: она прямоугольная, со слегка сглаженными углами. Массивный бампер спереди выполняет функцию пассивной защиты. С самого начала и до сих пор, самосвалы «МАЗ-5516» выпускаются с двумя вариантами кабин – обычной и удлинённой (с возможностью обустройства спального места). Уровень комфорта в кабине даже «МАЗ-5516» 2000-х годов выпуска можно назвать минимальным.
Хотя, с другой стороны, кресло водителя здесь – подрессоренное, с возможностью регулировки (также, как и рулевая колонка); отопитель – замечательный, и шумовиброизоляция достойная. Для снижения вибронагруженности рабочего места и улучшения плавности хода кабина в четырёх точках подрессорена пружинами с амортизаторами. А сама эта машина, как известно, – это тяжёлый самосвал, предназначенный для тяжёлой каждодневной работы на стройках, а не для праздного катания.
Пневматические амортизаторы под сиденьем водителя помогают чувствовать себя комфортно и уверенно за рулём даже при движении по сложному рельефу местности. Кресло имеет механизмы вертикального и горизонтального регулирования, механизм регулировки угла наклона спинки сиденья. Установка подголовника и подлокотников тоже возможна, осуществляется по допзаказу покупателя.
Полки в удлинённой кабине расположены за спинками кресел; они легко отделяются от рабочей зоны занавесями или самостоятельно установленными перегородками. На тоннеле кабины установлен вещевой ящик с крышкой, служащий одновременно столиком.
Высокая посадка обеспечивает водителю отличный обзор, который дополняют разноуровневые боковые зеркала заднего вида. Ремни безопасности имеют три точки фиксации, обеспечивая плотное и надежное удержание водителя и пассажиров при возникновении аварийных ситуаций.
Но всё это, в основном, – о кабинах современных «МАЗ-5516». В середине 90-х здесь ещё господствовал советский прагматизм, практичность и небрежное отношение к обеспечению комфорта водителя на его рабочем месте, и данный средств облегчения условий труда не было предусмотрено.
А вот кондиционеры в кабины самосвалов «МАЗ-5516» на заводе до сих пор не устанавливают. Данная опция только в магистральных тягачах предусмотрена. Хотя, учитывая специфику работы «МАЗ-5516»: по пыльным стройкам и карьерам, в летнюю жару, с закрытыми стёклами, кондиционер вовсе бы не был лишним в оснащении кабины.
Двери кабины – двухпанельные, штампованные из листовой стали, сваренные и завальцованные по периметру. В средней части внутренней панели двери имеются люки для монтажа и демонтажа стекол, стеклоподъёмника, замка двери и привода замка. Двери снабжены замками роторного типа.
Отзывы водителей и владельцев «МАЗ-5516»
Все владельцы и водители самосвалов «МАЗ-5516» единодушно сходятся в определении как главных преимуществ, так и основных недостатков данных грузовиков. Самое главное их преимущество – это доступная цена. «МАЗ-5516» стоит на российском рынке дешевле любого другого самосвала-трёхостника, причём не только европейского производства, но и китайского, и КамАЗовского.
Среди других плюсов, люди говорят о больших возможностях грузоподъёмности: «МАЗ-5516» перевозит и заявленные 20 тонн, и даже больше: усиленная двойная рама и силовой потенциал ярославских дизелей помогают ему спокойно справляться с перегрузом.
Другой несомненный плюс – это ремонтопригодность. Простота механизмов позволяет проводить текущий ремонт в основном своими силами и в краткие сроки. Доступность и распространённость автозапчастей на «МАЗ-5516» ещё больше сокращает время на проведение технического обслуживания и ремонтных работ.
Самосвал обладает высокой степенью универсальности и пригоден для использования абсолютно в любых условиях. Отмечается хорошая проходимость автомобиля: там, где на двухосном самосвале проехать бывает проблематично, «МАЗ-5516» проходит свободно, за счёт дополнительного моста. Двигатели ЯМЗ обеспечивают необходимый запас тяги и «бодрость» движения при серьёзном перегрузе, даже до 30-ти тонн, и езде в гору.
Главная проблема, о которой говорят практически все – это отвратительное качество металла и покраски как кабины, так и кузова. Даже грунта под краской нет, голый металл. Устойчивость к коррозии слабая, и ржавеют МАЗы очень быстро. Приходится самостоятельно подкрашивать, подваривать проблемные места.
Качество сборки самосвалов «МАЗ-5516» также вызывает массу нареканий. Есть претензии у потребителей и к сервисному обслуживанию данных машин. Стоимость регулярных ТО «МАЗ-5516», по мнению абсолютного большинства владельцев, неоправданно завышена и находится на уровне цен на обслуживание аналогичных машин европейского производства. Поэтому многие уже после 1-2 ТО больше не ездят к дилерам, а обслуживают свои автомобили самостоятельно.
В случае сдачи самосвала в гарантийный ремонт приходится долго ждать результата. Договором определено, что грузовик может находиться в ремонте до трёх недель. Создаётся впечатление, что «раньше этого срока на сервисе к машине даже и не подходят». А тем, кто работает на себя, каждый день простоя машины приносит упущенную прибыль и чистые убытки.
Разумные предприниматели иллюзий не питают и больше четырёх лет работать на «МАЗ-5516» не рассчитывают – главное, успеть его «хорошо» продать после 3-4 лет эксплуатации. Как выразился один из них: «Это у меня уже второй «МАЗ-5516». Первый самосвал тот вообще ужасающий был – постоянно ремонтировать приходилось. Почему же тогда я снова купил МАЗ? А что ещё за эти деньги можно купить? «Scania», «КамАЗ» и даже «китайцы» стоят ощутимо дороже!»
Стоимость «МАЗ-5516»
Цена нового самосвала «МАЗ-5516» начинается с 3 миллионов 150 тысяч рублей. Предложений продажи подержанных автомобилей «МАЗ-5516» на вторичном рынке немало, и цены бывают весьма заманчивыми – от 350 тысяч рублей. Но нужно не забывать, что у самосвала идет год за три, это не тягач, и 300 000 километров пробега на самосвале и тягаче – совсем не одно и тоже. Найти не сильно «убитый» и не требующих серьёзных вложений самосвал – нелёгкая задача.
О преемнике «МАЗ-5516»
Не прекращая производства семейства «МАЗ-5516», Минский автомобильный завод продолжает «разрабатывать тему» трёхосных строительных самосвалов, выпуская обновлённый аналог 5516-й серии – «МАЗ-6501». Этот автомобиль уже укомплектован кабиной нового образца, которая первоначально разрабатывалась для минских «магистральников».
Уже в 2011 году количество построенных на заводе машин марки «МАЗ-6501» превзошло число выпущенных «МАЗ-5516». Но о замещении новой моделью прежней в сегменте трёхосных двадцатитонников речь не идёт. Пока на рынке есть стабильный спрос на «МАЗ-5516», их будут выпускать и далее.
Следует понимать, что схемы переключения МАЗ встречаются разные, так как разные типы коробок передач устанавливаются на разные модели грузовых автомобилей. Например, на грузовики МАЗ -64229 и МАЗ -54323 происходит установка КПП ЯМЗ-238А. И в таком случае ее конструкция включает четырехступенчатую коробку и двухступенчатый демультипликатор. Если же речь идет о моделях МАЗ -53371, МАЗ -5337, МАЗ -54331, МАЗ -5433, то здесь присутствует пятиступенчатая коробка передач ЯМЗ-326П. Также важно отметить, что некоторые модели грузового автомобиля оснащаются зарубежными КПП , адаптированными под моторы МАЗов .
- https://ospetstehniki.ru/articles/tehnicheskie-harakteristiki-samosvala-maz-20-tonn.html
- https://gto-avto.ru/gruzovik/maz-20-tonnik.html
- https://trucksreview.ru/maz/maz-5516-tehnicheskie-harakteristiki.html