Как выглядит карьерный самосвал

Большие грузовики целыми днями трудятся на карьерах перевозя десятки и сотни тонны породы за раз. Продукцию БелАЗ знают все, но не ей одной полнится рынок.

Карьерный самосвал: обзор

Карьерный самосвал: обзор

Карьерный самосвал (внедорожный самосвал) – саморазгружающийся грузовой автомобиль с опрокидывающимся кузовом, обладающий высокой грузоподъемностью и повышенной проходимостью. Эти машины предназначены для транспортировки насыпных и навальных грузов на открытых разработках полезных ископаемых (карьерах), крупных строительных и иных объектах.

История карьерных самосвалов

Уже в 1920-х годах на рудниках использовались самосвалы различной грузоподъемности. В 1930 году в США построена первая специализированная машина для карьеров – Euclid грузоподъемностью 8 т, в 1933 году – Euclid Trac-Truk грузоподъемностью 14 т. К 1960-м годам грузоподъемность карьерных самосвалов достигал 60 т, а в 1970-х были созданы машины современной компоновки грузоподъемностью более ста тонн с гибридными силовыми установками. Первым советским карьерным самосвалом стал МАЗ-530 грузоподъемностью 40 т, запущенный в производство в 1960 году.

Общее устройство карьерного самосвала

Конструктивно карьерные самосвалы состоят из следующих компонентов:

Колесное шасси с усиленной рамой;

Самосвальная платформа (кузов);

Механизм опрокидывания платформы;

Также на машинах предусмотрена кабина с местом водителя (оператора) и стандартные автомобильные системы.

Классификация карьерных самосвалов

Машины классифицируются в соответствии с конструкцией рамы, количеством осей и типом силовой установки.

Самосвалы могут иметь раму одного из двух типов:

На раме первого типа построено большинство карьерных самосвалов грузоподъемностью до 45 – 60 т. Более тяжелые машины за редким исключением построены на шарнирно-сочлененной раме. Карьерные самосвалы небольшой грузоподъемности могут иметь три оси (колесная формула 6х4), но основная масса построена по двухосной схеме с колесной формулой 4х2 или 4х4.

В качестве силовой установки могут использоваться:

Гибридная установка – дизельный двигатель в связке с электрогенератором и электромоторами (мотор-колесами).

Силовой установкой первого типа оснащаются самосвалы грузоподъемностью до 60 т, а почти все самосвалы большой грузоподъемности имеют гибридную установку. В них имеется функция рекуперации при торможении, что позволяет заряжать аккумуляторы на спусках.

Характеристики карьерных самосвалов

Основными характеристиками являются грузоподъемность, объем кузова, снаряженная масса и скорость движения.

По грузоподъемности машины делятся на три группы:

Малой грузоподъемности – от 25 до 90 т;

Средней грузоподъемности – от 90 до 180 т;

Большой грузоподъемности – от 180 т и более.

Объем кузова – от 11 до 65 куб. м. и более. Полная масса машин примерно в полтора-два раза выше грузоподъемности, скорость движения не превышает 70 км/ч.

Основные производители и модели карьерных самосвалов

В России карьерные самосвалы производятся заводом «Тонар» — модели Тонар-45251 (45 т) и Тонар-7501 (60 т). На российский рынок в основном работает и БЕЛАЗ, предлагающий широкий выбор техники. Из зарубежных наиболее известны карьерные самосвалы Caterpillar, Liebherr, Komatsu, Terex, Hitachi, а также китайские самосвалы XCMG и Sanyi.

Интересные факты о карьерных самосвалах

Крупнейшей в мире серийной карьерной машиной является самосвал БЕЛАЗ-75710 грузоподъемностью 450 т. Всего выпущено три единицы для российских заказчиков. Гиганта из Беларуси может потеснить гигант из Словении ETF MT-240 грузоподъемностью 760 т. Однако этот самосвал еще проходит доработки и испытания, поэтому его сравнение с серийной машиной некорректно.

Классификация карьерных самосвалов . Кто производит карьерные самосвалы . Обзор самых больших карьерных самосвалов . … Карьерный самосвал — это крупнотоннажный грузовой автомобиль, функцией которого является перевозка сыпучего или монолитного груза на разрезах. Большегрузные самосвалы применяются при добыче полезных ископаемых открытым способом, карьерных разработках, на строительстве гидротехнических сооружений. Работы часто проводятся в труднопроходимых местах с тяжелыми климатическими условиями. История возникновения.

Самые большие самосвалы Планеты, которые успешно конкурируют с БелАЗом

Белорусские тяжелые карьерные грузовики БелАЗ из Жодино хорошо знают на всем постсоветском пространстве (и не только). Но, что насчет продукции других мировых производителей, ведь существует еще много подобных машиностроительных компаний. Издание 2Drive.ru выбрало интереснейших кандидатов.

Читайте также:  Камаз самосвал 20 тонн новый

Terex 33-19 Titan

Долгое время этот карьерный самосвал грузоподъемностью 350 тонн оставался самым большим и «сильным» в мире. Построен Terex 33-19 Titan был в единичном экземпляре по специальному заказу шахтеров. Машина служила верой и правдой с 1974 по 1991 год. Длина «Титана» составляет 20 метров, а высота почти 7 метров. В движением машина приводится двигателем мощностью 3300 л.с, который был взят от железнодорожного локомотива.

Liebherr T282B

Данный грузовик компании Liebherr является одним из самых больших в мире. Сделан карьерный самосвал в 2004 году. Мощность его двигателя составляет 3650 л.с. Длина автомобиля – 14.5 метров, а высота – 7.4 метра. Машина разгоняется до 60 км/ч и может поднять до 363 тонн.

Bucyrus MT6300AC

Этот грузовик-монстр производится с 2008 года. Собирают такие машины в американском городе Бьюсайрес. Мощность двигателя исполина составляет 3750 л.с. Длина кузова – 15.5 метров. Высота авто – 13.5 метров. Питается грузовик от топливного бака колоссального объёма – 5000 литров. Грузоподъемность – 363 тонны.

Caterpillar 797F

Данный карьерный самосвал является одним из наиболее популярных на разработках ресурсов Северной и Южной Америки. Нет ничего удивительного в том, что Caterpillar 797F является еще и одним из самых массовых грузовиков в своем классе. Первые модели были сделаны еще 1999 году. Самая грузоподъёмная модель появилась в 2008 году. Она «превозмогает» на 363 тонны.

Komatsu 980Е-4

Японский карьерный самосвал грузоподъемностью 369 тонн от японского производителя. Машина комплектуется двигателем мощностью 3300 лошадиных сил. Габаритная длина составляет всего 10 метров, а высота – 8 метров.

БелАЗ-75710

Напоследок издание 2Drive.ru все-таки хочет привести один из тех самых самосвалов БелАЗ. Речь идет о самом большом на сегодняшний день карьерном самосвале, который был создан в 2013 году и занесен в книгу рекордов Гиннеса. На сегодняшний день выпущено 2 из 3 запланированных экземпляров.

Кстати, грузоподъемность этого богатыря составляет 450 тонн! Габаритные параметры – 20.6х8.2 метра. Весит самосвал 360 тонн и работает сразу на двух дизельных двигателях мощностью 2330 л.с.

Сегодня в топе-3 карьерных самосвалов крепко держат позиции карьерные грузовики словенского, белорусского, немецкого и американского производства — ни одного КАМАЗа, к сожалению для наших соотечественников, здесь пока нет. 3. Предки великанов — Liebherr T282B, Caterpillar 797F (363 т). Третью позицию делят «немец» Liebherr T282B (2004 г.в.) и «американец» Caterpillar 797F (2008 г.в.) — оба грузоподъёмностью 363 т. Liebherr T282B — бывший обладатель титула самого большого в мире грузовика, занесённый в «Книгу рекордов Гиннесса» с массой без груза 252 т и габаритами: 15,3 м (длина) × 7,84 м (ширина) × 7,84 м (высота).

Карьерные самосвалы: «Святогоры» автомобильного мира

БелАЗ-75600 большой самосвал - Каменный лес Stone Forest

Эти машины не встретишь ни в городе, ни на трассе. По факту, они словно былинный Святогор, их не способна выдержать ни одна дорога. Поэтому исполинам приходится всю свою автомобильную жизнь проводить лишь в одном месте — карьерах.

Содержание

Мир автомонстров

В мире карьерных самосвалов конкуренция очень высока. За каждого покупателя производителям буквально приходится драться. Ведь стоят эти монстры по нескольку миллионов долларов, а покупают их довольно редко. Главные критерии, в которых соревнуются производители — это грузоподъемность и надежность, поскольку самосвалам приходится каждый день перевозить в своем кузове по нескольку сотен тонн добытой породы. В жестком рабочем графике у машин нет выходных, ведь простой дорого обходится их владельцам.

Читайте также:  Самосвальный кузов на уаз 3303

Интересно вот что: на место работы «Святогоры» доставляются в разобранном виде. Дороги общего пользования просто физически не могут выдержать их вес. А оказавшись на месте, трудятся на протяжении долгих лет, останавливаясь лишь на необходимый ремонт. Но и среди этих гигантов есть модели, которые превосходят остальных. О них и пойдет речь.

Komatsu 930E-3SE

Этот карьерный самосвал является флагманом японской тяжелой техники и способен увезти в кузове порядка 290 тонн. Его полная масса составляет 504 тонны, а длина — 15,5 метров. В движение эту махину приводит могучий 18-цилиндровый турбодизель на 3500 лошадиных сил при 1900 оборотах в минуту. Кстати, в машине только силовой агрегат весит порядка 10 тонн! В него вливается боле 300 литров масла и свыше 700 литров антифриза.

Komatsu 930E-3SE оснащен еще и дополнительными электромоторами, расположенными на задней оси. Благодаря всем «помощникам» самосвал способен разогнаться до 64,5 км/ч. И здесь-то появляется извечная проблема всех крупных машин — как их остановить? Японские конструкторы решили эту задачу при помощи гибридной тормозной системы, включающей в себе 3, если можно так выразиться, «подсистемы»: основной, вспомогательной и стояночной. Первая представляет собой гидравлическую, многодисковую систему с раздельными контурами передней и задней оси. Плюс масляное охлаждение дисков. При торможении ей помогает электродинамическая система. В этом режиме вспомогательные электродвигатели «превращаются» в генераторы и их энергия становится теплом на нагрузочных резисторах. Стояночная система представляет собой сухие тормозные диски, которые способны зафиксировать Komatsu 930E-3SE на уклоне до 15 градусов.

БелАЗ-75600

Следующим в списке по грузоподъемности идет БелАЗ-75600, способный увезти до 320 тонн груза. А его полная масса составляет аж 560 тонн. Так что, ничего удивительного в том, что махина «съедает» по 500 литров солярки за час работы, нет.

Длина БелАЗа чуть-чуть не дотягивает до отметки в 15 метров. Грузовик комплектуется 18-цилиндровым V-образный турбодизелем Cummins QSK78-С с рабочим объемом в 78 литров. Мощность силового агрегата составляет 3546 «лошадок» при крутящем моменте 13771 Нм.

Как и в случае с японским грузовиком, «белорус» оснащается генератором переменного тока и парой тяговых электродвигателей по 1200 киловатт каждый. БелАЗ способен разогнаться до 64 км/ч. Поскольку аппетит у машины колоссальный, объем топливного бака составляет 4375 литров.

Caterpillar 797B

Caterpillar 797B является одним из самых известных и популярных карьерных самосвалов в мире. Его полная масса составляет 624 тонны, а увезти он способен 345 тонн груза. Любопытно вот что: он сильно отличатся от своих «коллег» по конструкции. По факту, Caterpillar 797B — это классический заднеприводный грузовик, созданный по всем канонам. Его оснащают 24-цилиндровым турбодизелем с рабочим объемом в 117-литров, выдающим 3550 лошадиных сил и 16 тысяч Нм крутящего момента. Создать такой могучий силовой агрегат — дело непростое. Поэтому конструкторы, по сути, соединили два 12-цилиндровых мотора Cat 3512B. А компанию ему составляет гидромеханическая планетарная автоматическая коробка на 7 ступеней, которая управляется отдельным компьютером.

Надо сказать, что Caterpillar 797B является одним из самых продвинутых карьерных самосвалов в плане электроники. Центральный блок неусыпно контролирует множество различных параметров, в том числе и внешние условия. И в зависимости от них он может самостоятельно корректировать работу и тормозов, и трансмиссии, и силового агрегата. Если, например, полностью загруженному автомобилю требуется начать движение в гору, то крутящий момент возрастает на 22%.

Читайте также:  Как ездить на шакман самосвал

Максимальная скорость грузовика составляет 68 км/ч. Расход топлива превышает 500 литров, а объем бака — 6800 литров.

Liebherr-T282B

Во время презентации этого самосвала в Германии его назвали «восьмым чудом света». Его полная масса немного превышает 570 тонн, а увезти грузовик способен 363 тонны.

Автомобиль может комплектоваться двумя силовыми агрегатами. Первый — 18-цилиндровый Cummins QSK 78 (как и у БелАЗа-75600), второй – 20-цилиндровый Detroit Diesel с рабочим объемом 90-литров и мощностью в 3650 «лошадок». Причем в комплекте с двигателями в обязательном порядке идут еще и генераторы переменного тока с электромоторами, расположенными на задней оси (генераторы — на передней). Тормозная система — гибридная. А роль «первой скрипки» отведена электродинамической системе.

Что касается оснащения, то оно соответствует последнему слову техники. Большое место занимает жидкокристаллическая приборная панель, на которую выводится многочисленная информация, в том числе и изображения с камер, установленных по периметру самосвала. Сама же кабина отличается отличной шумо- и пылеизоляцией, мощным кондиционером, печкой и аудиосистемой.

БелАЗ-75710

Ну, а самый-самый в плане грузоподъемности — еще один представитель Беларуси. БелАЗ-75710 способен утащить груз весом в 450 тонн. Ни один из конкурентов не способен на такое.

Первый грузовик был собран чуть более 5 лет назад по заказу холдинга «Сибирский деловой союз». А в декабре 2014 года самосвал обосновался в угольном разрезе «Черниговец», который находится в городе Березовский Кемеровской области.

Интересно вот что: по паспортным данным, как было сказано выше, самосвал способен увезти 450 тонн. Но тесты на испытательном полигоне показали, что он способен на большее. Грузовик смог увезти 503,5 тонны груза. Это является рекордом Гиннесса. Оснащается машина парой V-образных дизель-электрических моторов MTU DD 16V4000, каждый из который выдает по 2330 «лошадок». И на двоих у них 32 цилиндра. Тяговая установка ММТ500 — от Siemens: пара тяговых генераторов и четыре тяговых мотор-колес. БелАЗ-75710 способен разогнаться до 67 км/ч и расходует 1300 литров на 100 километров.

Китайские карьерные самосвалы представлены в мире высокотехнологичной техникой, где каждая деталь и механизм продуманы до мелочей. Особо выделяется в этом ряду машина из Китая WTW 220E, способная перевозить груз весом в 220 тонн. Это, по сравнению с лидерами не так много, но машину выделяет ряд конструктивных новшеств.

Источники
  • https://specavto.ru/news/obzory/karernyy-samosval-obzor/
  • https://2drive.ru/glavnye-konkurenty-belaza/
  • https://stoneforest.ru/look/cars/karernye-samosvaly/

Рейтинг
Загрузка ...