Что такое карьерный самосвал

Карьерный самосвал — машина грузоподъемностью до 450 тонн с саморазгружающимся кузовом.

Карьерные самосвалы — гиганты мировой промышленности

В наши дни горнодобывающая промышленность развивается стремительными темпами, и поэтому на рабочих точках требуются надежная и мощная техника. Главной транспортной единицей в таких местах являются карьерные самосвалы, которые созданы для выполнения самых тяжелых миссий. Люди, работающие с этими машинами, уже привыкли к их габаритам, а вот неподготовленный человек может сильно удивиться их громадным размерам и нестандартной конструкции.

Технические особенности карьерных самосвалов.

Прежде всего, стоит отметить их высокую грузоподъемность: способны перевезти за раз от нескольких десятков тонн груза и более. Стальные богатыри работают на трудных участках с плохой проходимостью и, может показаться, что их возможности не имеют границ. Максимальная скорость карьерных самосвалов равняется 60 км/ч, это отличные показатели, учитывая огромные размеры машин.

Некоторые виды этих гигантов промышленности используют в строительном производстве, и они способны брать на себя от 10 до 50 тонн груза, такие машины могут передвигаться на общих дорогах.

Крупнейшие карьерные самосвалы осуществляют перевозку до 450 тонн груза, ярким примером таких машин является техника «Белаз-75710». Высочайший уровень проходимости карьерных самосвалов позволяет им проникать в те места, куда никакое другое транспортное средство не сможет попасть.

Во многих новейших моделях карьерных самосвалов установлены специальные рули с гидроусилителями и отличная тормозная система. Также существует еще один важный момент: каждый самосвал оборудован электронной системой контроля за машиной, это продумано для высокого уровня безопасности водителя и облегчения деятельности в общем.

Главные производители карьерных самосвалов.

  • Самым популярным представителем данных машин можно смело назвать карьерный самосвал «Caterpillar»: его габариты и возможности способны поразить любого. Мощность этого гиганта равняется 4 тысячам лошадиных сил, применяют такую технику, как правило, при разработке карьеров либо добыче ископаемых в самых труднодоступных местах.
  • В России предпочитают работать с не менее известной маркой самосвалов «Белаз». Грузоподъемность таких «монстров» колеблется от 160 до 450 тонн, что позволяет приспосабливать эти самосвалы на тяжелых рабочих точках. К сведению, весит данная техника примерно 360 тонн, мощность доходит до 2300 лошадиных сил.

Больше интересного на сайте Это Сибирь

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( палецвверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Основу автомобильного карьерного транспорта составляют самосвалы . Используют также выемочно-транспортирующие машины – скреперы (при совмещении экскавационных работ) и подъемно-транспортное оборудование – фронтальные погрузчики (особенно на схемах разработки с применением драглайна или кранлайна). Самосвалы имеют свои преимущества перед конвейерным транспортом в условиях транспортировки горных пород с разными физико-механическими свойствами.

Карьерный самосвал

Карьерный самосвал — машина грузоподъемностью до 450 тонн с саморазгружающимся кузовом. Основная сфера его применения — перевозка породы на разработке полезных ископаемых. Именно большие самосвалы составляют основу парка горно-добывающих компаний. Они имеют преимущества как перед конвейерным транспортом в условиях перемещения горных пород с разными физико-механическими свойствами, так и перед железнодорожным транспортом, позволяя упростить процесс отвалообразования.

Особенности конструкции

От обычного самосвала карьерный в первую очередь отличается большими размерами: к примеру, «компактный» Komatsu HD325-7 имеет габариты 8466х3660х4150 мм, а флагман Komatsu 930E-4 почти в два раза больше — 15 600х8690х7370 мм. Второй, серьезной особенностью является кузов, который способен выдержать удары ковша во время погрузки экскаватором. Традиционно платформа изготавливается из низколегированной стали с высокой прочностью на растяжение, а ее вместимость у тяжелых моделей может достигать от 100 до 170 м3. Так в кузов Komatsu 960E-1 с учетом «шапки» можно загрузить 214 м3 или 326 585 кг породы.

В качестве разгрузочного привода большого самосвала применяют мощное гидравлическое подъемное устройство — телескопические гидроцилиндры, позволяющие опрокидывать кузов назад на угол 43–65° и выгружать грузы массой до 300 тонн. Эта операция занимает от 9 до 30 с: средний по грузоподъемности Komatsu 830E-4 освобождает свой кузов от 162 505 кг груза всего за 25 с.

Читайте также:  Камаз 65222 самосвал отзывы владельцев

Одна и та же модель самосвала для разных условий эксплуатации может быть оснащена кузовами различного исполнения — с плоским двускатным днищем, ковшового типа, с футеровкой, с запираемым задним бортом. Все кузова карьерных самосвалов по требованию стандарта FOPS (защита от падающих сверху предметов) оснащены защитным козырьком над кабиной.

Еще одна особенность карьерных самосвалов — применение силовых установок больших мощностей, до 4600 л. с. Это влечет за собой использование принципиально иной трансмиссии. Привод на колеса осуществляется от двигателя через гидромеханическую коробку передач (на самосвалах грузоподъемностью до 100 т) или от системы дизель-электрического привода с мотор-колесами, оснащенными индивидуальной силовой установкой — электродвигателем.

Доставка на объект

Из-за своих больших габаритных размеров карьерный самосвал не может перегоняться по дорогам общего пользования. Обычно после окончательной сборки и обкатки на территории завода самосвал снова разбирают на части, которые по габаритным размерам и весовым параметрам можно транспортировать на железнодорожном транспорте, после чего отправляют на ближайшую к месту эксплуатации станцию. На станции самосвалы либо собирают заново и перегоняют своим ходом, либо перегружают на тралы и так же по частям доставляют в карьер, где уже специалисты дистрибьютора собирают и тестируют машину. Например, для перевозки компонентов среднеразмерного карьерного самосвала задействуют 3–4 трала: отдельно транспортируются колеса, шасси с двигателем, мосты, разобранный на составные части кузов, коробка, кабина, поручни и другие элементы.

Самые большие

У больших карьерных самосвалов тоже есть свой топ-5 самых-самых.

1. Рейтинг возглавляет БелАЗ 75710. При грузоподъемности в 450 000 кг его полная масса достигает почти 810 000 кг. Самосвал длиной 21 м, шириной 10 м и 8 м высотой, оснащенный двумя дизельными двигателями суммарной мощностью 4600 л. с., а также полным приводом, способен разгоняться до 60 км/ч.

2. Вторую строчку занимает карьерный самосвал Komatsu 980E-4. Его полная масса 625 000 кг, а грузоподъемность 369 000 кг. 18-цилиндровый дизельный двигатель Komatsu SSDA18V170 мощностью 3500 л. с. позволяет развивать скорость 61 км/ч, что для самосвала длиной 14 м, шириной 10 м и высотой 8 м совсем не мало.

3. На третьем месте — Caterpillar 797F, способный перевезти 363 000 кг груза, имея при этом полную массу 624 000 кг. Силовая установка Cat C175-20 развивает мощность 4000 л. с. Максимальная скорость автомобиля может достигать 67,6 км/ч! Представляете, каково в этот момент водителю осознавать, что в его руках — гигант длиной 15 м, шириной 9,7 м и высотой 7,7 м.

4. Четвертую позицию занимает Terex MT6300AC полной массой 599 000 кг и грузоподъемностью 363 000 кг. Автомобиль оснащен 3750-сильным двигателем MTU/DDC 20V4000, способным разогнать самосвал до скорости 64 км/ч. Габаритная длина 15,5 м, ширина 9,5 м, а высота 7,7 м.

5. Замыкает пятерку лидеров Liebherr T282C. Полная масса самосвала 592 000 кг при грузоподъемности 363 000 кг. Автомобиль может оснащаться либо 18-цилиндровым 3500-сильным двигателем Cummins QSK 78, либо 20-цилиндровым дизелем MTU DD 20V4000 мощностью 4000 л. с. При габаритной длине 15,7 м, ширине 9,7 м и высоте 8,3 м максимальная скорость составляет 64 км/ч.

Как видим, подавляющая часть «топовых» карьерных самосвалов обладает грузоподъемностью в диапазоне от 360 000 кг до 370 000 кг при полной массе от 590 000 кг до 625 000 кг и двигателями примерно одинаковой мощности — от 3500 до 4000 л. с. Схожесть основных характеристик дает возможность эксплуатационникам при выборе модели сконцентрироваться на особенностях конструкции и используемых комплектующих, которые позволят максимально использовать потенциал машины в конкретных условиях работы определенного карьера.

Карьерный самосвал — это крупнотоннажный грузовой автомобиль, функцией которого является перевозка сыпучего или монолитного груза на разрезах. Большегрузные самосвалы применяются при добыче полезных ископаемых открытым способом, карьерных разработках, на строительстве гидротехнических сооружений. Работы часто проводятся в труднопроходимых местах с тяжелыми климатическими условиями. История возникновения.

Карьерные самосвалы — когда размер особо значителен

Нынешняя добыча полезных ископаемых, а также масштабное строительство каких-то объектов подразумевает необходимое использование мощной техники. Одним из таких примеров являются самосвалы для карьера.

Какие бы слухи не ходили, но именно размеры грузовика играют особую роль. И тем более, в отношении карьерной техники. Ныне есть даже элитные классы самосвалов, которые способны поднимать на борт более 300 тонн груза!

Читайте также:  Какой объем песка в камазе самосвале

Но таковые модели разрабатываются в недрах немногих предприятий. Ведь этот процесс гораздо более трудозатратен, нежели в случае с обычными грузовиками. Один только двигатель может весить десять тонн. В то время, как масла – сотни литров.

Что уж говорить о мощностях такого бизона? Их величины давно вышли за рубеж в десятки тысяч Нм. Причем, относительно СНГ – таковой производитель вообще один, Белорусский автозавод. Принимая во внимание его последнюю разработку – самосвал для карьеров БелАЗ 75602.

  • Его тяги хватает на подъем 360 тонн, что более, чем просто внушительно.
  • О размерах сказать стоит отдельно – 9 метров ширины, 7,5 метров высоты. Целый дом на колесах.

Белорусский завод собирает свою модель самосвала на классической основе: невероятно сильный турбо-дизель вращает генератор, ротор которого находится на заднем мосту. Причем, силовая тяга такового чудовища – 3750 лошадиных сил. Таких показателей смогли добиться при гармоничной и качественной связке двадцати поршней, суммарный объем которых 90 л. Компания, поставляющая соответствующие моторы – всемирный бренд Cummins.

Самосвал БелАЗ 75602 буквально напичкан различной электроникой. Высококлассная компьютерная система справляется с существенными объемами поступающей информации, которые каждую секунду поступают от сотен датчиков, расположенных во всех критически важных точках.

Каждое изменение любого параметра – с точностью до сотых процента вычисляется, тут же, система сама предлагает определенные шаги по устранению проблем.

Учитывая, что и самосвал, и рабочие выполняют поставленные задачи в тяжелых условиях, в числе которых: вибрации, шумы и прочие раздражители, водитель БелАЗа и его пассажиры чувствуют себя более, чем комфортно. В их распоряжении:

  • Печка;
  • Кондиционер;
  • Звукоизоляция;
  • Системы защиты от вибраций;
  • По желанию заказчика, в машину доводится аудио-система.

В отношении мировых брендов, самым мощным самосвалом является немецкая разработка – LiebherT 282B. Причем, модель мощнее всего на три тонны грузоподъема. Ряд характеристик у белорусских и немецких моделей – похож, и даже одинаков. Даже включая уровень послепродажного обслуживания.

Масса немецкого детища – целых 592 тонны. Причем, потребности у модели совсем не детские. И за одну рабочую, двенадцатичасовую смену самосвал «сжирает» более 2 тонн солярки. Вместимость бака целых 4730 литров, почти 5 тонн. Или – каждый час по 174 литра. Относительно ходовой части: она реализована как у БелаЗА.

Весьма заманчивая и модель для карьерных грузоперевозок – TerexTitan. Она же мировой рекордсмен по величине.

  • Одна его масса достигает 235 тонн.
  • Максимально допустимый вес – 550 тонн.
  • Его же сердцем служит двигатель из 16 цилиндров, объем которого достигает 169,5 литров.
  • Одна лошадиная сила у этого монстра – 3300, или ,460 кВт.

Причем, двигатель и генератор представляют собой одно целое, они работают в литой связке. На каждое колесо по одному такому электродвигателю.

Интерес представляет и американский самосвал – Caterpillar 797B. По характеристикам он схож с предыдущими моделями, но реализован в передаче усилия по-другому, — как в обычном грузовике.

  • Со стороны это выглядит как мощный, усиленный двигатель в 117 литров рабочего объема, из 24 цилиндров, съедает 784 л каждые 100 км.
  • При этом, перевозит по 345 тонн груза со скоростью 50 кмч. Сам двигатель достигает передает на колеса мощность в 16 000 Нм.
  • Его же коробка передач самая длинная в мире (для самосвалов) – 7 ступенчатая. Она же и руководит самым большим в мире задним мостом. В духе американцев: всё должно быть самым большим.

Следует отметить, что американский Caterpillat 797B, в тот же момент,является самым компьютеризированным самосвалом в мире. Уже сейчас предприятие, выпускающее данную модель карьерного грузовика, активно разрабатывает искусственный интеллект, который будет обеспечивать работу самосвала без человеческого фактора.

Карьерные самосвалы – самые настоящие гиганты, способные, буквально, сдвигать горы.

Преимущества карьерных самосвалов, сделанных на дорожном шасси

karernye-samosvaly

В России сейчас наблюдается интересная тенденция. Карьерные самосвалы (БелАЗ и другие) постепенно меняют на машины, построенные по принципу дорожных. Или на дорожные, но доработанные так, чтобы они могли использоваться в карьерах.

В СССР «карьерные» самосвалы начали выпускать в 50-х годах прошлого столетия. Слово взято в скобки потому, что МАЗ-525 и МАЗ-530 были обыкновенные грузовики, которые просто увеличили в размерах. Опыт их применения показал, что такой подход далек от оптимального. Поэтому в следующем десятилетии конструкторы разработали настоящий карьерный самосвал. Его компоновка отличалась от дорожного. Как показала практика, это было правильное решение.

Читайте также:  Самосвал как пишется

Еще полвека спустя в России стали продавать китайские карьерные самосвалы Howo, DongFeng и другие, конструктивно похожие на обычные. Кабина (одноместная) расположена над двигателем, подвеска рессорная, 3 моста (2 ведущих), кузов дорожной конфигурации. Правда, из-за грузоподъемности до 50 т, ширины от 3 м. и больших нагрузок на оси, по дорогам общего пользования им двигаться запрещено.

Вскоре после этого, в 2013 г., отечественный завод «Тонар» начал собирать аналогичные машины – 45-тонные Тонар-4525, с передней пневморессорной и задней балансирной, на упругих резиновых элементах, подвесками. На данный момент выпускается еще и 37-тонный Тонар-45251. Обе модели популярны на Кузбассе и Дальнем Востоке, в Хакассии и Бурятии. Они применяются в карьерах, угольных разрезах и на вскрышных работах.

Темой заинтересовались и ведущие производители грузовиков из Европы. В 2014 г. MAN, Volvo, Scania и Mercedes-Benz представили машины для горнодобывающей отрасли. Вместо того, чтобы проектировать «настоящий» карьерный самосвал, они взяли имеющиеся дорожные модели и доработали их. Основные изменения следующие:

  • Установка двигателя большей мощности.
  • Использование специального кузова с козырьком.
  • Более прочная ходовая часть.
  • Мосты повышенной грузоподъемности.
  • Усиленная трансмиссия.
  • Специальные шины.
  • Усовершенствованная тормозная система.

Особо стоит отметить тот факт, что спецтехника указанной выше четверки сохранила размеры дорожных машин. Это огромное преимущество в конкурентной борьбе, ведь такие самосвалы могут двигаться по магистралям общего пользования.

По отзывам клиентов, техника на дорожном шасси по многим показателям превосходит «настоящие» карьерные самосвалы грузоподъемностью от 30 до 50 т (с более крупным равняться нечего, там она, конечно, проигрывает). В чем же ее плюсы?

Преимущества

Главное достоинство таких машин – можно ездить по дорогам «для всех». За счет этого улучшается логистика, работа становится более эффективной.

В техническом отношении «псевдокарьерные» самосвалы, по сравнению с классическими, тоже лучше. Они стоят дешевле и экономичнее в эксплуатации. Двигатели – более современные, меньшего объема. Эти машины имеют меньший полный вес, а средняя скорость у них выше.

Кроме того, их всегда можно отправить на какую-нибудь другую работу, например, на стройплощадку.

Есть еще один важный момент, касающийся самосвалов на базе обычных шасси. Они более узкие, чем карьерные, поэтому им не нужны широкие технологические дороги. Создание для них подъездных путей обойдется дешевле, особенно при отработке нижних горизонтов, когда расходы на удаление вскрышного грунта значительно возрастают.

Относительно сервиса – тоже выгода. Владелец карьерных машин обязан иметь для них ремонтный цех, запчасти и слесарей. А технику на дорожной базе можно обслуживать на сервисной станции фирмы-производителя. Да и запчасти дешевле, особенно шины – они на рудниках быстро изнашиваются.

После окончания работ в карьере (или раньше) дорожник может без проблем переехать на новое место. А карьерный надо разбирать и везти на поезде.

Недостатки

К сожалению, дорожно-карьерные самосвалы имеют не только плюсы, но и минусы. Особенности конструкции ограничивают грузоподъемность до 20 – 30 т. Чтобы превысить 40 – 50 т., надо вносить серьезные изменения. Карьер должен быть «ухоженным», технологическая дорожная сеть – достаточно развитой, без крутых спусков и подъемов, в хорошем состоянии. Использование стандартных отопительных, кондиционирующих и вентиляционных систем требует, чтобы не было большой запыленности или высоких температур воздуха. Если химический или радиационный фон повышен – тоже плохо.

Кроме того, узкий кузов не слишком удобен, если на погрузке работает карьерный экскаватор с большим ковшом.

Тем не менее, не смотря на перечисленные недостатки, европейские производители уверены, что дорожный самосвал, адаптированный для использования в карьере – это очень эффективное решение.

Карьерный самосвал — машина грузоподъемностью до 450 тонн с саморазгружающимся кузовом. Основная сфера его применения — перевозка породы на разработке полезных ископаемых. Именно большие самосвалы составляют основу парка горно-добывающих компаний. Они имеют преимущества как перед конвейерным транспортом в условиях перемещения горных пород с разными физико-механическими свойствами, так и перед железнодорожным транспортом, позволяя упростить процесс отвалообразования. Особенности конструкции.

Источники
  • https://zen.yandex.ru/media/etosibir/karernye-samosvaly-giganty-mirovoi-promyshlennosti-5eca19cf16dc9e6bc09024ad
  • https://www.komek.ru/staty/karernyy-samosval/
  • https://perevozka24.ru/pages/karernye-samosvaly-kogda-razmer-osobo-znachitelen

Рейтинг
Загрузка ...