Что делает самосвал

Самосвалы и область их применения Самосвалы являются востребованной во многих областях техникой. Автомобили предназначены для транспортировки навальных грузов и их выгрузки путем опрокидывания.

Общая характеристика автомобилей-самосвалов, их типы и основные механизмы

— грузовой саморазгружающийся автомобиль, прицеп или полуприцеп с кузовом (чаще бункерного типа), механически (как правило, гидравлически) наклоняемым для выгрузки груза или с принудительной разгрузкой (например, шнеком).

Также существуют самосвалы, для выгрузки которых применяется наклон всего автомобиля при помощи телескопических подъёмников.

Самосвалы применяются для перевозки навалочных, или сыпучих,или иных грузов, пригодных для такой выгрузки, которая производится посредством их опрокидыванияиз кузова.

  • По типу выгрузки (наклоном или принудительной)
  • По направлению выгрузки (вбок, назад)
  • По типу кузова (бункер, платформа, съезжающий бункер, съезжающая платформа)

Хотя грузоподъёмность самосвала меньше, чем у аналогичного грузовика с фиксированной грузовой платформой, тем не менее самосвалы выгодны из-за сокращения времени на разгрузку. Самосвалы различают по способу разгрузки — задняя, боковая, двусторонняя и универсальная разгрузка на все стороны. В России самосвалы производят компании КАМАЗ, УРАЛ, ГАЗ, Яровит.

Дорожные самосвалы[править | править код]

Самосвалы, предназначенные для дорог общего пользования, выпускают практически все производители грузовой техники. Эти машины используются в строительстве, ремонте, коммунальном хозяйстве, сельском хозяйстве, а также при добыче полезных ископаемых. Обычно они имеют от 2 до 4 осей и грузоподъёмность в пределах 40 тонн. Однако встречается и более внушительная техника, так, например, европейские GINAF и Terberg, китайский Shacman выпускают 5-осные самосвалы, американские же производители (Freightliner, Kenworth, Western Star…) доводят их количество до 7. Конструкция этих «многоножек» позволяет поднимать (поджимать) до четырёх осей и передвигаться на сохранивших контакт с поверхностью.

Самосвалы для проведения подземных работ

Машины этой группы созданы для доставки и выгрузки разрыхленных механическим путем либо взорванных пород в стесненных условиях, характерных для подземных шахт, при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве тоннелей. Одной из наиболее ярко выраженных отличительных черт, присущих подземным самосвалам, являются их небольшие размеры. Компактность данных транспортных средств является следствием ограниченности свободного пространства в горных выработках, где, собственно, они чаще всего и используются.

Кроме того, самосвалы, предназначенные для подземной эксплуатации, должны отвечать высоким требованиям, предъявляемым к их маневренности. Грузоподъемность автомобилей этого класса составляет до 40 тонн. Их привлекают к работе при выполнении крупных объемов транспортных операций. Данная техника без проблем справляется с преодолением затяжных подъемов, неизбежно встречающихся при работе под землей. Самосвалы типа «думпер», отличающиеся возможностью поворота сиденья и механизма управления на угол, равный 180 градусам, без разворота всего транспортного средство, успешно применяются при работе в узких забоях.

Классический подземный самосвал внешне представляет собой одноосный тягач, оснащенный самосвальным полуприцепом. Для соединения основных узлов транспортного средства используется двойной шарнир, позволяющий осуществлять поворот тягача относительно полуприцепа, обеспечивая тем самым необходимую маневренность машины. Для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам используется карданный вал и коробка передач, которая, как правило, имеет 4 скорости для движения вперед и аналогичное количество передач для перемещения назад. Силовой агрегат подземного автосамосвала обычно имеет 2-хступенчатую систему очистки отработанных газов, включающую кристаллический нейтрализатор и жидкостную ванну.

Рисунок 7. Типовая схема самосвала, предназначенного для подземной эксплуатации

Выбор в пользу определенной модели подземного самосвала зависит от поперечных габаритов выработки. При малой площади сечения к работе обычно привлекаются думперы, а при большой (от 12 квадратных метров) – автомобили таких марок, как МоАЗ, МАЗ и т.п. В настоящее время налажено серийное производство подземных автосамосвалов МоАЗ, имеющих грузоподъемность 20 тонн и развивающих скорость до 40 км/час, а на дороге с углом наклона 10 градусов – до 4-6 км/час.

Рисунок 8. Думпер Waran. На фото хорошо заметно отличие диаметров колес ведущего и управляемого мостов машины

Наиболее целесообразной является эксплуатация автосамосвалов в подземных условиях при площади сечения выработок от 12 квадратных метров, когда для связи их с поверхностью используются штольни с уклоном не более 0,16. На современном рынке представлены самосвалы для подземной эксплуатации особой малой (не более 1 тонны), малой (в диапазоне от 1 до 2 тонн), средней (в диапазоне от 2 до 5 тонн) и большой (более 5 тонн) грузоподъемности, получающие энергию от электрического, карбюраторного либо дизель-электрического привода.

При выборе типа и количества подземных автосамосвалов обязательно учитываются такие немаловажные критерии, как профиль, план трассы, вид и качество дорожного покрытия, местонахождение пунктов загрузки и разгрузки, особенности, характерные для перевозимых грузов, сменная производительность транспортной техники. При необходимости перевозки значительных объемов горной массы на дальнее расстояние часто используются мощные автосамосвалы (БелАЗ, КрАЗ и т.п.).

Внедорожные (карьерные) самосвалы[править | править код]

Карьерные (внедорожные) самосвалы используются на открытой разработке полезных ископаемых. Из-за их габаритов и веса эксплуатация на дорогах общего пользования не представляется возможной. Крупные модели доставляются до места работы по частям и собираются уже на месте.

Наиболее целесообразной для тяжёлых самосвалов признана схема с двумя осями с задним или полным приводом и разгрузкой кузова назад. В 1970-е годы пытались использовать трёхосные самосвалы, как например Terex Titan и WABCO 3200B, но такие схемы в карьерах не прижились. Компания Kress предлагает самосвалы с донной разгрузкой, но это требует использования специального разгрузочного комплекса.

На современных сверхтяжёлых самосвалах обычно применяется гибридная силовая установка — дизельный двигатель приводит в действие генератор переменного тока, который питает тяговые электродвигатели, вращающие колёса (см. Электрическая передача). Тормозная система — также совмещённое действие гидравлики и электромоторов, которые в режиме торможения вырабатывают энергию. Над созданием электропривода трудятся совместно General Atomics (Terex), General Electric (Komatsu, БЕЛАЗ), Siemens (Hitachi, Liebherr, БЕЛАЗ).

Особняком стоит Caterpillar 797B, который обходится без лишних элементов (генератора и электродвигателей). Этому способствует самый большой в мире двигатель из тех, что устанавливаются на грузовики — CAT 3524B (два совмещённых CAT 3512B), 24 цилиндра, объёмом 117 литров, крутящий момент переваливает за 16000 Нм (запас 22 %). Машина имеет 7-ступенчатую гидромеханическую трансмиссию. Тормоза гидравлические. Однако в настоящее время компания готовит к производству новое поколение самосвалов, которые будут иметь дизель-электрический привод, разработанный совместно с Mitsubishi Electric.

Наибольшая эффективность подобных гигантов достигается при использовании в паре с гидравлическим или тросовым экскаватором, осуществляющим загрузку за 3-5 циклов. Уже есть экскаваторы, оборудованные ковшом, вмещающим более 76 кубометров породы (более 100 тонн), а 26 сентября 2013 года на испытательном полигоне Белорусского автомобильного завода был представлен самосвал БелАЗ-75710, который позволяет перевозить 450 т полезного груза.[1]

Сейчас выпуском карьерных самосвалов занимаются более 20 компаний. Основную часть рынка, более 95 %, составляют самосвалы грузоподъёмностью до 40 тонн.

В России разработкой карьерных самосвалов занимается , в 2018 году выпустившая 60-тонную версию.[источник не указан 292 дня

Самые грузоподъёмные модели ведущих производителей:

Производитель Модель Грузоподъёмность, тонн Полная масса, тонн Двигатель Мощность, л. с. Максимальная скорость, км/ч Год выпуска Ссылка
БЕЛАЗ 75710 450 810 MTU / Siemens MMT 500 4600 64 2013 [2][3][4] (недоступная ссылка)
Caterpillar 797F 363 623 Caterpillar 4000 67 2009 [5]
Unit Rig (Terex) MT 6300AC 363 598 MTU 3750 64 2008 [6]
Liebherr T 282 °C 363 592 MTU 3755/4023 64 2010 [7]
Liebherr T 282 B 363 592 MTU 3650 64 2004 [8]
Komatsu 980E 363 625 Komatsu 3500 61 2016 [9]
БЕЛАЗ 75601 360 610 MTU 2800/3807 64 2010 [10]
Caterpillar 797В 345 623 Caterpillar 3550 67 1998 [11]
Komatsu 960E 327 576 Komatsu 3500 65 2008 [12]
Unit Rig (Terex) MT 5500 326 543 MTU/Cummins 2700 64 2006 [13]
БЕЛАЗ 75600 320 560 Cummins 2610/3549 64 2006 [14]
Terex 33-19 Titan 317,5 550 Electro-Motive 3300 48 1974
Caterpillar 795F AC 313 570 Caterpillar 3400 64 2009
Euclid-Hitachi EH 5000 286-315 528 MTU 2700 67 ? [15]
Liebherr TI 274 290 ? MTU 3000 64 2007 [16]
Komatsu 930E 290 502 Komatsu 2700/3500 64 1996 [17]
Euclid-Hitachi EH 4500 282 435 MTU/Cummins 2700 67 ? [18]
Komatsu 860E 254 ? Komatsu 2700 64 2008
БЕЛАЗ 75310 240 401 Cummins 1864/2535 64 ? [19]
Euclid R260 238 387 Detroit Diesel 2500 49 1997
Caterpillar 793F 226,8 390 Caterpillar 2650 60 2009
Komatsu 830E 222 385 Komatsu 2500 49 ? [20]
БЕЛАЗ 75307 220 376 Cummins 1715/2330 64 ? [21]
БЕЛАЗ 75306 220 376 Cummins 1715/2330 43 ? [22]
БЕЛАЗ 75302 220 376 MTU 1715/2330 43 ? [23]
Kress 200C 220 342 Caterpillar 1700 73 ? [24]
Unit Rig (Terex) MT 4400AC 218 392 MTU/Cummins 2700 64 ? [25]
Liebherr T 262 218 390 MTU 2500 51 ? [26] (недоступная ссылка)
Caterpillar 793В 218 383 Caterpillar 2415 54 ?
WABCO 3200В 214 383 GM 2475 ? 1978
Читайте также:  Прицеп самосвал для квадроцикла своими руками

Какими бывают самосвалы?

Машины делят на группы по основным признакам:

  1. По выполняемым задачам различают самосвалы:
      для строительных работ;
  2. для работы в карьерах по добыче ископаемого сырья;
  3. сельскохозяйственного назначения;
  4. узкоспециализированные (подземные, шлаковозы и другие машины)
  5. По грузоподъёмности:
      малая до 2 т.;
  6. средняя 2-6 т.;
  7. большая 7-14 т.;
  8. особо большая 14 т и выше.
  9. По исполнению подвижной части:
      обычного типа (прицеп не предусмотрен);
  10. автопоезда, разгрузка тягача и первого прицепа только бортовая;
  11. полуприцепы;
  12. прицепы.

Свои различия вносят конструкция кузовной платформы и способ выгрузки. Кузов-бункер имеет наклонное дно и насыпной перевозимый материал саморазгружается при открытии борта.

Самосвалы с подъёмной транспортной платформой различаются по направлению выгрузки – заднему, боковому, на обе стороны, универсальному.

Сочленённые самосвалы[править | править код]

Основная статья: Сочленённый самосвал

Самосвал с шарнирно-сочленённой рамой (землевоз, сочленённый самосвал, англ. articulated hauler, articulated dump truck, dumper), используется на строительных и карьерных работах, там где требуется повышенная проходимость и манёвренность. Трёхосные модели сочленённых самосвалов имеют шесть ведущих колёс. Более того, современные модели самосвалов оснащаются выключателем межколёсного дифференциала.

Caterpillar

применяет на своих самосвалах систему «Ejector» (модели 730 Ejector и 740 Ejector) — подвижная стенка в кузове выталкивает его содержимое, что позволяет осуществлять разгрузку на ходу, без опрокидывания кузова.

может предложить самосвалы с гусеничным ходом.

имеет поворотный механизм кузова, это даёт возможность разгружаться, не только назад, но и в любую из боковых сторон.

Сочленённые самосвалы выпускают компании — Astra, Bell Equipment (в странах Азии и в Австралии известны под маркой Hitachi, а в Америке под маркой DEERE (John Deere)), Case, Caterpillar, Hydrema, JCB, Komatsu, Liebherr, Moxy, Terex, Volvo, БЕЛАЗ, МоАЗ, BALTIETS («ЗСМ-БАЛТИЕЦ»)

Самые грузоподъёмные модели:

Производитель Модель Грузоподъёмность, тонн Полная масса, тонн Двигатель — Мощность л. с./Крутящий момент Нм. Максимальная скорость, км/ч Ссылка
Moxy MT51 46,2 77,6 Cummins — 510лс / — 54 [27]
Bell B50D 45,4 79,9 Mercedes — 523лс / 2147Нм 48 [28]
Hitachi AH500-D 45,4 81,5 Mercedes — 523лс / 2147Нм 48 [29]
Caterpillar 740 39,5 72,6 Caterpillar — 469лс / 2412Нм 54 [30]
Volvo A60H 55 98,4 Volvo — 673лс / 3200Нм 55 [2][31]
Caterpillar 740 Ejector 38 73,6 Caterpillar — 469лс / 2412Нм 54 [32]
Terex TA40 38 68,8 Detroit Diesel — 450лс / 2100Нм 60 [33]
Moxy MT41 37,2 64,3 Scania — 450лс / — 53 [34]
Bell B40D 37 66,8 Mercedes — 422лс / 1974Нм 52 [35]
Hitachi AH40-D 37 66,9 Mercedes — 422лс / 1974Нм 52 [36]
John Deere 400D 37 66,9 Mercedes — 422лс / 1974Нм 52 [37]
Astra ADT 40C 37 66 Iveco — 455лс / 2000Нм 50 [38]
Komatsu HM400-2 36,5 69 Komatsu — 453лс / 2090Нм 58 [39]
Case 340B 36 65 Case — 456лс / 2000Нм 50 [40]

Особенности конструкции самосвалов

Основными узлами классического самосвала являются шасси с кабиной и сама самосвальная установка, которая, в свою очередь, состоит из платформы, гидравлического опрокидывающего устройства и надрамника.

Главная функция платформы заключается в размещении груза. Поэтому она должна соответствовать его специфике, обладая при этом максимальной универсальностью. Нередко платформа самосвала бывает оснащена съемными уплотнителями бортов (к примеру, при использовании машины для доставки зерна), тентом, обеспечивающим надежную защиту грузов от возможного выдувания, съемными надставными бортами, которые предназначены для более эффективного использования грузоподъемности шасси.

Именно платформа является самой металлоемкой, трудоемкой частью самосвальной установки, которая, к тому же, подвержена быстрому изнашиванию. Платформа должна быть оснащена поднимающимися либо откидывающимися бортами с запорами (желательно, чтобы они имели дистанционное управление), а также упором, на котором лежит ответственность за механическую фиксацию кузова, находящегося в поднятом положении.

Рисунок 1. Платформа самосвала модели ЗИЛ-ММЗ-555

Самосвалы, оснащенные платформой, конструкцией которой предусмотрена 3-хсторонняя и 2-хсторонняя разгрузка на 3 и 2 стороны, имеют серьезное преимущество перед теми машинами, которые могут разгружаться только назад. Преимущество это заключается в возможности совместной работы с прицепом. Ну а грузоподъемность автопоезда, как правило, в 1,5-1,8 раза превышает грузоподъемность одиночного самосвала. Собственно, за счет этого и нивелируются повышенные металлозатраты, а также затраты труда при выпуске платформ с разгрузкой на 2 и 3 стороны.

Надрамник – это сварная конструкция, которая предназначена для монтажа на шасси базового транспортного средства деталей и механизмов самосвальной установки. Надрамник изготавливается из пары лонжеронов, имеющих швеллерное сечение, которые монтируются на раме, и поперечных балок.

Рисунок 2. Надрамник самосвала модели ЗИЛ-ММЗ-555

Предназначение гидравлического опрокидывающего устройства заключается в механизации процесса разгрузки навалочных, сыпучих, а также полужидких грузов с использованием мощности силового агрегата. Для передачи мощности от последнего к исполнительному органу, роль которого исполняет гидроцилиндр, используется гидропривод.

Самосвалы для подземных работ[править | править код]

Основная статья: Подземный автосамосвал

Самосвалы для подземных работ предназначены для транспортирования и выгрузки взорванных или разрыхлённых механическим способом пород в стеснённых условиях подземных шахт, при добыче полезных ископаемых и строительстве тоннелей. Конструкция позволяет использовать их и на открытых разработках, но не столь эффективно.

Подземные самосвалы выпускают компании Atlas Copco, Caterpillar, DUX Machinery, Paus, Sandvik, БЕЛАЗ, МоАЗ

Самые грузоподъёмные модели:

Производитель Модель Грузоподъёмность, тонн Собственная масса, тонн Двигатель — Мощность л. с. Колесная формула Максимальная скорость, км/ч Ссылка
Sandvik Supra 0012H 80 58 Detroit Diesel — 425лс 10×8 [41]
Caterpillar AD60 60 50 Caterpillar — 805лс 4×4 41
Sandvik TORO 60 60 48,5 Cummins — 760лс 6×4 [42]
Atlas Copco MT6020 60 43,9 Cummins — 760лс 4×4 [43]
Caterpillar AD55B 55 47 Caterpillar — 805лс 4×4 41
Sandvik TORO 50 50 32,5 Detroit Diesel — 525лс 4×4 [44]
Atlas Copco MT5020 50 42 Cummins — 650лс 4×4 [45]
Caterpillar AD45B 45 40 Caterpillar — 587лс 4×4 52
DUX TD45 41 39,4 Detroit Diesel — 575лс 4×4 [46]
Sandvik TORO 40 40 30,7 Detroit Diesel — 475лс 4×4 [47]
БЕЛАЗ 75800 40 35,5 Cummins — 476лс 4×4 40 [48]
МоАЗ 7508 35 29 ЯМЗ — 360лс 6×4 40

Самосвалы для осуществления вывоза снега — это специализированная техника, предназначенная для транспортировки снега на снегоплавильные пункты.

Самосвал:

Грузовой автомобиль, способный самостоятельно разгружаться, более известный как самосвал – один из самых популярных видов специализированной техники. Его основное предназначение – работа на дорогах общего значения, но данная машина с успехом используется практически во всех отраслях промышленности: аграрной, строительной, горнодобывающей и прочих.

Самосвал – это самоходная гусеничная или колесная машина с открытым кузовом, предназначенная для транспортирования, разгрузки и распределения материала, которая загружается внешними средствами или оборудованием для самозагрузки.

Читайте также:  Маз 4 осный самосвал 2021 года

Самосвал – это один из видов саморазгружающегося автомобиля, имеющий различные конфигурации в зависимости от оснащения. Например, самосвалы могут быть оснащены прицепом, полуприцепом с кузовом, кузовом бункерного типа или иным видом кузова.

Разгрузка самосвала происходит в автоматическом режиме, в большинстве случаев при помощи гидравлических механизмов. Реже встречаются самосвалы, выгрузка которых осуществляется полным наклоном всего автомобиля при участии телескопических подъемников или принудительной шнековой разгрузкой.

Основное предназначение самосвала – перевозка рассыпчатых, рыхлых или мелкоштучных грузов. Это могут быть сухие грузы, перевозимые навалом (руда, рудные концентраты), что оправдывает применение самосвалов на горнодобывающих предприятиях. Это могут быть грузы, перевозимые насыпью (зерно, сахар, удобрения), благодаря чему решаются задачи транспортировки в сельском хозяйстве. Нашли применение машины с автоматической разгрузкой в дорожной службе: с их помощью с дорог устраняются снежные заносы, и коммунальном хозяйстве – осуществляется вывоз мусора на свалки.

Существует у самосвала и довольно узкое, специфическое предназначение – он используется при вскрытии и разработке полезных ископаемых карьерным (открытым) методом.

Самосвалы – универсальный тип машин, используемый для транспортировки самых разных видов грузов. Для выполнения этой задачи они должны соответствовать двум основным критериям – быть надежными и выносливыми. Эти качества, а также уменьшенное время на разгрузочные работы, позволяет с успехом применять их как в масштабах страны – во многих отраслях промышленности и сельского хозяйства, так и для решения частных вопросов: домашнего строительства, уборки урожая на небольших фермах и т.д.

Скорость передвижения самосвала может составлять до 100 км/час.

Грузоподъемность самосвала зависит от модели техники. У некоторых моделей – карьерных самосвалов она может составлять до 450 тонн. Вес самого самосвала варьируется от 5 до 50 тонн.

Классификация автомобилей-самосвалов по назначению

Автомобили с автоматической разгрузкой могут иметь универсальное или узкоспециализированное назначение.

Наиболее популярны машины, используемые для транспортировки грузов по дорогам общего назначения. Дорожные самосвалы используются строительными организациями, сельскохозяйственными предприятиями, в коммунальном хозяйстве.

Количество осей – 2-4, грузоподъемность – до 40 тонн. Европейские производители Terberg и GINAF выпускают пятиосную самосвальную технику, а некоторые американские компании – семиосные ТС.

Карьерные автомобили-самосвалы – это внедорожные модели, не допускаемые для проезда по дорогам общего назначения из-за больших габаритов и массы. Грузоподъемность самой крупногабаритной на сегодняшний день модели БелАЗа составляет 450 тонн. Доставка особо крупных моделей к месту эксплуатации осуществляется по частям, где они собираются в единое целое.

Чаще всего карьерные самосвалы оборудуют гибридными силовыми агрегатами. В их состав входят:

Еще один вариант – оснащение карьерных моделей супермощными ДВС. Их характеристики: 24 цилиндра, 117 л, крутящий момент – более 16000 Нм.

Карьерные самосвалы часто эксплуатируют совместно с крупногабаритными экскаваторами, способными заполнить весь объем кузова всего за 3-5 циклов.

Для осуществления подземных работ

Это компактные самосвалы, функция которых – вывозить взорванные или разрыхленные породы, полезные ископаемые из тоннелей и шахт. Для них характерны:

Модели «думпер» обеспечивают возможность поворачивать сиденье и механизм управления на 180° без поворота всего ТС. Такие машины эффективны для использования в стесненных условиях.

Такие автомобили называют землевозами. Эта грузовая техника оборудована шарнирно-сочлененной рамой, соединяющей кабину и платформу. Благодаря данной конструкции сочлененный самосвал отличается хорошими техническими характеристиками, среди которых:

Эти ТС применяются при осуществлении ремонтно-строительных дорожных, земляных работ, на карьерах для транспортировки значительных объемов сыпучих грузов. Виды разгрузки сочлененных самосвалов: задняя, боковая, донная.

Сочлененные самосвалы

Сочлененный самосвал (его так же называют землевозом) представляет собой транспортное средство, отличающееся высокой проходимостью, предназначенное для доставки крупных объемов сыпучих грузов и применяемое как альтернатива обычным одиночным автосамосвалам при проведении работ в условиях отсутствия нормального дорожного покрытия. В частности, сочлененные самосвалы находят применение при выполнении земляных работ, строительстве автодорог, на карьерах, где ведется добыча угля, руды и т.д.

В зависимости от способа агрегатирования выделяют:

Рисунок 6. Землевоз Volvo A25D в работе

Для перевозки грузов используются сочлененные самосвалы с задней, боковой и донной разгрузкой. Их активная разработка в Советском Союзе стартовала еще в пятидесятых годах прошлого века. Эти машины не нашли широкого применения в качестве строительной техники, однако получили распространение в карьерных разработках. Довольно часто в наши дни используются 3-хосные сочлененные самосвалы, изготовленные на основе тягачей специального исполнения. Как правило, у таких машин сразу 6 колес являются ведущими. Кроме того, их часто оборудуют выключателем дифференциала.

Виды самосвалов

Самосвалы – спецтехника широкого применения. Многопрофильность ее применения была бы невозможной без определенных отличий в конструкции. Сегодня принято несколько способов классификации самосвалов.

Машины могут иметь такие способы выгрузки:

В качестве кузова в самосвале могут использоваться:

Способы наклона кузова:

Также доступны следующие способы разгрузки:

В зависимости от назначения выделяют следующие типы самосвалов:

Карьерный самосвал: обзор

Карьерный самосвал (внедорожный самосвал) – саморазгружающийся грузовой автомобиль с опрокидывающимся кузовом, обладающий высокой грузоподъемностью и повышенной проходимостью. Эти машины предназначены для транспортировки насыпных и навальных грузов на открытых разработках полезных ископаемых (карьерах), крупных строительных и иных объектах.

История карьерных самосвалов

Уже в 1920-х годах на рудниках использовались самосвалы различной грузоподъемности. В 1930 году в США построена первая специализированная машина для карьеров – Euclid грузоподъемностью 8 т, в 1933 году – Euclid Trac-Truk грузоподъемностью 14 т. К 1960-м годам грузоподъемность карьерных самосвалов достигал 60 т, а в 1970-х были созданы машины современной компоновки грузоподъемностью более ста тонн с гибридными силовыми установками. Первым советским карьерным самосвалом стал МАЗ-530 грузоподъемностью 40 т, запущенный в производство в 1960 году.

Общее устройство карьерного самосвала

Конструктивно карьерные самосвалы состоят из следующих компонентов:

Колесное шасси с усиленной рамой;

Самосвальная платформа (кузов);

Механизм опрокидывания платформы;

Также на машинах предусмотрена кабина с местом водителя (оператора) и стандартные автомобильные системы.

Классификация карьерных самосвалов

Машины классифицируются в соответствии с конструкцией рамы, количеством осей и типом силовой установки.

Самосвалы могут иметь раму одного из двух типов:

На раме первого типа построено большинство карьерных самосвалов грузоподъемностью до 45 – 60 т. Более тяжелые машины за редким исключением построены на шарнирно-сочлененной раме. Карьерные самосвалы небольшой грузоподъемности могут иметь три оси (колесная формула 6х4), но основная масса построена по двухосной схеме с колесной формулой 4х2 или 4х4.

В качестве силовой установки могут использоваться:

Гибридная установка – дизельный двигатель в связке с электрогенератором и электромоторами (мотор-колесами).

Силовой установкой первого типа оснащаются самосвалы грузоподъемностью до 60 т, а почти все самосвалы большой грузоподъемности имеют гибридную установку. В них имеется функция рекуперации при торможении, что позволяет заряжать аккумуляторы на спусках.

Характеристики карьерных самосвалов

Основными характеристиками являются грузоподъемность, объем кузова, снаряженная масса и скорость движения.

Самосвалы и область их применения. Самосвалы являются востребованной во многих областях техникой. Автомобили предназначены для транспортировки навальных грузов и их выгрузки путем опрокидывания. … В сочлененных самосвалах кузов и кабина имеют гибкую сцепку, что делает модели более маневренными. Модели отличаются повышенной проходимостью и хорошо подходят для перевозки грузов на большие расстояния по сложной местности. Подземные.

Самосвалы и область их применения

Самосвалы являются востребованной во многих областях техникой. Автомобили предназначены для транспортировки навальных грузов и их выгрузки путем опрокидывания. Возможности работы с теми или иными материалами, а также способы функционирования определяются техническими характеристиками конкретной модели.

Особенности самосвалов

Главное отличие самосвала от других моделей грузовой техники — наличие кузова саморазгружающегося типа. Кузов самосвала позволяет решать многочисленные задачи с минимальными временными затратами и с максимальным комфортом.

Конструктивно самосвальный прицеп представляет собой бункер или грузовую платформу съезжающего или опрокидывающегося типа. Чтобы увеличить объем загрузки, платформы оборудуют бортами различной высоты.

Направление выгрузки может быть боковым, задним или трехсторонним. Последний вариант является универсальным и наиболее эффективным. В некоторых моделях самосвалов есть возможность выгрузки через днище. Такой тип выгрузки называется бункерным.

Читайте также:  Самосвал МАЗ 6501В9-475-000

Наклон кузова в современных самосвалах обеспечивается за счет работы гидравлического механизма, телескопического подъемника, винтового механизма поднятия.

Виды самосвалов

Классификация самосвалов выполняется на основании их предназначения, конструктивных особенностей, грузоподъемности и других параметров.

Дорожные самосвалы являются наиболее распространенной разновидностью из эксплуатируемой техники. Машины предназначены для осуществления грузоперевозок объемом до 40 тонн по автомобильным дорогам общего пользования.

У дорожных самосвалов может быть различное количество осей.

  • 2 оси имеют образцы с колесной формулой 4 на 4 (малотоннажные ЗИЛы отечественного производства, современные модели Hyundai);
  • 4 оси имеют модели с более высокими параметрами грузоподъемности и мощности (самосвалы КамАЗ, Volvo).

Самосвалы дорожного типа отлично перемещаются по автомобильным трассам, но не очень маневренны на пресеченной местности и в условиях бездорожья. Используются дорожные самосвалы на строительных объектах, в дорожном и коммунальном хозяйстве, на предприятиях добывающей промышленности.

Карьерные самосвалы являются внедорожниками. Они отличаются большим весом и повышенной мощностью, так как им необходимо выполнять серьезные работы на объектах, в число которых входит перевозка груза (до 450 тонн), выполнение вскрышных работ, горной выработки.

В сочлененных самосвалах кузов и кабина имеют гибкую сцепку, что делает модели более маневренными. Модели отличаются повышенной проходимостью и хорошо подходят для перевозки грузов на большие расстояния по сложной местности.

Подземные самосвалы используются для работы в забоях, подземных разрезах. Тягачи с прицепом имеют различную вместимость и отличаются высокой производительностью.

Сферы применения самосвалов

Область применения самосвалов обширна. Техника способна выполнять широкий спектр задач, набор которых определяется имеющимися у конкретной модели характеристиками.

  • Самосвалы применяются для доставки больших партий навалочных материалов, инертного сырья на объекты.
  • Машины способны быстро выполнять дорожно-ремонтные работы, а также используются в качестве дополнительной техники при возведении объектов инфраструктуры.
  • В сельском хозяйстве самосвалы применяются для уборки и заготовки кормов, осуществления мелиорации участков.
  • В коммунальном хозяйстве самосвал используется для сбора, вывоза и доставки мусора, снега, земли.
  • Самосвальная техника нашла применение также при разработке полезных ископаемых и обработке нерудных материалов открытыми способами.

Основной сферой применения самосвалов является перевозка грузов на различные расстояния. Хорошая вместительность техники позволяет работать с большими объемами грузов и рационализирует расходы на транспортировку.

Главным преимуществом самосвала в таких случаях перед другой техникой является возможность разгрузки доставленного сырья без привлечения дополнительного оборудования, что сокращает расходы.

Самосвалы отлично адаптированы для решения ряда задач вместе с другими видами техники. Машины имеют повышенную проходимость и способны добираться на объекты без подъездных путей. Их использование является выгодным в отношении временных, финансовых, трудовых затрат.

Наша техника

Объем кузова 20 м 3
Грузоподъемность 20 т.
стоимость аренды (7 + 1) 12000 р.
Объем кузова 10 м 3
Грузоподъемность 15,0 т.
стоимость аренды договорная
Объем кузова 16 м 3
Грузоподъемность 25,5 т.
стоимость аренды договорная
Объем кузова 30 м 3
Грузоподъемность 33,7 т.
стоимость аренды договорная

Самосвалы . Основное. Самосвал – это самоходная гусеничная или колесная машина с открытым кузовом, предназначенная для транспортирования, разгрузки и распределения материала, которая загружается внешними средствами или оборудованием для самозагрузки. Грузовой автомобиль, способный самостояте… Подробнеельно разгружаться, более известный как самосвал – один из самых популярных видов специализированной техники.

Самосвалы – незаменимые помощники в строительном деле

Различные средства автоматизации труда стали неизменными помощниками человека практически во всех областях, особенно там, где требуются значительные затраты физического труда. Одним из таких средств является самосвал — грузовая машина, способная в считанные минуты разгрузить тонны перевозимых грузов. Самосвалы в России составляют примерно 25% от общего объема используемых грузовых автомобилей, наиболее распространенная грузоподъемность самосвала лежит в диапазоне от 3 до 40 тонн.

Классификация самосвалов

Грузовой самосвал является достаточно универсальным и разноплановым представителем транспортной техники, поэтому и классифицируется по многим признакам:

  • по типу выгрузки (наклонная или принудительная) и способу разгрузки самосвала (односторонняя задняя или боковая, двусторонняя боковая и трехсторонняя);
  • по типу кузова (прицеп, полуприцеп, платформа, бункер);
  • по грузоподъемности (малая, средняя, большая и очень большая).

Но наиболее важной является классификация по виду выполняемых работ:

  • Дорожные или строительные самосвалы;
  • Карьерные самосвалы;
  • Сочлененные самосвалы;
  • Самосвалы для подземных работ;
  • Узкоспециализированные модели для перевозки самосвалом одного вида специфического груза, например, бетоновозы.

Принцип работы самосвала

Само название этого грузового автомобиля определяет принцип его действия и главную отличительную особенность. Разгрузка самосвала обеспечивается за счет быстрого опрокидывания кузова с помощью подъемного механизма самосвала, который осуществляет его подъем, остановку при любом угле наклона и возврат в исходное положение.

Что может перевозить самосвал

Примеров, для чего нужны самосвалы, для какой работы их использование целесообразно, какие грузы они могут транспортировать, — великое множество. Самосвал привозит песок, необходимый при строительстве; самосвал доставляет щебень при проведении ремонта дорог; самосвал осуществляет перевозку зерна с поля на элеватор; самосвал транспортирует удобрения, корма и многое другое. Самосвалы необходимы для перевозки сыпучих и навальных грузов, которые не повреждаются при высыпании.

В чем отличие самосвалов от обычных грузовых автомобилей?

Типичная конструкция, хорошая проходимость и маневренность позволяет осуществлять перевозки самосвалом различных грузов в кратчайшие сроки. Даже имея меньшую грузоподъемность по сравнению с обычными грузовиками, вывоз самосвалом больших объемов грузов более эффективен, поскольку требует минимального времени, повышая производительность труда и уменьшая себестоимость выполненных работ.

Сферы применения самосвалов

Работа для самосвалов найдется всегда: несмотря на разнообразие специальной техники, имеющейся сегодня, практически любой фирме нужны самосвалы для работ, проводимых в аграрном, строительном или коммунальном секторе.

Наиболее распространенной областью применения бортовых самосвалов является строительство, где самосвалы доставляют песок, щебень на объект, а выбранный грунт, строительный мусор и отходы вывозят на свалку и в места утилизации. В сфере ЖКХ вывоз снега и мусора осуществляется самосвалами при работах по благоустройству города, в сельском хозяйстве — вывоз многих видов собранного урожая, доставка удобрений, кормов.

Карьерные самосвалы применяются при разработке месторождения, добыче полезных ископаемых. Из-за своей большой грузоподъемности и веса они доставляются на объект в разобранном виде на специальном транспорте, чтобы избежать повреждения дорожного покрытия. Один такой большой самосвал способен перевести груз весом свыше 300 тонн.

Растущий объем грузоперевозок и общий экономический рост увеличивают спрос на самосвалы как отечественных, так и европейских производителей. Среди них ведущие позиции занимают «КамАЗ» и «Урал», «МАЗ» и «БелАЗ», а также заслужившие мировое признание «MAN», «Scania», «Volvo», «Komatsu», «Hitachi». Отечественные самосвалы более приспособлены к работе в условиях российской действительности, центры сервисного обслуживания и запасные детали имеются повсеместно, а полезная грузоподъемность, широкий спектр дополнительного оборудования, более комфортные условия работы водителя, современные системы управления являются несомненными преимуществами «европейцев». Определить лучший самосвал для тех или иных целей, можно только, принимая во внимание конкретные условия его работы и круг выполняемых задач.

Но столь нужная техника стоит недешево, и иметь частные самосвалы под силу далеко не каждой фирме, поэтому оптимальным решением в этом случае является их аренда. Компания «ЭлитСпецТех» сдает в аренду самые популярные модели самосвалов КамАЗ, VOLVO, MAN по выгодным ценам. Специалисты компании помогут определиться с правильным выбором, а работа для самосвалов в Туле найдется всегда. Например, для перевозки песка самосвалами лучше всего подойдет КAMAЗ 55111-15 с грузоподъемностью 16 т и емкостью кузова 12 м3; для перевозки грузов больших объемов удобен самосвал VOLVO FM 400 с грузоподъемностью 23,5 т и емкостью кузова 18 м3, способный развивать скорость до 90км/ч при максимальной загрузке; а для осуществления больших грузоперевозок в условиях плохой проходимости незаменим самосвал MAN TGA 33.350 с грузоподъемностью 28 т и дизельным двигателем объемом 10,5л.

На протяжении уже многих десятилетий самосвалы остаются незаменимыми помощниками в различных сферах деятельности, заслужив всеобщее признание.

Виды самосвалов . Самосвалы – спецтехника широкого применения. Многопрофильность ее применения была бы невозможной без определенных отличий в конструкции. Сегодня принято несколько способов классификации самосвалов .

Источники
  • https://pro-vnedorozhniki.ru/raboty-v-pole/kakie-byvayut-samosvaly.html
  • http://www.rentatex.ru/articles/scope-of-the-dumpers/
  • https://www.elitspecteh.ru/articles/rabota_samosvala.htm

Рейтинг
Загрузка ...