Приказ РБ
№ 391-Ц от 19.07.2012. Об утверждении рекомендаций по установлению норм времени на единицу транспортной работы, норм затрат на техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств
На основании подпункта 5.9 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. N 985 «Вопросы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь», ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые:
Рекомендации по установлению норм времени на единицу транспортной работы;
Нормы затрат на техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств.
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 2 августа 2010 г. N 403-Ц «Об утверждении норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и норм затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта»;
ямз 6581
приказ Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 22 сентября 2011 г. N 457-Ц «О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 2 августа 2010 г. N 403-Ц».
1. Рекомендации по установлению норм времени на единицу транспортной работы (далее — Рекомендации) предназначены для нормирования труда водителей, работающих на грузовых транспортных средствах на внутриреспубликанских автомобильных перевозках, расчета тарифов при применении сдельной системы оплаты за выполненную транспортную работу.
2. Нормы времени на 1 ткм (Нвр, мин) рассчитываются по формуле:
где 60 — переводной коэффициент одного часа в минуты;
V — расчетная скорость движения автомобиля для соответствующей категории дорог и (или) улиц населенных пунктов (км/ч), в соответствии с приложением 1 к настоящим Рекомендациям;
g — грузоподъемность автомобиля (автопоезда), т;
для автомобильных цистерн — номинальная эксплуатационная емкость цистерны, тыс.л;
b — коэффициент использования пробега автомобиля: для самосвалов, цистерн, панелевозов, рефрижераторов и других специализированных автомобилей (кроме фургонов) — 0,45, для остальных автомобилей — 0,5.
3. При работе водителя автомобиля в одной ездке по дорогам и (или) улицам населенных пунктов различных категорий нормы времени на 1 ткм могут устанавливаться:
по преобладающей категории дорог (составляющей свыше 80% общей протяженности дорог в одной ездке) и (или) улиц населенных пунктов;
исходя из средневзвешенной расчетной скорости движения по различным категориям дорог.
4. Рекомендуемые расчетные скорости движения грузовых автомобилей могут быть снижены руководителем автотранспортной организации до 20%:
при перевозке грузов, требующих особой осторожности (кислоты, огнеопасные вещества, жидкости в стеклянной посуде, изделия из стекла, музыкальные инструменты, телевизоры, радиотовары, приборы и т.д., а также легковесные грузы, перевозимые с увязкой по высоте погрузки сверх установленных габаритов автомобиля, пылящие грузы, взрывчатые вещества);
Запуск ЯМЗ-238 после кап.ремонта
при работе на расстоянии до 3 км включительно;
при работе автомобилей, связанной с доставкой грузов в несколько пунктов, расположенных на расстоянии друг от друга до 3 км включительно.
5. Руководители организаций автомобильного транспорта могут устанавливать местные расчетные скорости движения грузовых автомобилей, исходя из конкретных условий работы, при работе автомобилей:
на автомобильных дорогах необщего пользования (дороги, предназначенные для внутрихозяйственных и технологических перевозок, служебные и патрульные автомобильные дороги вдоль каналов, трубопроводов, линий электропередачи, других коммуникаций и сооружений, а также служебные автомобильные дороги к гидротехническим и иным сооружениям);
на труднодоступных участках пути, в карьерах, котлованах и временных подъездных путях;
при перевозках тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов.
6. Расчетная скорость движения — скорость движения одиночного автомобиля при нормальных условиях погоды и сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части.
С учетом конкретных дорожных условий и обеспечения безопасности дорожного движения, действия дорожных знаков «Ограничение максимальной скорости» величина расчетной скорости движения может быть изменена.
7. При перевозках в автоцистернах грузов, удельный вес которых меньше единицы, к нормам времени за 1 ткм применяется поправочный коэффициент, определяемый делением единицы на удельный вес перевозимого груза.
8. По грузам 4-го класса, обеспечивающим коэффициент использования грузоподъемности ниже 0,5 при полной загрузке автомобиля по габариту с применением наращенных бортов, разрешается устанавливать нормы времени по фактическому коэффициенту использования грузоподъемности автомобиля.
9. В тех случаях, когда в результате применения наращенных бортов и других подобных случаях при перевозке грузов 2 — 4-го классов грузоподъемность автомобиля используется полностью, поправочные коэффициенты к нормам времени на тонно-километр не применяются.
10. Условные примеры установления норм времени на 1 ткм приведены в приложении 2 к настоящим Рекомендациям.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РАСЧЕТНЫЕ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ (V) ДЛЯ РАСЧЕТА НОРМ НА ОДИН ТОННО-КИЛОМЕТР
Грузовых автомобилей, перевозящих пассажиров в кузове, — не более 60 км/час, буксирующих механические транспортные средства — не более 50 км/час;
транспортных средств, перевозящих опасные грузы, тяжеловесные и (или) крупногабаритные транспортные средства — скорость, не превышающая скорости движения, установленной при согласовании условий перевозки.
УСЛОВНЫЕ ПРИМЕРЫ УСТАНОВЛЕНИЯ НОРМ ВРЕМЕНИ НА 1 ТКМ
Организация А осуществляет перевозку грузов автомобилем-самосвалом МАЗ-6501 грузоподъемностью 20,0 т. Работа выполняется вне населенного пункта: в одной ездке по обычной автомобильной дороге категории II — 40 км, по автомобильной дороге низшей категории IV-a — 8 км. Преобладающая категория дорог — II (83,3% общей протяженности дорог).
Расчетная скорость движения для II категории дорог — 70 км/ч.
Норма времени на 1 ткм устанавливается по преобладающей категории дорог:
Организация В осуществляет перевозку грузов бортовым тентованным автомобилем МАЗ-5340 грузоподъемностью 8,85 т.
Работа выполняется вне населенного пункта и в населенном пункте: в одной ездке по скоростной автомобильной дороге категории I-б — 50 км, по обычной автомобильной дороге категории IV — 10 км, по жилым улицам основным (Ж) — 8 км.
Средневзвешенная расчетная скорость движения по различным категориям дорог:
(50 + 10 + 8) : ((50 : 70) + (10 : 60) + (8 : 30)) = 59,3 (км/ч).
Норма времени на 1 ткм:
НОРМЫ ЗАТРАТ НА ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Нормы затрат на техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств (далее — нормы) предназначены для внутрихозяйственного планирования, расчета плановых затрат индивидуально по каждой единице автомобильных транспортных средств и (или) группе автомобильных транспортных средств с учетом ее (их) пробега с начала эксплуатации, а также для обоснованного подхода к формированию тарифов на автомобильные перевозки по соответствующим статьям затрат.
Нормы применяются государственными организациями, подчиненными Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее — Минтранс), и хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и переданы в управление Минтрансу.
Нормы могут применяться другими организациями, осуществляющими автомобильные перевозки грузов и пассажиров.
Нормы представляются в табличной форме, где сгруппированы по маркам (моделям) автомобильных транспортных средств, в разрезе следующих статей затрат:
ЗП — заработная плата рабочих, занятых техническим обслуживанием и ремонтом автомобильных транспортных средств, без начислений;
МЗ — материальные затраты, включающие затраты на запасные части, узлы, агрегаты и эксплуатационные материалы. Расходы, приходящиеся на замену и восстановление автошин, в данную статью не включены;
СМ — сМАЗочные материалы.
Нормы на 1000 км пробега по статьям затрат выражены в следующих единицах измерения:
ЗП — безразмерный коэффициент;
МЗ — в белорусских рублях (по состоянию на 1 января 2012 года);
СМ — в процентах (к затратам на топливо).
Суммы затрат по соответствующим статьям затрат рассчитываются по формулам:
на заработную плату рабочих, занятых техническим обслуживанием и ремонтом автомобильных транспортных средств:
на материальные затраты:
на сМАЗочные материалы:
где Sзп, Sмз, Sсм — суммы затрат по соответствующим статьям затрат;
ЗП, МЗ, СМ — соответственно нормы по статьям на 1000 км пробега;
СТ — часовая тарифная ставка рабочего первого разряда, действующая в организации, руб.;
L — планируемый пробег, км;
ИЦ — индекс цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения, рассчитанный нарастающим итогом к декабрю 2011 года;
ЗТ — затраты на топливо, руб.
В случае если в наименовании марки (модели) грузового транспортного средства не указан тип кузова, при расчете затрат по статье ЗП и МЗ к нормам затрат применяется коэффициент корректировки (Кт) норм затрат в зависимости от типа кузова: бортовых — 1,0; грузопассажирских — 1,05; фургонов — 1,05; фургонов с изотермическим кузовом и рефрижераторов — 1,15; самосвалов — 1,08; седельных тягачей — 1,05; цистерн — 1,1.
В случае отсутствия утвержденной нормы на техническое обслуживание и ремонт определенной марки (модели) транспортного средства до ее утверждения применяются нормы на срок не более шести месяцев по марке (модели) транспортного средства, наиболее соответствующей по техническим характеристикам данному транспортному средству:
для легкового автомобиля — полная масса, тип кузова, число мест для сидения, класс автомобиля по рабочему объему двигателя, экологический класс и другие;
для грузового автомобиля — тип кузова, грузоподъемность, двигатель, экологический класс и другие;
для прицепа и полуприцепа — назначение, грузоподъемность, полная масса и другие;
для автобуса — число мест для сидения, номинальная вместимость, класс автобуса по его габаритной длине, двигатель, экологический класс и другие.
Руководители организаций автомобильного транспорта исходя из конкретных производственно-технических условий работы, влияющих на величину затрат, могут устанавливать к утвержденным нормам затрат на техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств корректирующие понижающие коэффициенты.
Нормы затрат на техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств Республики Беларусь приведены в таблице 3.
НОРМЫ ЗАТРАТ НА ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Затраты на СМ прицепов и полуприцепов составляют 20% от соответствующих затрат автомобиля-тягача.
ИсточникНормы времени на ТО и Р силовых агрегатов ЯМЗ
Базовые нормативы трудоемкости основных операций по подготовке, обслуживанию и ремонту автомобиля Урал:
Нормы времени на техническое обслуживание и текущий ремонт
силовых агрегатов ЯМЗ 14.03001 — 00
1 Область применения и сферы действия
1.1 Настоящие нормы времени предназначены для использования специалистами сервисной сети ОАО Автодизель. Нормы времени являются базовыми расчетными и применяются при нормировании работ гарантийного и послегарантийного обслуживания, текущего ремонта силовых агрегатов ЯМЗ региональными сервисными центрами ОАО Автодизель, а также могут быть использованы, как справочный материал, специалистами других предприятий, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт силовых агрегатов ЯМЗ.
1.2 Нормы времени действительны для обслуживания всей гаммы выпускаемых ОАО «Автодизель» силовых агрегатов, установленных на объектах автотракторной техники гражданского применения и сельскохозяйственной техники в соответствии с применяемостью по состоянию на 1.01.2004 г.
2 Термины и определения
2.1 Продукция — двигатели, силовые агрегаты, а также запасные части к ним, произведенные ОАО Автодизель.
2.2 Сервисный центр — организация, осуществляющая послепродажный сервис продукции ОАО Автодизель в регионе эксплуатации на договорных условиях.
2.3 Станции гарантийного обслуживания — организации, осуществляющие обслуживание Продукции в гарантийный период эксплуатации.
2.4 Субъекты сервисной сети — организации, осуществляющие послепродажный сервис продукции на договорных условиях, а также созданные за счет сил и средств ОАО Автодизель.
2.5 Техническое диагностирование — контроль характеристик Продукции, производимый без разборки Продукции с целью определения ее технического состояния в ходе технического обслуживания и ремонта.
2.6 Регион эксплуатации — часть территории с установленными административными границами, где осуществляет свою деятельность предприятие, выполняющее гарантийное техническое обслуживание и ремонт Продукции.
2.7 Квалификация — профессиональная «зрелость» сотрудника, его подготовленность к качественному выполнению конкретной деятельности, определяемая наличием соответствующих профессиональных знаний, навыков и опыта.
2.8 Несоответствующая продукция — продукция, не соответствующая установленным требованиям.
2.9 Ремонт — действие, предпринятое в отношении несоответствующей продукции, чтобы сделать ее приемлемой для предполагаемого использования.
2.10 Послепродажное сервисное обслуживание — система обеспечения продукции, позволяющая потребителю наиболее выгодно эксплуатировать ее в течение всего срока нахождения у него.
Включает в себя гарантийное и постгарантийное обслуживание.
2.11 Гарантийное обслуживание — обслуживание продукции в период установленного гарантийного срока, включая рассмотрение и удовлетворение рекламаций потребителей (конечных пользователей).
2.12 Объект — изделие, на которое установлена и используется продукция.
2.13 Силовой агрегат — двигатель, сцепление и коробка передач в сборе в комплектности поставки ОАО Автодизель.
3 Обозначения и сокращения
СА — силовой агрегат.
ТКР — турбокомпрессор.
ЖМТ — жидкостно-масляный теплообменник.
ТО — техническое обслуживание.
4 Общие положения
4.1 Настоящий сборник норм времени состоит из двух основных разделов, оформленных в виде таблиц:
Нормы времени на проведение работ регламентированного технического обслуживания СА (таблица 1).
Нормы времени на проведение работ текущего ремонта СА (таблица 2).
4.2 Величина нормы времени, выраженная в нормочасах, определена при выполнении работ по типовым технологическим маршрутам обслуживающим персоналом средней и высокой квалификации с применением необходимого универсального и специального инструмента на производственном участке, обеспеченном необходимым специальным оборудованием, или на месте эксплуатации Продукции.
Квалификация исполнителей работ предполагается в пределах установленных норм соответствующих характеристике работ, содержащихся в Едином тарифно — квалификационном справочнике работ и профессий рабочих.
4.3 В перечень нормированных работ ТО (см.таблицу 1) включены работы всех видов очередных ТО, в том числе: ТО-1, ТО-2, сезонное ТО, ЕТО, ТО после обкатки, дополнительные работы ТО.
Перечень и порядок выполнения работ определен эксплуатационной документацией на СА.
4.4 В перечень нормированных работ восстановления исправного состояния (см.таблицу 2) включены работы ремонта методом замены неисправных деталей и сборочных единиц.
4.5 В общем случае расчетная норма времени выполнения операции ремонта включает в себя:
Время определения неисправности и необходимого объема работ (диагностика).
Время выполнения разборочно-сборочных работ и, связанных с ними, вспомогательных работ.
Время контрольной приемки выполненных работ.
4.6 Норма времени на замену (снятие/установку) СА включает в себя время выполнения следующих работ:
наружная мойка, очистка от пыли и грязи;
отсоединение вспомогательных систем, отсоединение силового агрегата от мест крепления на объекте;
крепление силового агрегата на грузоподъемном механизме;
снятие силового агрегата с объекта и установка на приспособление для транспортировки;
углубленная ручная мойка от масла и грязи;
установка силового агрегата на стенд для проведения работ по замене неисправных сборочных единиц и деталей;
снятие силового агрегата со стенда;
установка силового агрегата на приспособление для транспортировки и установка на объект;
отсоединение силового агрегата от грузоподъемного механизма;
подсоединение силового агрегата к местам крепления на объекте, подсоединение вспомогательных систем;
проверка качества выполненных работ.
4.7 Для удобства пользования нормативами работы расположены в таблице в порядке увеличения номера обозначения заменяемой детали или сборочной единицы.
В некоторых случаях приведено наименование заменяемой детали и неполное обозначение, определяющее группу назначения детали.
4.8 Нормы времени выполнения работ, отмеченные значком *, включают в себя время выполнения подготовительных работ.
Под подготовительными работами подразумеваются работы по снятию-установке систем/деталей/сборочных единиц для доступа к неисправной детали, а также, подготовке к выполнению ремонтных работ.
Нормы времени выполнения работ, не отмеченные значком *, не включают в себя время выполнения подготовительных работ и для определения итоговой расчетной нормы необходимо сложить время подготовительных работ в соответствии с фактическим маршрутом ремонта.
В некоторых нормах времени в скобках даны пояснения о выполнении конкретных подготовительных операций.
При нормировании работ гарантийного обслуживания в Актах выполненных работ необходимо подробно отражать маршрут выполнения работ.
Пример: Определить расчетную норму времени устранения течи масла задней манжетой коленчатого вала.
Течь масла будет устранена заменой манжеты. Итоговая норма времени ремонта равна сумме норм времени на выполнение следующих работ:
снятие/установка коробки передач;
снятие/установка сцепления;
снятие/установка маховика;
снятие/установка манжеты.
Источник4.9 Вся гамма выпускаемой продукции в таблицах 1 и 2 разбита на 6-ти, 8-ми, 12-ти цилиндровые СА, где:
6 цилиндровые — СА моделей ЯМЗ — 236:, ЯМЗ — 7601: всех модификаций и комплектаций.
8 цилиндровые — СА моделей ЯМЗ — 238:, ЯМЗ — 7511: всех модификаций и комплектаций.
12 цилиндровые — СА моделей ЯМЗ — 240:, ЯМЗ — 840:, ЯМЗ — 850: всех модификаций и комплектаций.
4.10 Нормы времени для СА объектов сельскохозяйственного назначения увеличиваются в 1.1 раза.
4.11 ОАО Автодизель оставляет за собой исключительное право вносить изменения и дополнения в данный документ.
5.1 Нормы времени на техническое обслуживание силовых агрегатов ЯМЗ
Таблица 1
Нормативы на ремонт МАЗ
Нормативы времени на ТО и ремонт иностранной спецтехники
Нормативы трудоемкости на техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт импортной строительно-дорожной и подъемно-транспортной техники предназначены для определения нормы трудоемкости на выполняемые работы (на основании разработки ЦНИСГазпром).
Нормативы являются ориентировочными и являются нормативами при выполнении работ в идеальных условиях.
При наличии таких факторов, как отрицательные температуры, нестационарные условия проведения работ, отсутствие требуемого оборудования, использование не оригинальных деталей, наличие скрытых дефектов требуется применять поправочные коэффициенты.
Техническое обслуживание бульдозеров марок: «Комацу» D155A, D275, D355А, D455А, D65; «Либхерр» PR 732, PR 742, PR 751; «Фиат-Аллис» FA-HD31.
ТО 250 м/ч — 20,2 н/ч
ТО 500 м/ч — 29,3 н/ч
ТО 1000 м/ч — 43,7 н/ч
ТО 2000 м/ч — 74,1 н/ч
СО (сезонное ТО) — 13,4 н/ч
Техническое обслуживание бульдозеров марки: «Катерпиллар» D9R, D9L, D9N
ТО 250 м/ч — 18,5 н/ч
ТО 500 м/ч — 26 н/ч
ТО 1000 м/ч — 40 н/ч
ТО 2000 м/ч — 69 н/ч
СО (сезонное ТО) — 17,4 н/ч
Техническое обслуживание трубоукладчиков марок: «Комацу» D355С, D155С; «Катерпиллар» D589, D594Н
ТО 250 м/ч — 25,4 н/ч
ТО 500 м/ч — 32,5 н/ч
ТО 1000 м/ч — 56 н/ч
ТО 2000 м/ч — 85,8 н/ч
СО (сезонное ТО) — 16 н/ч
Техническое обслуживание экскаваторов марок: «Комацу» РС-45, РС-300, РС-400; «Хитачи» UН-181, ЕХ-200,
ЕХ-300, ЕХ-400, ZX-230, ZX-330, ZX-450; «Фиат-Хитачи» FH 450/3; «Нобус» UB-123-1; «Акерман» ЕС-200; «Като» HD-1500; «Либхерр» P942HD
ТО 250 м/ч — 30,8 н/ч
ТО 500 м/ч — 45,2 н/ч
ТО 1000 м/ч — 55 н/ч
ТО 2000 м/ч — 62,8 н/ч
СО (сезонное ТО) — 12,6 н/ч
Техническое обслуживание экскаваторов марки: «Либхерр» A-310, A-900, A-902, A-922, R-900
ТО 250 м/ч — 30 н/ч
ТО 500 м/ч — 43,5 н/ч
ТО 1000 м/ч — 52,7 н/ч
ТО 2000 м/ч — 61,2 н/ч
СО (сезонное ТО) — 12,6 н/ч
Текущий ремонт бульдозеров марок: «Комацу» D155A, D275, D355А, D455А, D65; «Либхерр» PR 732, PR 742,
PR 751; «Фиат-Аллис» FA-HD31; «Катерпиллар» D9N, D9L, D9R
Замена головки блока — 15,7 н/ч
Замена ТКР — 6 н/ч
Снятие ДВС — 47,1 н/ч
Установка ДВС — 71,8 н/ч
Замена поршня — 52,7 н/ч
Замена гильзы — 54,2 н/ч
Замена форсунок — 6 н/ч
Замена водяного насоса — 11,8 н/ч
Снятие КПП — 41,5 н/ч
Установка КПП — 61,5 н/ч
Замена ведущего колеса — 66,8 н/ч
Замена гусеницы — 20,8 н/ч
Замена натяжного колеса — 15,6 н/ч
Замена катка опорного — 7,8 н/ч
Замена сегментов звездочки — 44,2 н/ч
Замена ГТР — 75,4 н/ч
Снятие/ установка бортового редуктора и звездочки — 46,8 / 70,2 н/ч
Замена бортовых уплотнений — 98,8 н/ч
Замена радиатора — 31,2 н/ч
Текущий ремонт трубоукладчиков марок: «Катерпиллар» D594Н, D589; «Комацу» D155C, D355С
Замена гидроцилиндров контргруза — 12,7 н/ч
Снятие и установка грузовой стрелы с запасовкой канатов — 30,6 н/ч
Замена лебедки — 48,8 н/ч
Установка портала стрелы — 20,7 н/ч
Текущий ремонт экскаваторов марок: «Комацу» РС-45, РС-300, РС-400; «Хитачи» UН-181, ЕХ-200, ЕХ-300, ЕХ-400, ZX-230, ZX-330, ZX-450; «Фиат-Хитачи» FH 450/3; «Като» HD -1500; «Либхерр» A-310, A-900, A-902, A-922, R-900, P942HD
Источник