МАЗ 53366 2дв. борт-тент, 240 л.с, 5МКПП, — неисправности генератора
Автомобильный генератор является главным источником энергии в бортовой сети и при его неполадках или выходе из строя на одном аккумуляторе долго не проедешь. Именно поэтому так важно контролировать работоспособность генератора.
В большинстве случаев проверить генератор автомобиля своими руками не составит труда, поскольку на каком бы авто вы не проверяли, принцип один и тот же. Но все же, многие автовладельцы часто задаются вопросом: как проверить генератор мультиметром или подручными средствами?
Далее разберем поподробнее как проверить генератор в гаражных условиях без специальных стендов, которые используются на СТО.
Как проверить генератор не снимая с машины
Есть два способа, используя мультиметр и вообще без него. Первый, относительно новый, заключается в том, чтобы проверить напряжение на клеммах аккумулятора, а второй, старый и проверенный, почти в противоположном — клемму АКБ нужно снять на работающем двигателе.
Мелкий ремонт генератора МАЗ, КАМАЗ. Скрещиваем 12v и 24v.
- Проверка аккумулятора мультиметром сначала происходит в состоянии покоя — напряжение должно быть в пределах 12.5-12.8 В. Затем надо замерить показания уже на запущенном двигателе, если наблюдается 13.5-14.5 В при 2 тыс. оборотах, значит все в порядке. При чем на новых автомобилях даже 14.8 В вполне нормально, как уверяют производители — сказывается обилие электроники. В заключение остается проверить напряжение под нагрузкой, то есть, подключив потребители — печку, фары, подогрев, магнитолу. Провал в пределах 13,7–14,0 В считается допустимым, а вот 12,8–13 В уже говорят о неисправности.
- Второй способ, как и многие «дедовские», простой и безотказный, но при этом довольно опасный и требующий аккуратности. По утверждениям, работает как на ВАЗах, так и на относительно новых авто, вроде Авео. В чем суть — ослабить болт крепления минусовой клеммы АКБ ключом на 10, запустить двигатель и дать небольшую нагрузку, включив один из потребителей например фары. Затем снять клемму при работающем моторе — если он не заглох и свет фар не померк, значит с генератором все точно в порядке, в противном случае можно быть уверенным, что он сломан. Пробовать такой метод следует на свой страх и риск.
Крайне нежелательно допускать работу генератора при отключенных потребителях, особенно аккумуляторе. Это может привести к неисправности реле-регулятора.
Выяснив, что неисправность есть, следует демонтировать и проверять снятый генератор мультиметром, лампочкой и визуально. Проверке подлежит каждый из его элементов по-отдельности.
Список деталей генератора и применимые к ним способы проверки | Визуальная проверка | Проверка мультиметром | Проверка лампочкой |
Щетки | |||
Контактные кольца | |||
Диодный мост | |||
Регулятор напряжения | |||
Статор | |||
Ротор |
Первым делом стоит убедиться, что ремень генератора хорошо натянут, а подшипники не разбиты. Посторонние шумы и сильно горячий генератор говорят об износе подшипников.
Почему генератор вышел из строя?
Сам генератор имеет простую конструкцию, если вам нравится, это обычный электродвигатель (сделан только с генерацией большого тока), попробуйте включить обычный электродвигатель и подключить к нему лампочку или светодиод, тогда он начнет гореть — здесь у вас есть элементарный генератор тока.
Однажды у меня будет статья, в которой я расскажу вам, что такое генератор. Но сегодня это просто и преувеличено — это ротор (движущаяся часть), статор (неподвижная часть), щетка, реле регулятора, и, конечно, тот случай, когда все это так.
А теперь фактический ущерб.
- Подшипники заблокированы. Это очень распространенная проблема с уже изношенными генераторами, ротор в корпусе вращается на подшипниках, они изнашиваются от времени и влаги (грязи), а клин или клин в норме. Если есть клин, то это один — стебель перестает вращаться. Но если вязание очевидно, это трудно увидеть; стержень может вращаться или нет. В любом случае, с такими симптомами, есть большая вероятность обрыва ремня, который вращает генератор от двигателя. Это первый взгляд.
- Обмотка статора или ротора перегорела. Он в любом случае, и, скорее всего, будет на статоре, и поэтому влага (соль на дорогах), которую он может убрать и от которой избавиться, или просто сгореть, когда там используются медные провода. Соответственно нынешнее поколение прекратится.
- Ошибка кисти. Это также очень распространено, кисти представляют собой графитовые (часто квадратные) стержни, которые проходят вдоль дорожек статора. Поэтому время от времени они носят банальные и их необходимо заменить.
- Сбой регулятора. Это реле не позволяет генератору заряжать аккумулятор, подводя напряжение и ток к нужному кадру. Часто он тоже выходит из строя и батарея вообще не заряжается! Вам нужно смотреть.
Ремонт генератора Г 273 КАМАЗ, МАЗ
ремонт генератор
МАЗь g273
КАМАЗ
.
Проверка генератора G 288 (g287) КАМАЗ, УРАЛ, КрАЗ со встроенным реле-регулятором
проверить генератор
G288
КАМАЗ
,КрАЗ, УРАЛ. Со встроенным реле-контроллером. И похоже на G 287 12 вольт.
Как проверить диодный мост (выпрямитель)
Проверка диодов производится методом замера сопротивления и выявления проводимости. Поскольку диодный мост состоит из двух пластин, то проверяем сразу одну, а затем другую. Тестер должен показывать проводимость диодов лишь в одном направлении. Теперь немного подробнее: один щуп тестера держим на клемме «+», а другим поочередно проверяем выводы диодов, а потом меняем местами щупы (в одном случае должно быть большое сопротивление, а другом нет). Затем точно таким же образом поступаем и с другой частью моста.
Следует заметить, что сопротивление не должно быть нулевым, так как это говорит, что диод пробитый. Пробитый диод моста и тогда, когда нет сопротивления в обеих сторонах.
Проверка диодного моста
Проверка контактных колец
Хотя бы один негодный диод приводит к выходу из строя всего диодного моста и дает недозаряд АКБ.
Устройство
Генераторная установка (ГУ) представляет собой трехфазную синхронную машину с возбуждением от постороннего источника питания и выпрямительным блоком. Для контроля величины выходного напряжения и поддержания его в заданных пределах, установлен интегральный регулятор напряжения.
Принцип работы генератора основан на явлении электромагнитной индукции. Вращающееся магнитное поле ротора, пересекая обмотки статора, наводит в них ЭДС, которая через выпрямительный блок подключается к нагрузке. Основными элементами генератора являются:
- ротор;
- статор;
- передняя и задняя крышки со встроенным выпрямителем;
- щеткодержатели с интегральным регулятором напряжения;
- шкив и крыльчатка вентилятора.
Ротор генератора представляет собой вал из электротехнической стали, на который намотана обмотка возбуждения (индуктор). Питание к ней подводится через 2 контактных кольца, установленных со стороны задней крышки. На вал напрессованы 12 клювообразных магнита. На обоих концах ротора установлены шарикоподшипники.
Как подключить генератор МАЗ
Исправная работа приборов бортовой сети во многом зависит от правильности подключения ГУ. Если МАЗы знаменитой пятисотой серии могли работать, обходясь одной батареей, то на современных машинах такое невозможно. Наличие большого количества электронных приборов и гаджетов увеличило энергопотребление сети и требует дополнительного источника питания.
Схема подключения генератора МАЗ зависит от его типа. Однако во всех случаях должно осуществляться питание индуктора и подключение нагрузки, в качестве которой выступает бортовая сеть и АКБ. Клеммы для соединения находятся на задней крышке и обозначаются буквами «Ш» и «+Д» для обмотки возбуждения и «+» — для нагрузки (замок зажигания).
Выход одной из фаз ГУ подключается к тахометру. Вывод «В» соединен с реле блокировки генератора и контрольной лампой заряда батареи. Схема включения проста, однако требует внимания при выполнении работ.
Как проверить регулятор напряжения
Регулятор проверяется в случае недозаряда или перезаряда аккумулятора. Замер напряжения производится на оборотах оно должно находится в пределах 14,4 – 15В.
Кроме этого можно проверить сопротивление конденсатора регулятора (в момент подсоединения щупов тестера оно должно уменьшаться до стремления к бесконечности).
На снятом регуляторе напряжения генератора осматривают состояние щеток и производят проверку исправности при помощи лампочки 12В и постоянного напряжения. То есть к щёткам нужно подключить лампочку, а на плюсовую клемму и массу регулятора подать 12В (лампочка должна гореть, а при увеличении напряжения свыше 15В погаснуть).
Советы для автомобилей
Собственно, я уже говорил о них сверху, если генератор отказывается работать, это легко увидеть даже внутри салона.
- Все современные машины будут сигнализировать сигнальная лампа — «Красная батарея» в приборной панели. Если он горит или даже мигает, то в этом нет ничего хорошего, нужно немедленно отреагировать, иначе разрядка не за горами.
- Низкое свечение на всех устройствах. Контрольная лампа может гореть, но если вы заметили, что устройства слабо освещены, это означает, что устройство работает от батареи, а не от генератора. Проверить снова.
- Обрыв ремня. Если вы залезли под капот, и там вы увидели трещину в ремне, которая вращает генератор, ВСЕГДА ПРОВЕРЬТЕ РАБОТУ! В противном случае, опять же, вы можете убить батарею.
Это все очевидные неисправности, но бывает, что батарея разряжена и все кажется нормальным, но все равно что-то «кушает» внутри, а не генератор? Как легко и быстро проверить машину, не снимая? Вопрос? И здесь все довольно просто
ИсточникТехническое обслуживание генераторов
От технического состояния генератора и работающего с ним реле-регулятора зависят надежность и продолжительность работы аккумуляторной батареи и приборов освещения автомобиля.
При техническом обслуживании работу генератора проверяют непосредственно на автомобиле, комбайне или тракторе, а в необходимых случаях — на контрольно-испытательном стенде путем измерения напряжения и силы тока, отдаваемого генератором.
В процессе эксплуатации при ТО-1 и ТО-2 проверяют и регулируют напряжение приводного ремня генератора, а также крепление генератора и реле-регулятора.
При ТО-2 очищают генератор от грязи, снимают щеткодержатель и проверяют состояние щеток, давление пружин и контактные кольца. Устраняют выявленные неисправности и продувают сжатым воздухом внутреннюю полость генератора.
При подготовке автомобиля, трактора к зимней эксплуатации при очередном ТО-2 дополнительно выполняют следующие работы. Снимают генератор, проверяют его техническое состояние и при необходимости разбирают генератор, проверяют состояние обмоток и узлов, устраняют выявленные неисправности, заменяют дефектные узлы и детали.
Перед сборкой продувают сжатым воздухом корпус, ротор и другие детали. Заменяют сМАЗку подшипников, при этом снимают защитное кольцо, промывают подшипник, заполняют его сМАЗкой на 70 % объема полости между шариками и устанавливают кольцо на место. В закрытые подшипники сМАЗку не добавляют. После сборки проверяют работу генератора на стенде.
Можно проверить генератор без снятия с машины путем измерения напряжения на зажимах «плюс» и «минус» генератора, а затем напряжения на «плюсе» и «минусе» регулятора при средней и большей частоте вращения двигателя.
ИсточникСхема подключения генератора МАЗ
Если напряжение возрастает или уменьшается, регулятор соответственно уменьшает или увеличивает ток возбуждения и вводит напряжение в нужные пределы. Наличие постоянных магнитов обеспечивает надежное самовозбуждение генератора при пуске, как при работе с аккумуляторной батареей, так и без нее.
Наличие постоянного напряжения на выводе может использоваться в целях сигнализации о начале работы генератора, для чего к нему могут подключаться контрольные лампы, реле блокировки стартера и прочее.
На другой малогабаритной керамической плате расположены структуры кристаллы транзистора предоконечного каскада Т2, выходного транзистора Т3 и гасящего диода Д1. Выпрямительным блоком переменное напряжение преобразуется в постоянное, и когда оно станет больше напряжения аккумуляторной батареи, генератор начнет питать потребители и заряжать батарею.
При мойке двигателя рекомендуется защищать генератор от попадания воды. Вал стальной, на его рифленой поверхности жестко, посредством прессовки, закреплены стальная втулка, полюсные наконечники и контактные кольца.
Крышка со стороны контактных колец изготовлена из алюминиевого сплава, имеет вентиляционные окна и лапу крепления генератора на двигателе. Чем выше частота вращения ротора и меньше нагрузка на генератор, тем выше напряжение генератора.
Ротор установлен в подшипниках КС9 Международное обозначение Ремонт генератора Г 273 КАМАЗ,МАЗ …
Автокаталог
Регулятор напряжения 28 В , МАЗ, ГАЗ 3309 Я120, Я120М1, 412.3702,444.3702 (ЭМИ 77.3702)
Запчасти для автобусов
Купить
Артикул | 77.3702 |
Бренд | ЭМИ |
Цена | 115.31 руб. |
Доставка от 1 дня
Гибкая ценовая политика
Гарантийное и сервисное обслуживание
Индивидуальный подход к клиенту
Собственные склады в Балашихе и Красногорске
Десятки тысяч наименований в наличии
В представленном каталоге компании NitAuto Вы можете купить оригинальные запчасти ЭМИ Регулятор напряжения 28 В , МАЗ, ГАЗ 3309 Я120, Я120М1, 412.3702,444.3702 (77.3702) по оптовым и розничным ценам или подобрать варианты замены 77.3702 на аналоги или неоригинальные запчасти от других производителей. Покупая в нашей компании, Вы можете быть уверены в их качестве, т.к. мы работаем с продукцией только хорошо зарекомендовавших себя производителей.
Бесплатная доставка по Москве и ближайшему Подмосковью, а также до филиалов всех транспортных компаний московского региона, при минимальной сумме заказа от 7000 руб
Для оформления заказа нужно отправить заявку через форму обратной связи или позвонить по бесплатному номеру: +7 (800) 511-51-33, после чего назовите менеджеру ЭМИ 77.3702. Он так же сможет помочь при возникновении трудностей подбора, уточнении цены и прочим вопросам.
Бренд | Артикул | Наименование | Срок | Цены, руб. | Остаток | Запрос |
ЭМИ | 77.3702 | Регулятор напряжения 28 В , МАЗ, ГАЗ 3309 Я120, Я120М1, 412.3702,444.3702 | Красногорск 1 дн. | 115.31 | 3 | Запросить товар |
ЭМИ | 773702 | Регулятор напряжения 28 В | Партнер 3 дн. | 101.25 | 1 | Запросить товар |
ЭМИ | 77.3702 | интегральное реле арт.Я120/77.3702 , МАЗ 28V (уп250шт.) »ЭМИ» | Партнёр 7 дн. | 138.43 | 47 | Запросить товар |
ЭМИ | 773702 | Регулятор напряжения (Г273В) Я120М1, 443.3702 | Партнёр 2 дн. | 158.52 | 27 | Запросить товар |
ЭМИ | 77370201 | Регулятор напряжения , МАЗ ЭМИ (Я120М12, Я120М12И) | Партнёр 2 дн. | 157.37 | 1 | Запросить товар |
ЭНЕРГОМАШ | Я120М12 | Реле регулятор напряжения ,МАЗ 28В ЭМ | Партнер 6 дн. | 213.62 | 465 | Запросить товар |
ЭНЕРГОМАШ | Я120М12 | Реле регулятор напряжения ,МАЗ 28В ЭМ | Партнер 4 дн. | 232.41 | 50 | Запросить товар |
ЭНЕРГОМАШ | Я120М12 | Реле регулятор напряжения ,МАЗ 28В ЭМ | Партнер 4 дн. | 232.41 | 50 | Запросить товар |
ЭНЕРГОМАШ | Я120М12 | Реле регулятор напряжения МАЗ 28В ЭМ | Партнер 3 дн. | 237.5 | 357 | Запросить товар |
ЭНЕРГОМАШ | Я120М12 | Реле регулятор напряжения МАЗ 28В ЭМ | Партнер 4 дн. | 241.3 | 30 | Запросить товар |
ЭНЕРГОМАШ | Я120М12 | Реле-регулятор напряжения , МАЗ, КРАЗ, Урал, ЗИЛ Энергомаш | Партнёр 7 дн. | 241.3 | 51 | Запросить товар |
ЭНЕРГОМАШ | Я120М12 | Реле регулятор напряжения ,МАЗ 28В ЭМ | Партнер 4 дн. | 259.08 | 23 | Запросить товар |
ЭНЕРГОМАШ | Я120М12 | РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ 28В, Я120М12 | Партнёр 3 дн. | 277.7 | 5 | Запросить товар |
ЭНЕРГОМАШ | Я120М12 | Интегральный регулятор (реле, таблетка) (Энергомаш) | Партнёр 2 дн. | 298.53 | 1 | Запросить товар |
Устройство
Генераторная установка (ГУ) представляет собой трехфазную синхронную машину с возбуждением от постороннего источника питания и выпрямительным блоком. Для контроля величины выходного напряжения и поддержания его в заданных пределах, установлен интегральный регулятор напряжения.
Принцип работы генератора основан на явлении электромагнитной индукции. Вращающееся магнитное поле ротора, пересекая обмотки статора, наводит в них ЭДС, которая через выпрямительный блок подключается к нагрузке. Основными элементами генератора являются:
- ротор;
- статор;
- передняя и задняя крышки со встроенным выпрямителем;
- щеткодержатели с интегральным регулятором напряжения;
- шкив и крыльчатка вентилятора.
Ротор генератора представляет собой вал из электротехнической стали, на который намотана обмотка возбуждения (индуктор). Питание к ней подводится через 2 контактных кольца, установленных со стороны задней крышки. На вал напрессованы 12 клювообразных магнита. На обоих концах ротора установлены шарикоподшипники.
Как подключить генератор МАЗ
Исправная работа приборов бортовой сети во многом зависит от правильности подключения ГУ. Если МАЗы знаменитой пятисотой серии могли работать, обходясь одной батареей, то на современных машинах такое невозможно. Наличие большого количества электронных приборов и гаджетов увеличило энергопотребление сети и требует дополнительного источника питания.
Схема подключения генератора МАЗ зависит от его типа. Однако во всех случаях должно осуществляться питание индуктора и подключение нагрузки, в качестве которой выступает бортовая сеть и АКБ. Клеммы для соединения находятся на задней крышке и обозначаются буквами «Ш» и «+Д» для обмотки возбуждения и «+» — для нагрузки (замок зажигания).
Выход одной из фаз ГУ подключается к тахометру. Вывод «В» соединен с реле блокировки генератора и контрольной лампой заряда батареи. Схема включения проста, однако требует внимания при выполнении работ.
Устройство и принцип работы
Как известно, основное предназначение генераторного устройства заключается в преобразовании механической энергии в электрическую. Благодаря этому узел восстанавливает емкость аккумуляторной батареи, а также позволяет питать все . Генераторное устройство находится в передней части силового агрегата и приводится в движение коленвалом.
Подробнее об основных элементах и принципе действия:
- Роторный механизм. Этот элемент представляет собой вал с установленной обмоткой возбуждения. Обе половины данной обмотки находятся в противоположных полюсных половинах узла. Роторный механизм приводится в движение благодаря ременной передаче привода.
- Контактные кольца используются для запитки обмотки.
- Статорный механизм — состоит из обмотки и сердечника. Этот элемент предназначен для выработки тока переменного значения. Выработанный механизмом ток через кольца подается дальше по электроцепи.
- Для того, чтобы выработанный ток возбуждения успешно попал на кольца, используются щетки. Эти элементы, как показывает практика, зачастую выходят из строя по причине износа.
- Выпрямительный блок. Этот компонент предназначен для преобразования переменного напряжения. Конструктивно данное устройство состоит из пластин с установленными диодными элементами. В зависимости от распиновки агрегата, схема подключения автомобильного генераторного устройства может включать в себя отдельную пару диодов обмотки. В данном случае напряжение не сможет проходить через аккумуляторную батарею при заглушенном моторе.
- Реле регулятора. Этот элемент предназначен для поддержания определенного уровня напряжения в бортовой сети в нормированных пределах. Реле регулятора напрямую влияет на частоту, а также продолжительность сигналов тока. Непосредственно сам регулятор конструктивно включает в себя контроллеры, а также исполнительные компоненты. Их назначение заключается в определении времени, на протяжении которого обмотка должна быть подключена к сети. Если реле регулятора по каким-то причинам выходит из строя, пропадает стабилизация поступающего напряжения на аккумуляторную батарею.
- Корпус устройства, в котором расположены основные детали и компоненты агрегата. Сам корпус обычно выполнен из алюминия, поэтому его вес относительно небольшой. Корпус установки позволяет оперативно рассеять тепло, в результате чего температурный режим не доходит до критической отметки. Также корпус является немагнитным (автор видео о принципе действия устройства — Михаил Нестеров).
Важно Технические и грузоподъемные характеристики крана Юргинец КС-4361
Неисправности
Поломки ГУ могут быть как в электрической, так и в механической части. Признаками дефектов являются отсутствие зарядного тока при работе двигателя автомобиля или падение напряжения в момент включения большой нагрузки. В первом случае неисправность чаще всего связана с отсутствием тока возбуждения или выходом из строя регулятора напряжения, а во втором — с пробуксовкой приводного ремня.
Все дефекты устраняемые, кроме тех, которые связаны с повреждением обмоток статора и ротора. В этом случае необходима агрегатная замена механизма.
Основные признаки неисправности генератора
О том, что генератор вышел из строя, или появились неполадки в его работе, подскажут следующие признаки:
- постоянное горение сигнальной лампы в виде красного аккумулятора на приборной панели, что свидетельствует о том, что генератор не дает зарядки, или производит ток недостаточной величины;
- постоянно разряжающийся аккумулятор;
- перебои в работе электрооборудования (узлы освещения и сигнализации, мультимедиа, отопления и вентиляции) при работающем двигателе;
- появление в салоне (моторном отсеке) характерного горелого запаха;
- чрезмерный нагрев статора генератора;
- гул (шелест, свист) генератора.
Появление подобных признаков – серьезный повод для того, чтобы провести диагностику. Для этого совсем не обязательно обращаться на станцию техобслуживания, так как проверить генератор на работоспособность вполне возможно и своими силами, особенно если вы имеете хоть малейшие навыки обращения с автомобильным тестером. Но сначала поговорим об основных поломках.
Источник