Как регулировать лепестковое сцепление на КАМАЗе

Лепестковое сцепление КАМАЗ

Появившийся в 2003 году КАМАЗ-4308 изначально задумывался, как альтернатива МАЗовскому «Зубренку». Переросла ли перспектива в реальность судить трудно сказать, мы просто продаем запчасти, в том числе и однодисковое лепестковое сцепление КАМАЗ, такое, как устанавливается на большинстве современных камских грузовиков и на 4308-ую модель в их числе.

Но если в отношении большинства моделей грузовиков еще можно спорить по поводу целесообразности использования именно такого узла, то на КАМАЗ 4308 сцепление, кроме как диафрагменным, с корзиной вытяжного типа и быть не могло. Ведь среди прочих достоинств этого устройства стоит выделить компактность узла, а это экспериментального КАМАЗовского пятитонника имеет очень большое значение.

Состоит однодисковое диафрагменное сцепление из следующих деталей:

— картер;
— маховик;
— ведомый и нажимной диски;
— пружина диафрагменная;
— подшипник выключения;
— муфта выключения;
— вилка.

Сцепление КАМАЗ 4308

361878000940 Диск ведомый сцепления упругий
9483009100 Диск нажимной сцепления с кожухом
1 4308-1601323 Кольцо ограничительное

Особенностью этого типа сцепления является то, что при выключении сцепления лепестки пружины начинают смещаться от маховика, а не к нему, как это происходит с корзинами нажимного действия. Если кто забыл, то корзина сцепления, это единый блок из нажимного диска, корпуса и диафрагменной пружины. И именно посредством этого блока сцепление однодисковое КАМАЗ взаимодействует с маховиком (корзина жестко соединена с ним при помощи болта).

Для воздействия на лепестки пружины используется выжимной подшипник (подшипник выключения сцепления), то есть, данный элемент по своей сути, это передаточное звено, которое обеспечивает связь сцепления с его приводом. Излишне напоминать, что исправность и безотказная работа любого узла, будь то сцепление или топливный насос КАМАЗ, в первую очередь зависит от правильности эксплуатации и своевременности обслуживающих процессов.

Устройство лепесткового сцепления КАМАЗ

4 6520-1601321 Кольцо ограничительное
5 853057 Болт М10х1,25-6gх75
6 1/05168/73 Шайба 10 пружинная
7 3482083118 Диск нажимной сцепления с кожухом
8 1849351009 Диск ведомый сцепления упругий
9 3151195033 Муфта выключения сцепления

Источник

Ни одна трансмиссия автомобиля не обходится без незаменимого компонента — сцепления, предназначенного для периодического подключения-отключения соединения между двигателем и коробкой передач. От того, насколько корректно работает данный узел, зависит бесшумность переключения передач и трогание без рывков.

Регулировка штока пгу на 154м КПП

Как правильно отрегулировать сцепление на КАМАЗе?

Сцепление

Механизм сцепления обеспечивает плавный ход автомобиля, предохраняет трансмиссию от перегрузок, при изменении скорости или внезапном торможении. Рассмотрим, как грамотно отрегулировать сцепление на КАМАЗе.

Когда нужно регулировать сцепление?

При нарушении свободной работы педали (пробуксовке), сцепление нуждается в регулировке. Данный дефект заметен на больших передачах: обороты двигателя увеличиваются, а скорость нет. Если не отладить, машина не тронется и с первой передачи. Первый фактор такой поломки – малый ход педали. Вторая причина – замасленные накладки и ослабленные пружины.

Этапы регулировки

Увеличить срок эксплуатации и избежать замены сложного устройства поможет регулировка сцепления КАМАЗа. Процесс делится на три действия:

1. Регулировка свободного хода педали

2. Регулировка свободного хода муфты

3. Регулировка полного хода толкателя усилителя

Регулировка свободного хода педали

Технические нормы передвижения педали – от 6 до 12 мм. Замер делают от центральной части пластины. Педаль опускается, пока не заработает главный цилиндр после нажатия на нее. Отладку производят эксцентриковым пальцем. При регулировке педаль сцепления на КАМАЗе должна быть прижата к верхнему упору.

Расстояние между поршнем и толкателем ПГУ не должно выходить за границы от 6 до 12 мм. Затем максимально зажимается корончатая гайка. Делается замер полного хода, технические показатели которого в рамках от 18,5 до 19,5 см.

Педаль КАМАЗа

Регулировка свободного хода муфты

Проверяется передвижением рычага вала от сферической гайки толкателя. Движение рычага должно быть не более 4-5 мм, для этого снимают пружину и регулируют его ход сферической гайкой. По совету производителя ход муфты должен быть в пределах 3,2 – 4 мм. Смажьте подшипники и втулки.

Читайте также:  Второй контур на КАМАЗе за что отвечает

Регулировка полного хода толкателя усилителя

Лапка сцепления выжимается до упора в пол. Правильное расстояние хода – 25 мм. Если меньше, проверяется жим педали и уровень жидкости в главном цилиндре, прокачивается воздух в гидросистеме.

Лапка сцепления КАМАЗ

Дополнительные процедуры после регулировки

После того как вы отрегулировали сцепление на КАМАЗе, выполните следующие инструкции:

1. Стяните крепёжные болты усилителя привода сцепления.

2. При наличии подтеков, устраните их, прокачайте систему.

3. Проверьте пружины педали и рычага вала, неисправные поменяйте.

4. Смажьте подшипник муфты и втулку вала вилки.

5. Долейте жидкости в компенсационный бак, по необходимости.

На практике правильное использование сцепления не обязывает регулировать корзину, ремонтировать или заменять прочие детали механизма КАМАЗа на протяжении длительного периода использования.

Сцепление КАМАЗ

Впервые справиться самому с такой задачей проблематично. Доверьтесь специалистам и понаблюдайте за выполнением последовательных операций. Это поможет вам заниматься мелким ремонтом самостоятельно.

Итак, разобравшись, как регулировать сцепление на КАМАЗе, вы поймёте важность этой детали для двигателя и коробки передач. Не пренебрегайте правилами ее эксплуатации. Берегите свой автомобиль и эксплуатируйте сцепление бережно!

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Ремонт или замена

Работа нашего сервиса ориентирована на экономию средств, времени клиента, обеспечения надежности, безопасной эксплуатации грузовиков. Замена сцепления КАМАЗ с выездом выполняется только после диагностики. Если возможен ремонт, то выполняется следующие операции:

  • замена корзины;
  • замена цилиндра;
  • замена диска;
  • замена главного цилиндра сцепления КАМАЗ.

Ремонт механизма на месте требует использования слесарного инструмента, тали и домкрата, выполнения разборки. Это специфический процесс, выполняемый по определенному алгоритму двумя мастерами.

Особенности движения на спусках и обледенелых трассах

На крутых спусках запрещается выключать двигатель. Это может привести к тому, что руль автомобиля заблокируется, т. к. электрический усилитель руля будет не активен. Тормозная система машины имеет двойное усиление – помимо торможения двигателем существует вспомогательная система остановки двигателя.

При движении на спусках с активным дополнительным торможением запрещается выключать сцепление и переключать передачи. Так, схема коробки передач КАМАЗа на трансмиссиях моделей ZF и DT выполняется в нетрадиционной форме. Например, можно максимально распределить нагрузку на активные части трансмиссии. Это дает возможность спускаться с подъема без вреда двигателю (даже при максимальной загрузке).

схема коробки передач КАМАЗ

Движение по скользкой трассе осуществляется с максимальным запасом хода и скорости. Торможение нужно выполнять с активной дополнительной системой остановки работы двигателя. При аварийном торможении в первую очередь осуществляется остановка колес прицепа. Это важно учитывать, чтобы избежать заноса авто.

В исключительных случаях можно притормаживать двигателем (это наносит вред мотору, но длина тормозного пути существенно уменьшается). Также нельзя допускать проскальзывания колес. Для этого необходимо вовремя включить пониженную передачу, тем самым снизив частоту вращения коленчатого вала относительно трансмиссии.

Как прокачать ПГУ — быстро и эффективно

При замене ПГУ или главного цилиндра сцепления приходится заново заполнять систему тормозной жидкостью. Как прокачать ПГУ быстро и эффективно. Что бы удалить воздушные пробки из трубок и цилиндров. Обычный способ прокачки путем нажатия на педаль и сбрасывания воздуха через перепускной клапан, как правило, не даёт ни каких результатов. Поэтому приходится использовать альтернативные варианты прокачки.

Самый быстрый способ прокачки

Самый простой и эффективный способ, это залить тормозную жидкость через перепускной клапан ПГУ. Для этого необходимо использовать обычный насос для накачки автомобильных шин. Залить в него жидкость. Шланг соединить с перепускным клапаном ПГУ и заправить жидкость пока она не появится в расширительном бачке главного цилиндра сцепления.

После этого закрыть перепускной клапан и несколько раз нажать на педаль сцепления. Всё сцепления прокачено. И никаких усилий больше прилагать не нужно.

Хитрая уловка

Если вы уже заправили жидкость через расширительный бачок. А сцепление прокачать не получается, можно обмануть ситуацию по-другому. Не могу сказать на все сто процентов, почему это происходит. Но если немного нажать на педаль и зафиксировать поршень главного цилиндра сцепления при помощи жесткой проволоки. Так, чтобы поршень не смог вернуться в исходное положение.

Читайте также:  Как развести колодки на КАМАЗе 53215

При повторном нажатии педали сцепление начинает прокачиваться. Если проделать эту операцию несколько раз сцепление покачается полностью. Этот способ выручает практически всегда. По всей видимости, выдавливается воздух из полости цилиндра. И он начинает работать, что и приводит к желательному результату.

Крайний случай

Как прокачать ПГУ на КАМАЗе, когда уже ни чего не помогает. Принудительно выжать рычаг привода вилки сцепления. то. При помощи лома или мощной монтировки выжать корзину сцепления . При этом шток ПГУ который давит на рычаг освободится. Достаточно при этом нескольких нажатий на педаль сцепления шток снова упрется в рычаг, после чего сцепление начнет прокачиваться.

Ошибки при установке деталей

Еще хотелось бы обратить внимание на одну деталь. На штоке главного рабочего цилиндра имеется резиновое уплотнение. Оно очень часто рвется, соскакивает со штока. Но без него прокачать сцепление практически невозможно, и поэтому постоянно приходится проверять его наличие.

Источник

Регулировка сервопружины сцепления КАМАЗ

Сцепление предназначено для обеспечения плавного трогания автобуса с места и разъединения двигателя с трансмиссией при переключении передач. Состоит из механизма сцепления и привода сцепления.

Сцепление, применяемое на автобусных шасси КАМАЗ-5297 и КАМАЗ-5297-90 с механическими коробками передач мод. “6S-1200 ВО” ( ф. “ZF”), — однодисковое, диафрагменное, вытяжного типа, с центральным расположением диафрагменной пружины, модели MFZ 430 ф. «SACHS» — см. рисунок 90.

Рисунок 90 — Механизм сцепления мод. MFZ 430: 1 — ведущий вал; 2 — маховик; 3 — ведомый диск; 4 — нажимной диск; 5 — упорное кольцо; 6 — диафрагма; 7 — кожух сцепления; 8 — муфта выключения сцепления; 9 — вилка выключения сцепления; 10 — вал вилки выключения сцепления; 11 — кольцо ограничительное; 12 — коробка передач; 13 — пневмогидроусилитель ф. «WABCO»

Техническая характеристика сцепления мод. MFZ 430

Передаваемый крутящий момент, Н.м (кгс.м)

Число трущихся поверхностей

Диаметр фрикционных накладок, мм:

— ведомого диска с накладками

Число нажимных пружин

Усилие пружин при сцеплении, кН (кгс):

Параметры нажимной диафрагменной пружины:

— контакта с подшипником

Усилие на муфте выключения, Н (кгс)

Ход муфты выключения (рабочий), мм

Передаточное число рычагов

Тип демпфера (гасителя крутильных колебаний)

Максимальный угол поворота демпфера, град.

Шлицы ступицы ведомого диска: — тип

— свободный (до включения главного цилиндра)

— максимальное усилие, Н (кгс)

пружинный, на педали

— сцепления в сборе (без маховика и механизма привода)

Тип подшипника выключения

шариковый, однорядный, закрытый

Привод управления сцеплением

с пневмоусилителем, имеется следящее устройство

В механизме однодискового диафрагменного сцепления мод. MFZ-430 (см. рисунок 90) для выключения сцепления применен привод без зазора между муфтой выключения сцепления и диафрагмой.

Нажимной диск 4 через четыре пакета соединительных пластин крепится к чашеобразным втулкам, которые установлены в кожух 7 сцепления.

Крутящий момент от двигателя через маховик 2 передается на кожух сцепления и через чашеобразные втулки на нажимной диск сцепления и далее на поверхность трения ведо мого диска 3, ступица которого установлена на шлицы ведущего вала 1 коробки передач. Штампованный кожух 7 устанавливается на маховик с помощью двенадцати болтов М10. Между кожухом и нажимным диском размещена диафрагменная пружина 6 вытяжного типа, под действием которой ведомый диск зажимается между нажимным диском и маховиком.

Выключающее устройство сцепления состоит из двадцати четырех лепестков диафрагмы и муфты выключения сцепления, установленной непосредственно на самих лепестках диафрагмы при помощи запорного кольца «булавочного» типа (см. рисунок 95 раздела «Ремонт»).

ПРИВОД СЦЕПЛЕНИЯ, предназначенный для дистанционного управления сцеплением, — гидравлический, снабженный пневмоусилителем, состоит из педали 1 сцепления с отжимной пружиной 11, главного цилиндра 2, трубок и шлангов для подачи рабочей жидкости от главного цилиндра к усилителю сцепления, трубки подвода воздуха от пневмопривода тормозных механизмов к усилителю сцепления.

В приводе управления сцеплением для уменьшения усилия на педали введена дополнительно сервопружина, прикрепленная одним концом к верхней части педали, другим — к кронштейну.

ГЛАВНЫЙ ЦИЛИНДР 2 гидропривода установлен на кронштейне 4 педали сцепления и состоит из следующих основных частей: толкателя, поршня, корпуса главного цилиндра, пробки цилиндра и пружины.

В корпусе главного цилиндра образованы две полости, разделенные перегородкой.

Верхняя полость предназначена для заправки гидропривода рабочей жидкостью через отверстие, закрытое защитным чехлом, и для хранения необходимого запаса рабочей жидкости. При правильно заправленной и прокаченной системе уровень жидкости в полости должен составлять 3/4 рабочего объема.

Нижняя полость выполняет функцию рабочей полости главного цилиндра, в которой устанавливается поршень с манжетой и пружиной. Рабочая полость закрывается со стороны привода пробкой.

Читайте также:  Как заработать на самосвале

ПЕДАЛЬ СЦЕПЛЕНИЯ расположена слева впереди водителя и установлена на кронштейне 4, закрепленном на передней панели кабины водителя. Ось педали установлена в двух приваренных к кронштейну опорах и зафиксирована в одной из них шплинтом. Педаль вращается на оси, на втулке из антифрикционного материала.

Ось педали смазывается смазкой № 158, закладываемой при сборке. Ход педали определяется двумя ограничителями, привернутыми к кронштейну. Ограничитель, расположенный в средней части кронштейна, ограничивает ход педали при движении ее вниз (при выключении сцепления), а ограничитель, расположенный в верхней части кронштейна, — при движении ее вверх (при отпускании педали и включении сцепления). Педаль постоянно поджимается к верхнему ограничителю хода пружиной.

К ступице педали приварен рычаг толкателя поршня главного цилиндра. В проушину рычага устанавливается эксцентриковый палец, предназначенный для соединения с проушиной толкателя и обеспечения регулировки зазора между толкателем и поршнем главного цилиндра при отпущенной педали сцепления.

I — Следящая система: 1 — поршень гидравлический: 2 — поршень пневматический: 3 — крышка; 4 — сапун; 5 — клапан; 6 — корпус следящей системы

ПНЕВМОУСИЛИТЕЛЬ привода сцепления служит для уменьшения усилия, необходимого для выключения сцепления. П ГУ сцепления MFZ-430 — мод. «Wabco — 9700514230»

Источник

Как отрегулировать сцепление в грузовиках «КАМАЗ»

Регулировка сцепления автомобиля «КАМАЗ» может понадобиться в том случае, если оно начало пробуксовывать. Некоторые водители сталкиваются и с такой проблемой, как нарушение хода педали. В таких ситуациях, прежде всего, лучше попробовать отрегулировать работу сцепления. Подробнее об этом читайте в нашей сегодняшней статье.

Итак, настройка сцепления включает выполнение трех процедур, каждая из которых будет подробно рассмотрена.

Регулировка свободного хода педали сцепления

В руководстве по ремонту и эксплуатации грузовиков «КАМАЗ» производитель отмечает, что нормальный свободный ход педали составляет в пределах 6-12 миллиметров. Выполнять измерения рекомендуется от центральной части пластины при отпущенной педали, до момента активации главного цилиндра после нажатия на педаль. Если вы увидели, что свободный ход не соответствует нормальным показателям, необходимо выполнить его регулировку с помощью эксцентрикового пальца. Он используется для соединения рычага педали сцепления и ушка толкателя поршня.

Необходимо вращать эксцентриковый палец в направлении толкателя поршня до тех пор, пока вы не достигнете оптимального значения свободного хода педали. После этого необходимо хорошо затянуть и зашплинтовать гайку корончатого типа. Важно также определить полный ход педали. В идеале он должен составлять от 185 до 195 мм.

Настройка свободного хода муфты

Согласно официальным рекомендациям этот показатель должен составлять в пределах 3,2-4 миллиметров. Для измерения свободного хода муфты, необходимо передвигать рычаг вала вилки в направлении от сферической гайки толкателя, предназначенной для выполнения регулировки. Пружину необходимо отсоединить (перемещение рычага не должно превышать 4-5 мм).

Если вы увидели, что расстояние отличается от оптимального, необходимо отрегулировать его, используя сферическую гайку. После достижения хода рычага в 4-5 мм, вы увидите, что свободный ход муфты составит от 3,2 до 4 мм.

Регулировка полного хода толкателя усилителя

Для определения полного хода толкателя усилителя выжимаем сцепление до упора. Если ход толкателя составил не больше 25 мм, перед выполнением дальнейших действий необходимо установить свободный ход педали сцепления и проверить количество жидкости в главном цилиндре. Если проблем не обнаружено, в гидравлическую систему попал воздух, от которого нужно обязательно избавиться.

Схема сцепления КАМАЗа

При проведении технического обслуживания регулировка сцепления «КАМАЗ» выполняется следующим образом:

  • Затягиваем крепежные элементы пневматического усилителя привода сцепления.
  • Убеждаемся в отсутствии следов жидкости в приводе сцепления. Если остатки обнаружены, ищем утечку, восстанавливаем это место и прокачиваем систему, чтобы выпустить воздух.
  • Проверяем работоспособность пружин, которые оттягивают рычаг вала вилки выключения и педаль сцепления. Если пружины не работают нормально, их надо заменить.
  • Регулируем привод сцепления, используя советы из этой статьи.
  • Смазываем втулку вала вилки сцепления и подшипник муфты выключения.
  • Смотрим, сколько жидкости есть в компенсационном бачке. При необходимости доливаем.
  • Удаляем конденсат, который появился в пневматическом усилителе.

К сожалению, подробных фото мы предоставить не можем. Если у вас есть такая возможность, советуем обратиться к специалистам и внимательно следить за тем, как они будут регулировать работу сцепления. В будущем регулировка сцепления не будет для вас непосильной задачей.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...