Объем воздуха в шине КАМАЗ

Снятие колес с автомобиля, демонтаж, монтаж шины, момент затяжки, давление воздуха КАМАЗ-5490.

Монтаж и демонтаж шин на предприятии должен осуществляться на специально отведенном участке, оснащенном необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом.

Монтаж и демонтаж шин в дорожных услови­ях необходимо производить специальными монтаж­ными лопатками из комплекта инструмента и при­надлежностей.

Снятие колеса со ступицы проводить при надежно заторможенном автомобиле и при полно­стью выпущенном воздухе из шин в следующем по­рядке:

  • для передней оси: вывесить колесо домкра­том, отвернуть десять гаек крепления колес к ступи­це, снять колесо;
  • для заднего моста: вывесить колесо домкратом, отвернуть десять гаек крепления колеса к ступице, снять наружное колесо и внутреннее колесо.

Перед установкой дисковых колес следует очистить посадочное место на ступице и колесе. Смазать смазкой посадочный диаметр на ступице, резьбу на болтах крепления колес. Капнуть каплю масла между гайкой и опорной шайбой.

рекомендованное давление в шинах

Гайки крепления колес должны быть затянуты равномерно в два-три приема согласно схеме, указанной на рисунке с мо­ментом 54-67 кгс.м.

Порядок затяжки гаек колеса.

Снятие колес с автомобиля, демонтаж, монтаж шины, момент затяжки, давление воздуха КАМАЗ-5490.

После снятия и очередной установки диско­вых колес на автомобиль проверить момент затяжки гаек после небольшого пробега (100-150 км). При необходимости подтянуть до указанного момента.

Демонтаж, монтаж бескамерной шины.

Внимание!

  • Не снимать со ступицы неисправное колесо без предварительного выпуска воздуха из шины.
  • Выполнять монтаж и демонтаж колес с шинами монтажными лопатками из комплекта водительского инструмента, нельзя использовать кувалды, ломы и другие тяжелые предметы, способные деформировать детали колес.
  • Нельзя использовать шины, на посадочных местах которых имеются задиры и повреждения, препятствующие монтажу.
  • Не монтировать шину на обод, не соответ­ствующий по размеру данной шине.

Демонтаж бескамерной шины с обода колеса.

  • Полностью выпустить воздух из шины;
  • Сделать пометки на шине и ободе (для со­хранения балансировки после сборки).
  • Установить колесо в сборе с шиной в гори­зонтальное положение диском вверх.
  • Вильчатым и плоским прямыми концами монтажных лопаток полностью снять борт шины с конической посадочной полки обода (см. рис. Поря­док демонтажа колеса с бескамерной шиной, 1).
  • Перевернув колесо с шиной диском вниз, аналогичным приемом снять второй борт шины с полки обода.
  • Осадить борт шины до уровня монтажного ручья. Одновременно с диаметрально противоположной стороны ввести между ободом колеса и бортом шины изогнутые плоские концы монтажных лопаток, вывести борт за торец обода в данном месте и далее, передвигаясь по окружности колеса, утопить торец обода во внутрь шины (см. рис. Порядок демонтажа колеса с бескамерной шиной, 2).
  • Перевернуть колесо с шиной диском вверх.

Порядок демонтажа колеса с бескамерной шиной.

Снятие колес с автомобиля, демонтаж, монтаж шины, момент затяжки, давление воздуха КАМАЗ-5490.

  • Изогнутым и прямым концами монтажных лопаток закрепиться за нижнюю закраину обода и вывести ее из полости шины, при этом борт шины с противоположной стороны должен находиться в монтажном ручье обода (см. рис. Порядок демонтажа колеса с бескамерной шиной, 3).
  • Удерживая вильчатым концом одной из монтажных лопаток обод в положении, указанном на рис. Порядок демонтажа колеса с бескамерной шиной, 4, изогнутым плоским концом второй лопатки, вводимым последовательно по кругу между бортом шины и закраиной обода, извлечь обод из шины.
  • При необходимости снять вентиль с обода.

Для облегчения монтажа и демонтажа, а также для избежания повреждения герметичного слоя шины, борт шины и бортовая закраина обода должны протираться ветошью, смоченной в мыльной или обычной воде.

Перед монтажом проверить техническое состояние колеса и шины: колесо не должно иметь ржавчины, грязи, задиров металла, особенно на конусных поверхностях, соприкасающихся с шиной; шина должна быть без повреждения бортов, глубоких порезов, пробоин на боковинах или беговой дорожке. Шиномонтажные работы должны выполняться исправным инструментом.

Монтаж бескамерной шины на обод колеса.

  • Установить вентиль на обод колеса.
  • Установить шину в горизонтальное положение.
  • Нижнюю закраину обода колеса, расположенного диском вверх, полностью ввести в полость шины (см. рис. Порядок монтажа бескамерной шины, 1).
  • Перевернуть колесо с шиной и, удерживая верхний борт шины на уровне монтажного ручья обода, плоскими концами сначала одной, затем обеих монтажных лопаток, полностью завести его за бортовую закраину обода (см. рис. Порядок монтажа бескамерной шины, 2).
  • Накачать шину воздухом до рабочего давления.
  • Проверить герметичность посадки шины на ободе.
Читайте также:  Снятие и установка форсунок КАМАЗ

Порядок монтажа бескамерной шины.

Снятие колес с автомобиля, демонтаж, монтаж шины, момент затяжки, давление воздуха КАМАЗ-5490.

Установка автомобильного домкрата.

  • Автомобильный домкрат предназначен только для кратковременного подъема автомобиля.
  • Правила пользования домкратом указаны на табличке, закрепленной на корпусе домкрата.
  • Для подъема переднего колеса подвести домкрат под упорную пяту (см. рис. Подъем переднего колеса).

Подъем переднего колеса.

Снятие колес с автомобиля, демонтаж, монтаж шины, момент затяжки, давление воздуха КАМАЗ-5490.

1 – упорная пята под установку домкрата; 2 – домкрат.

Для подъема заднего колеса подвести домкрат под упорную пяту (см. рис. Подъем заднего колеса).

Подъем заднего колеса.

Снятие колес с автомобиля, демонтаж, монтаж шины, момент затяжки, давление воздуха КАМАЗ-5490.

1 – упорная пята под установку домкрата; 2 – домкрат.

Внимание!

  • Не работать под автомобилем, если он поднят домкратом, без подставки.
  • Необходимо снять автомобиль с домкрата сразу после выполнения работ.
  • Вытекание рабочей жидкости из домкрата не допускается.

Домкрат должен выдержать кратковременную, не более пяти минут, перегрузку, которая составляет не более 15 % без проявления признаков остаточной деформации в деталях и без нарушения работоспособности.

Давление в шинах автомобиля технически допустимой максимальной массы, кПа (кгс/см2).

Размер 315/60 R22,5 315/70 R22,5 315/80 R22,5
Колеса передней оси 880±20 (9,0±0,2) 830±20 (8,5±0,2) 780±20 (8,0±0,2)
Колеса заднего моста 780±20 (8,0±0,2) 780±20 (8,0±0,2) 730±20 (7,5±0,2)

Обслуживание шин.

Не допускается наличие трещин, вмятин на дисках колес. Диски должны быть надежно закреплены, не допускается поломка шпилек или отсутствие гаек крепления колес.

Соблюдать момент и схему затяжки гаек крепления колёс.

Техническое состояние шин проверять внешним осмотром, начиная с левого переднего колеса по часовой стрелке. Удалить застрявшие в протекторе, боковинах камни и другие посторонние предметы. При обнаружении на шинах топлива, масла и других нефтепродуктов протереть шины досуха. Следить за тем, чтобы на шины не попадали топливо, масло и другие нефтепродукты, так как это быстро выводит их из строя.

Давление воздуха в шинах колес проверять манометром.

Давление воздуха в шинах должно соответствовать величинам, указанным в технической характеристике.

Подкачка шин.

Снижение давления на 25 % от нормального сокращает срок службы шин на 35-40 %. Также учитывать, что расход топлива увеличивается на 1-1,5 л на 100 км пробега при снижении давления в шинах на 98 кПа (1,0 кгс/см2).

Подкачивать шину без демонтажа возможно при снижении давления воздуха не более чем на 40 % по сравнению с нормальным и при уверенности в том, что уменьшение давления не нарушило правильность монтажа.

Подкачивать шины, пользуясь шлангом для накачки шин из комплекта инструмента и принадлежностей, или любым другим шлангом с накидной гайкой под резьбу М 16X1,5. Подсоединять шланг к регулятору давления.

Для накачки шин на регуляторе давления имеется клапан отбора воздуха, закрытый колпачком. Подсоединить шланг для накачки шин вместо колпачка, навернув до упора гайку – барашек и понизить давление сжатого воздуха в пневмоприводе до 608-637 кПа (6,2-6,5 кгс/м2). Для снижения давления открыть кран слива конденсата на любом ресивере или привести несколько раз в действие тормозной кран. Происходит включение регулятора, и компрессор начинает нагнетать сжатый воздух.

Источник: almarka.ru

Шины. Какой объём воздуха в шине?

Обычно объёмом шины интересуются, когда надо подобрать подходящий компрессор, чтобы не курить по полчаса, когда накачиваешь колёса, но у меня компрессор имеется, поэтому интерес был другой.

Поскольку в интернете с этим примитивным вопросом полный разброд и шатание, внутренний объём варьируют от 37 до 160 л, а шинные калькуляторы калькулируют совсем другие размеры, было решено разобраться с этим вопросом по-научному, заодно уточнив ещё несколько вопросов для будущего раздела «Занимательная шинология».

Итак, имеются шины 205/60R16 Nexen N’blue HD 92H, установленные на дилерские литые диски.
Задача: посчитать количество воздуха в них, заодно отработать способ получения для других размеров.

Читайте также:  Схема опережения зажигания КАМАЗ

Самый простой практический способ — предварительно взвесив, накачать шину вместо воздуха водой до рабочего давления, потом ввесить ещё раз. Разница в килограммах и будет внутренним объёмом в литрах. Способ простой и точный (заодно колесо промоется изнутри), но по причине неудобности в городе был отложен до дачных выездов, а за основу возьмём размеры, вытекающие из наименования.

Что означают цифры в названии шины? Наверное, это детсадовский вопрос для опытного автомобилиста, но у меня они не вызывают явных ассоциаций. Далеко ходить не надо, этот вопрос разобран у mironidze : Что означает маркировка шин?

Фото в бортжурнале KIA Soul (2G)

Нас интересуют:
205: 205 мм — ширина шины (по протектору);
60: 205*60%=123 мм — высота профиля;
16: 2,54*16=406 мм — посадочный диаметр шины в месте стыковки к диску.

Путём простейших расчётов вычисляем:
406+2*123=652 мм — внешний диаметр шины (соответствует практическим измерениям неизношенной шины).

Если принять сечение шины, как прямоугольник со сторонами 205 на 123 мм, то, по формуле вычисления объёма цилиндра ¼·πD²h вычисляем внешний объём, занимаемый покрышкой и воздухом в ней.
1/4*3,14*123*(652²-406²)=25,14 млн куб мм, или 25,1 литров.

Какой объём занимает резина? Это трудно измерить линейкой, но можно посчитать, зная вес и плотность резины. Вес можно определить здесь: Вес и объём шин
Для нашей покрышки он равен 10,4 кг. С учётом того, что металл в весе шины составляет 12-14% (см. здесь), убавим эту массу на 12% (по ссылке приведены данные для изношенных шин). Плотность автомобильной резины порядка 1400 кг/м3, или 1,4 кг/л (каучук 70% — 1190, сера 30% — 2000).
Итого получаем 10,4*(1-0,12)/1,4=6,5 литров.
Остаётся 25,1-6,5=18,6 л.
Это получилась оценка объёма снизу. Но выяснилось, что сильно снизу, т.к. исходные предположения о прямоугольной форме сечения шины оказались весьма неверны (или прямоугольник надо мерить не по ширине протектора), поэтому:

UPD:
Второй вариант расчёта внутреннего объёма шины.
Поскольку шина снаружи больше похожа на тор, чем на цилиндр, был применён другой способ расчёта:
был измерен малый внешний периметр бублика, он оказался равным 620 мм. Что даёт величину его радиуса, равную 620/2/3,14=98,7 мм, а большой радиус тора получился 652/2-98,7=227 мм.
По формуле объёма тора это даёт 2*3,14*3,14*227*98,7*98,7=43,7 млн мм2, или 43,7 литра.
Но сюда входит объём резины и объём литого диска.
Объём резины мы уже рассчитывали, а объём диска можно рассчитать, исходя из его веса и плотности алюминия.
Вес моих колёс (припоминается) около 19 кг, что даёт вес диска 19-10,4=8,6 кг. Плотность алюминия — 2,7 г/см³.
Поэтому объём диска 8,6/2,7=3,18 л. В торе задействован не весь алюминий. поэтому примем объём алюминия в наших расчётах, равный 2,5 л.

Итого имеем объём воздуха в шине, равный 43,7-6,5-2,5=34,7 л.
Это оценка несколько завышена, поскольку мы не учли неидеальность тора, воздух в бороздках и т.д.
Пусть будет 34 л.

Эта оценка совпадает с результатами наполнения шины Кока-колой, как продемонстрировано в следующем ролике:

Правда, там наполнялась зимняя шина 205/60 R16, и давление, создаваемое газировкой, не обязательно равнялось рекомендуемому.

Итак, примем объём воздуха в шине 205/60 R16 равным 34 литрам.
Если накачать её до давления 240 кпа, то, в пересчете на атмосферное давление, это будет
(100+240)/100*34=116 литров.

——
P.S. В первоначальные расчёты по первому варианту вкралась досадная ошибка при расчёте посадочного диаметра (а и считать не надо было, он равен 16 дюймов=406 мм, а не 529). За указание на запредельное несоответствие спасибо более опытным товарищам, а именно: w-elder . Всё пересчитано по-правильному, вместо 10 получилось 20 л, но и эта цифра оказалась сильно заниженной, поэтому был применён 2 вариант расчета, о котором было доложено выше.
——

Сколько весит воздух в шине (и зачем это знать)? Об этом в блоге: Занимательная шинология 1. Сколько весит воздух в шине?.

Читайте также:  Переоборудование автомобилей КАМАЗ - какие нужны документы

Источник: www.drive2.ru

Занимательная шинология. 1. Сколько весит воздух в шине?

Самый главный вопрос — это не сколько весит воздух в шине (наверное, не слишком много, чтобы его мерить в граммах), а вопрос: зачем это знать?

Иногда довод, что шина будет весить меньше, приводится для того, чтобы убедить клиента, что надо накачивать шины не воздухом, а азотом. Правда, всякий мало-мальски знакомый с физикой, даже не прибегая к расчётам, скажет, что это не тот вес, который стоит учитывать в автомобиле.

А всё-таки, сколько лишнего веса мы постоянно возим с собой в каждой шине? Попробуем посчитать.
Внутренний объём колеса 205/60 R16 (например), как было показано в записи БЖ Шины. Какой объём воздуха в шине?, составляет 34 литра. Примем избыточное давление, равное 240 кпа, а атмосферное — 100 кпа.
Обычный воздух состоит из 78% азота, 21% кислорода и 1% аргона, не считая остальных малозначимых составляющих.

Но что это нам даёт, как вычислить массу этой смеси при нашем давлении 240+100=340 кпа?

Есть такое понятие, как парциальное (частичное) давление. Закон Дальтона гласит, что общее давление равно сумме парциальных давлений составляющих газов. В нашем случае 340 кпа сложится как
340*78%=265 кпа азота;
340*21%=71 кпа кислорода;
340*1%=3 кпа аргона.
Итого 265+74+3=339 кпа. Совпало? Нет, но это из-за округления, если посчитать точнее, то совпадёт.

Давление каждого газа знаем, а как вычислить массу каждого газа? Очень просто, выводится из уравнения Менделеева-Клайперона (если кто помнит, я — нет, но найти было нетрудно):
M=PmV/R/T, где
М — масса газа, г; P — давление, кпа; V — объём, л; R — универсальная газовая постоянная, для наших единиц= 8,31; T — температура в градусах кельвина (273+температура в градусах цельсия);
m — молярная масса: у азота — 28, кислорода — 32, аргона — 40.

В результате имеем, для воздуха, температуры 30 градусов С:
(265*28+71*32+3*40)*34/8,31/(30+273)=132 грамма.

А для смеси 95% азота и 5% кислорода, которой обычно накачивают шины:
(0,95*28+0,05*32)*340*34/8,31/(30+273)=129 грамм.

Итог: шина, накачанная азотом, весит на 3 грамма меньше накачанной воздухом.
Хорошо? Да. Но не о чем говорить.

Всё? Нет, не всё! Забыли самое главное.

В атмосферном воздухе присутствует водяной пар.
А с ним всё не так просто. В отличие от остальных составляющих воздуха, парциальное давление пара не может превысить некоторой предельной величины, которая зависит от температуры и называется давлением насыщенного пара.
На этот случай имеется график (как же без этого):

При 30 градусах цельсия оно составляет 4,3 кпа,
(а при 50 градусах — уже 12,42 кпа, в 3 раза больше, и, к слову, составит 5% от давления в шине).

В 34 литрах шины это соответствует:
18*4,3*34/8,31/(30+273)=1,05 грамма водяного пара. (18 — молярная масса H2O).

И не больше. В 34 литрах. При 30 град С. При любом давлении в шине.

А сколько пара может быть в исходном воздухе, которым, накачивают шину?
Если накачивали шину до избыточного давления 240 кпа при атмосферном 100 кпа, то воздуха потребовалось
34*(240+100)/100=116 литров.
В этих 116 литрах атмосферного воздуха при 30 градусах может содержаться уже
18*4,3*116/8,31/(20+273)=3,69 грамма водяного пара.

Итак, при 30 градусах цельсия:
1) в 116 литрах воздуха, используемого для накачки шины, может быть не больше 3,69 г воды в виде пара;
2) в 34 литрах сжатого из этих 116 литров воздуха в шине, может быть не больше 1,05 г воды в виде пара.

Вопрос к знатокам:
Что будет с этими лишними 2,64 граммами водяного пара при накачке шины:

1. Останутся в атмосфере.
2. Исчезнут без следа.
3. Испарятся.
4. Выпадут в осадок.
5. Это ошибка в расчётах.

Ответ см. в следующей серии:
Занимательная шинология. 2. Куда девается лишняя влага при накачке шины?

Источник: www.drive2.com

Рейтинг
Загрузка ...