Какой привод имеет рабочая тормозная система автомобилей КАМАЗ

ВОПРОС 4. Особенности привода тормозов автомобилей КАМАЗ

Тормозная система автомобилей КАМАЗ наиболее полно отвечает требо­ваниям, предъявляемым к тормозным системам большегрузных автомобилей.

На современных автомобилях в целях обеспечения безопасности движения устанавливают несколько тормозных систем.

Рабочая тормозная система предназначена для снижения скорости движения автомобиля с желаемой интенсивностью вплоть до полной остановки независимо от скорости, нагрузки и величины уклона дороги. Она приводится в действие усилием ноги водителя, прилагаемым к педали ножного тормоза. Эффективность действия рабочей тормозной системы наибольшая по сравнению с другими типами тормозных систем.

Запасная тормозная система предназначена для плавного снижения скорости движения автомобиля или его остановки. Она оказывает меньшее тормозящее действие на автомобиль, чем рабочая система.

Запасная тормозная система приводит в действие тормозные механизмы среднего и заднего мостов.

Тормозная система автомобилей КАМАЗ. Учебный фильм.

Стояночная тормозная система предназначена для удержания неподвижного автомобиля на горизонтальном участке пути или уклоне длительное время без участия водителя. Ее роль выполняет запасная тормозная система при создании максимального тормозного усилия. Ориентировочно: эффективность стояночной тормозной системы должна обеспечивать удержание неподвижного автомобиля на уклоне такой крутизны, которую он сможет преодолеть на низшей передаче.

Вспомогательная тормозная система предназначена для снижения нагрузки на рабочую тормозную систему или самостоятельного поддержания постоянной скорости при длительном торможении, например на длинных спусках в горной или холмистой местности.

Каждая тормозная система состоит из тормозных механизмов (тормозов) и тормозного привода.

Рабочая, запасная и стояночная тормозные системы автомобилей семейства КАМАЗ оснащены колесными колодочными тормозными механизмами, отличающимися высокой стабильностью тормозных свойств, с расположением колодок внутри барабанов на неподвижных опорах, с S-образным разжимным кулаком. При этом тормозные механизмы всех колес принадлежат к рабочей тормозной системе, а тормозные механизмы колес задней тележки являются одновременно составными частями запасной и стояночной тормозных систем.

Тормозной привод состоит из пяти контуров:

— рабочей тормозной системы передних колес;

— рабочей тормозной системы задней тележки;

— запасной и стояночной тормозных систем;

— системы аварийного растормаживания, предназначенной для кратко­временной подачи сжатого воздуха к тормозным механизмам задней тележки при неисправности ручного тормозного крана запасной и стояночной системы.

Как шестой контур, при использовании автомобиля в качестве тягача автопоезда можно рассматривать контур привода тормозов прицепа.

Рассмотрим перечень, назначение и принцип действия основных узлов пневматического привода, из которых составлены тормозные контуры.

Тормозная система КАМАЗ

Компрессор обеспечивает создание запаса сжатого воздуха. Компрессор поршневого типа, двухцилиндровый, одноступенчатого сжатия, производительностью 220 л/мин при частоте вращения коленчатого вала двигателя 2000 об/мин и противодавлении 0,7 МПа. Привод компрессора шестеренчатый от блока распределительных шестерен. Система охлаждения и смазки компрессора подключены к соответствующим системам двигателя. Установлен компрессор на переднем торце картера маховика двигателя.

Регулятор давления автоматически поддерживает давление в системе в пределах 0,62–0,75 МПа, срабатывает как предохранительный клапан при повышении давления до 1,0 МПа и очищает систему от загрязнения.

Предохранитель от замерзания предназначен для защиты системы от замерзания скопившегося конденсата. Корпус предохранителя заполняют этиловым спиртом. При прохождении воздуха через предохранитель, капельки влаги насыщаются парами этилового спирта. Температура замерзания такой смеси значительно снижается. Температура замерзания чистого этанола минус 114,2 0 С.

Тройной защитный клапан служит для разделения магистрали сжатого воздуха на три независимых контура, а также для автоматического отключения потерявшего герметичность контура с целью сохранения давления в исправных контурах.

Для того чтобы сжатый воздух попал в контуры необходимо давление 0,51–0,52 МПа. Это давление открывает клапаны. При меньшем давлении контуры перекрыты. Следовательно, через негерметичный контур, сжатый воздух будет выходить в атмосферу только при большем давлении. Поэтому давление в контурах ниже значения 0,5 МПа не упадет.

Двойной защитный клапан служит для создания двух независимых контуров. Несколько отличающийся по конструкции, он работает аналогично тройному клапану. Давление воздуха в исправном контуре не упадет ниже значения 0,52 – 0,54 МПа.

Двухсекционный тормозной кран предназначен для управления исполнительными механизмами тормозов рабочей тормозной системы автомобиля. Подача сжатого воздуха осуществляется из секций крана в первый и второй контуры независимо. При выходе из строя одного контура, другой обеспечит торможение.

Ручной тормозной кран служит для обеспечения торможения запасной и стояночной системами. Это обеспечивается выпуском сжатого воздуха в атмосферу.

Клапан ограничения давления служит для:

— уменьшения давления воздуха в тормозных камерах передних колес автомобиля при торможении с малой эффективностью с целью улучшения устойчивости и управляемости, особенно на скользких дорогах, т. е. для предотвращения возникновения юза;

— увеличения давления воздуха в тормозных камерах передних колес автомобиля до пределов давления в тормозных камерах задних колес при торможении с максимальной эффективностью;

— обеспечения выпуска воздуха из передних тормозных камер в атмосферу с целью ускорения растормаживания.

Принцип действия основан на использовании поршней с различной площадью, нагруженных пружинами разной жесткости.

Ускорительный клапан установлен на задней тележке и предназначен для уменьшения времени срабатывания привода стояночной и запасной систем за счет сокращения длины магистрали подачи (и выпуска) сжатого воздуха к тормозам задней тележки.

Двухмагистральный перепускной клапан обеспечивает раздельное сообщение тормозных механизмов задней тележки с ручным тормозным краном или с краном аварийного растормаживания.

Автоматический регулятор тормозных сил предназначен для автоматического регулирования тормозных сил на колесах задней тележки в зависимости от изменения их осевой нагрузки, т. е. степени загруженности автомобиля. Регулирование тормозных сил достигается изменением давления воздуха в тормозных камерах задней тележки в зависимости от действительной осевой нагрузки при торможении. Делается это для использования максимальных сил по сцеплению в контакте шин с опорной поверхностью и для обеспечивания тем самым устойчивого движения автомобиля при торможении на больших скоростях.

Обеспечивается изменение давления различной площадью воздействия диафрагмы на поршень с нижней его стороны.

Пневматический кран с кнопочным управлением предназначен для подачи сжатого воздуха к приборам и выпуска его в атмосферу.

Для обеспечения работы автомобиля в составе автопоезда устанавливается оборудование для питания сжатым воздухом и управления тормозами прицепов, как с однопроводным, так и с двухпроводным приводом тормозов. На автомобиле установлены:

1) Клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом, который действует при наличии двух автономных соединительных магистралей – питающей и управляющей.

Клапан трехсекционный и может срабатывать при включении любого контура рабочей тормозной системы, а также запасной (стояночной) системы.

2) Клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом,действующий при наличии одной соединительной магистрали, используемой в качестве и питающей, и управляющей. Клапан обеспечивает работу воздухораспределителя прицепа.

3) Одинарный защитный клапан который сохраняет давление в воздушном баллоне автомобиля-тягача при аварийном уменьшении давления в питающей магистрали прицепа, а также препятствует выходу сжатого воздуха из магистрали прицепа при аварийном падении давления в тормозном приводе автомобиля-тягача, предотвращая автоматическое самозаторма­живание прицепа.

4) Разобщительные краны и соединительные головки, предназ­наченные для соединения пневмосистем автомобиля-тягача и прицепа. Их три пары. Они обеспечивают подключение системы прицепа как с двухпроводной, так и с однопроводной линиями привода.

5) Кнопочный кран подачи (выпуска) воздуха и пневмоцилиндры,обес­печивающий работу вспомогательной тормозной системы. Пневмоцилиндры обеспечивают поворот заслонки для перекрытия выпускного коллектора (2 шт.) и установку рычага топливного насоса высокого давления в положение нулевой подачи.

Тормозные камеры

Колеса переднего моста оснащены обычными тормозными камерами (тип 24) с расположенными в корпусе диафрагмой со штоком и возвратной пружиной.

Тормозные камеры типа 20 с пружинными энергоаккумуляторами устанавливаются на колесах задней тележки, они предназначены для приведения в действие тормозных механизмов при включении как рабочей, так и запасной (стояночной) тормозных систем.

К обычной тормозной камере типа 24 присоединен цилиндр с находящейся в нем мощной пружиной (рис. 5.2). В разжатом состоянии пружина, воздействуя на поршень, через толкатель и подпятник перемещает диафрагму так же, как она перемещается при подаче в наддиафрагменную полость сжатого воздуха. Шток выдвигается, происходит затормаживание колеса.

При подаче сжатого воздуха под поршень, последний, сжимая пружину, освобождает диафрагму. Тормозная камера работает как обычно (рабочая тормозная система).

Рис. 5.2. Тормозная камера с энергоаккумулятором: 1 – шток, 2 – корпус камеры, 3 – диафрагма, 4 – диск, 5 – фланец цилиндра, 6 – подпятник, 7 – цилиндр, 8 – поршень с манжетой, 9 – пружина энергоаккумулятора, 10 – винт, 11 – трубка, 12 – толкатель, 13 – подпятник

Таким образом, для привода в действие энергоаккумулятора (затормаживание задней тележки) необходимо выпустить из цилиндра сжатый воздух.

Работа пневматического тормозного привода автомобилей семейства КАМАЗ

Рассмотрим системы пневматического привода тормозов, их состав и работу.

Система питания пневматического привода тормозов создает запас сжатого воздуха для обеспечения работы потребителей. Она включает в себя компрессор, регулятор давления и предохранитель от замерзания конденсата.

Контур привода тормозов колес передней тормозной системы и прицепа состоит из секции тройного защитного клапана, воздушного баллона емкостью 20 л, нижней секции двухсекционного тормозного крана, клапана ограничения давления, клапана контрольного вывода (для измерения давления в системе при ее регулировке), двух тормозных камер тип 24, трубопроводов и шлангов, соединяющих эти аппараты, трубопровода от нижней секции тормозного крана к нижней секции клапана управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом.

Рис. 5.3. Схема пневмопривода тормозной системы КАМАЗ: 1 – кран аварийного растормаживания, 2 – тормозной кран обратного действия, 3 – цилиндр выключения подачи топлива, 4 – компрессор, 5 – регулятор давления, 6 – предохранитель от замерзания, 7 – двойной защитный клапан, 8 – воздушный баллон 2-го контура, 9 – воздушный баллон 4-го контура, 10 – тройной защитный клапан, 11 – ускорительный клапан, 12 – двухмагистральный клапан, 13 – регулятор тормозных сил, 14 – разобщительный клапан, 15 – соединительная головка, 16 – воздушные баллоны 3-го контура, 17 – тормозная камера с энергоаккумулятором, 18 – воздушный баллон 1-го контура, 19 – цилиндр привода заслонки выпускного трубопровода, 20 – тормозной кран, 21 – клапан ограничения давления, 22 – пневматический кран управления вспомогательным тормозом, 23 – тормозная камера переднего колеса

При нажатии на педаль привода двухсекционного тормозного крана сжатый воздух из ресивера поступает в тормозные камеры передних колес и затормаживает их. Также сжатый воздух подается в тормозную систему прицепа через клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом, а клапан управления тормозами с однопроводным приводом обеспечивает снижение давления в питающе-управляющем трубопроводе. Происходит затормаживание автопоезда.

При выпуске сжатого воздуха через клапан ограничения давления в атмосферу контур растормаживается.

Контур привода тормозов задней тележки рабочей тормозной сис­темы и прицепа состоит из секции тройного защитного клапана, воздушного баллона емкостью 40 л, верхней секции двухсекционного тормозного крана, автоматического регулятора тормозных сил, четырех тормозных камер типа 20, клапана контрольного вывода, трубопроводов и шлангов, соединяющих эти аппараты, трубопровода от верхней секции тормозного крана к верхней секции клапана управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом.

Этот контур работает аналогично предыдущему. Сжатый воздух из тормозных камер при растормаживании выходит в атмосферу через автоматический регулятор тормозных сил.

Контур привода тормозов стояночной и запасной системы, а также питания комбинированного привода тормозов прицепа (полуприцепа) состоит из секции двойного защитного клапана, двух воздушных баллонов общей емкостью 40 л, клапана контрольного вывода, ручного тормозного крана, ускорительного клапана, части двухмагистрального перепускного клапана, четырех пружинных аккумуляторов, трубопроводов и шлангов между аппаратами трубопровода от ручного тормозного крана к средней секции клапана управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом и трубопровода от воздушного баллона к одинарному защитному клапану для питания привода тормозов прицепа.

При повороте рукоятки ручного тормозного крана сжатый воздух выходит из-под поршня энергоаккумулятора. Пружины, распрямляясь, перемещают диафрагмы тормозных камер и затормаживают заднюю тележку.

При повороте рукоятки на угол 90 0 воздух выпускается полностью, происходит полное затормаживание – стояночная тормозная система.

При повороте рукоятки на меньший угол, следящее действие обеспечивается давлением на поршень крана сжатого воздуха с одной стороны и уравновешивающей пружины с другой. Давление воздуха в цилиндре энергоаккумулятора снижается не полностью, пружина распрямляется не полностью, колодки тормозного механизма только притормаживают барабан колеса – запасная тормозная система.

При возврате рукоятки крана в положение «расторможено», в энерго­аккумуляторы подается сжатый воздух, задняя тележка растормаживается.

Контур привода вспомогательной тормозной системы и питания потребителей состоит из секции двойного защитного клапана, воздушного баллона емкостью 40 л, клапана контрольного вывода, пневматического крана, двух цилиндров привода заслонок моторного тормоза-замедлителя, цилиндра привода выключения подачи топлива, трубопроводов и шлангов между аппаратами. Работа системы была рассмотрена выше. От этого контура сжатый воздух поступает к дополнительным (нетор­мозным) потребителям: стеклоочистителям, пневмосигналу, пневмогидравли­ческому усилителю сцепления, управлению агрегатами трансмиссии и пр.

Контур привода системы аварийного растормаживания тормозов стояночной тормозной системы состоит из секции тройного защитного клапана, пневматического крана, части двухмагистрального перепускного клапана, трубопроводов и шлангов, соединяющих аппараты. Питание – от воздушных баллонов контуров рабочей тормозной системы.

Читайте также:  КАМАЗ двигатель схема подключения

При подаче с помощью пневмокрана сжатого воздуха в цилиндры энер­го­аккумуляторов происходит растормаживание задней тележки. Для работы контура необходимо удерживать в нажатом положении кнопку крана. Контур используется для кратковременного растормаживания, когда необходимо убрать машину с проезжей части, железнодорожного переезда и т. д.

Механическое растормаживание тормозов колес задней тележки в случае отсутствия воздуха в пневматическом приводе тормозов и недостаточной герметичности цилиндров энергоаккумуляторов производится вывертыванием болтов механического растормаживания. При этом выворачиваемый болт поднимает поршень, сжимая пружину.

Этот способ растормаживания применяется при буксировке поврежденного автомобиля, при неработающем компрессоре и т. д.

Привод тормозов прицепа автомобилей-тягачей комбинированный – однопроводный и двухпроводный, включает в себя клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом, одинарный защитный клапан, клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом, три разобщительных крана и три соединительных головки – две головки типа «Палм» для двухпроводного привода тормозов прицепа и одну головку типа «А» для однопроводного привода тормозов прицепа.

Питание привода тормозов прицепа осуществляется из воздушного баллона контура привода стояночной и запасной тормозной системы.

Клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом обеспечивает привод в действие тормозов прицепа при трех независимых друг от друга командах (I, II, и III контуры), действующих одновременно или порознь. В каждом случае подается команда и на клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом.

В двухпроводном приводе по одной магистрали постоянно подается сжатый воздух в ресиверы прицепа, а вторая является управляющей – давле­ние в ней возрастает при торможении. Установленный на прицепе воздухо­распределительный клапан устанавливает давление воздуха, поступающего в тормозные механизмы прицепа, равным давлению в управляющей магист­рали, которое равно давлению в тормозной магистрали тягача. Воздухорас­пределитель обеспечивает также подачу воздуха из ресивера прицепа к тормозным механизмам при обрыве питающей магистрали.

Однопроводный привод прост, дешев, но имеет два существенных недостатка: меньшее быстродействие и возможность израсходования запаса воздуха при неоднократных, переменных по усилию притормаживаниях, так как воздух подается только при растормаживании прицепа. Увеличение времени срабатывания объясняется тем, что затормаживание происходит при снижении давления в соединяющей с тягачом магистрали. А снижение давления в системе происходит обычно в 1,5–2,5 раза медленнее, нежели ее наполнение сжатым воздухом.

Источник: studopedia.ru

Рабочая тормозная система автомобиля КАМАЗ-4310

На автомобиле КАМАЗ-4310 установлены четыре тормозные системы — рабо­чая, стояночная, запасная и вспомогательная. Кроме того, автомобиль имеет систему аварийного растормаживания и приборы двухпроводного и однопроводного привода тормозных систем прицепов.

Рабочая тормозная система состоит из шести тормозных механизмов и пневматичес­кого привода.

Тормозные механизмы служат для создания искусственного сопротивления движению. На грузовых автомобилях применяются барабанные, колодочные тормозные механизмы с внутренним расположением колодок. Механизмы установлены во всех шести колесах.

тормозной механизм КАМАЗ-4310

Рис.143. Тормозной механизм автомобиля КАМАЗ-4310: 1 — эксцентриковая ось; 2 — опорный диск; 3 — щиток; 4 — гайка оси; 3 — накладка осей; 6 — чека оси; 7 — колодка; 8 — стяжная пружина; 9 — накладка колодки; 10 — кронштейн; 11 — ось ролика; 12 — разжимной кулак; 13 — ролик; 14 — регулировочный рычаг

Основные детали тормозного механизма: тормозной барабан, опорный диск 2 (рис. 143) две колодки 7 с фрикционными накладками 9, две эксцентриковые оси 1, четыре стяжных пружины 8, разжимной кулак 12 с валом, щиток 3, регулировочный рычаг 14.

Тормозной барабан отлит из чугуна, располагается на шпильках крепления колеса и фиксируется от осевого перемещения тремя винтами. Опорный диск (суппорт) штампованный, крепится вместе с цапфой к флан­цу балки моста, а на переднем мосту — к корпусу поворотного кулака. К диску приклепан кронштейн осей колодок и крепится болтами кронштейн разжимного кулака. Тормозные колодки сварные, с двумя ребрами; фрикционные накладки, приклепанные к колодкам, имеют серповидную форму. Одним концом колодка опирается на эксцентриковую ось 1, на втором ее конце между ребрами расположен ролик, Оси колодок устанавливаются в кронштейне опорного диска и фиксируются гайками 4. Опорные шейки осей выполнены с эксцентриситетом, что позволяет перемещать концы колодок относительно барабана при регулировке тормоза, На выступающих наружу торцах осей имеются метки, показывающие направление экцентриситета.

Стяжные пружины возвращают колодки в исходное торможение после торможения. Разжимной кулак имеет образную форму. Вал кулака устанавливается в кронштейне на металлокерамических втулках и уплотняется резиновыми кольцами. Щиток 3 тормоза, прикрепленный болтами к опорному диску, защищает тормозной механизм от попадания грязи.

Рис. 144 Регулировочный рычаг: 1 — крышка; 2 — заклёпка; 3 — шестерня; 4 — заглушка; 5 — червяк; б — корпус; 7 — втулка; 8 — болт фиксатора; 9 — пружина; 10 — шарик; 11 — валик червяка; 12 –маслёнка

Регулировочный рычаг (рис.144) служит для поворота вала разжим­ного кулака и для регулировки зазора между накладками колодок и тор­мозным барабаном. Рычаг установлен на шлицах вала разжимного кулака. Он состоит из корпуса б с боковыми крышками, червяка 5 с валиком 11, червячной шестерней 3, шарикового фиксатора со стопорным болтом 8. При повороте червяка находящаяся в зацеплении с ним червячная шестерня поворачивает вал разжимного кулака. Для смазки червячной пары в корпусе рычага имеется масленка 12.

Регулировки тормозного механизма. В этом механизме выполняются две регулировки — частичная и полная.

Частичная регулировка производится в процессе эксплуатации и имеет целью восстановление нормального зазора между накладками коло­док и тормозным барабаном. О необходимости регулировки судят по выходу штоков тормозных камер, который должен составлять при нажатии на тормозную педаль 20мм. Необходимую величину хода устанавливают с помощью червячной пары регулировочного рычага. При регулировке тормозной механизм должен быть холодным, стояночный тормоз отпущен, стопорный болт 8 ослаблен на один-два оборота и снова надежно затянут. Для получения одинаковой эффективности торможения правых и левых колес выход штоков правых и левых тормозных камер на каждом мосту должен быть одинаков.

Полная регулировка производится после разборки тормозного меха­низма (замены накладок или колодок). Цель этой регулировки — правильно установить колодки относительно барабана. Она производится с помощью эксцентриковых осей колодок и регулировочного рычага. Механизм счи­тается отрегулированным правильно, если зазор между накладкой и бара­баном, замеренный щупом через люк в опорном диске на расстоянии 30 мм от края накладку в верхней и нижней частях находится в пределах 0,2. 0,4 мм, а щуп толщиной 0,1 мм не проходит вдоль всей ширины колодки.

Схема пневматического привода тормозных систем КАМАЗ-4310

Рис 145. Схема пневматического привода тормозных систем автомобиля КАМАЗ-4310: 1 — тормозная камера передних колес; 2- клапан контрольного вывода; 3 – контрольные лампы и зуммер; 4 — двухстрелочный манометр; 5 — кран аварийного растормаживания; 6 — кран управления стояночным тормозом; 7 — кран у правления вспомогательным тормозом; 8 -датчик включения электромагнитного клапан прицепа; 9 — компрессор; 10 — пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; 11 — пневмоцилиндр привода вспомогательного тормоза; 12 -регулятор давления; 13 — предохранитель против замерзания; 14 — двухсекционный тормозной кран; 15 — тройной защитный клапан; 16, 31 — пожарные защитные клапаны; 17, 18, 19 — датчики падения давления; 20 — конденсационный воздушный баллон; 21 — воздушные баллоны третьего контура; 22 — воздушный баллон первого контура.; 23 — воздушные баллону второго контура; 24 — кран слива конденсата; 25 — клапан ускорительный; 26 — двухмагистральный перепускной клапан; 27 — датчик включения стояночного тормоза; 28 — пружинный энергоаккумулятор; 29 -тормозная камера колес: заднего и промежуточного мостов; 30 — клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом; 32 -датчик включения сигнала торможения; 33 — клапан управления тормозами, прицепа с однопроводным приводом; 34 — разобщительный кран; 35 -задний фонарь; 36 — соединительная головка типа «Палм»; соединительная головка типа А; А, В, С, Д, Е — клапаны контрольных выводов; R — к питающей магистрали двухпроводного привода; Р — к соединительной магистрали однопроводного привода; N — к управляющей магистрали двухпроводного привод.

Привод рабочей тормозной системы предназначен для приведения в действие тормозных механизмов. Он является составной частью общей пневматической системы автомобиля (рис. 145), в которую входят: система питания пневмопривода тормозов сжатым воздухом, контур привода тормозов колес передней оси, контур привода тормозов колес задней тележки, контур привода тормозов стояночной и запасной тормозных систем, контур привода вспомогательной тормозной системы и питания других по­требителей, привод тормозов прицепа, контур привода системы аварийного растормаживания тормозов стояночной тормозной системы, а также систе­ма сигнализации и контроля за состоянием пневматической системы и ее частей.

Система питания пневматического привода тормозов служит для создания давления сжатого воздуха, поддержание этого давления в заданных пределах и распределения сжатого воздуха между отдельными контурами управления тормозными системами, К системе питания сжатым воздухом относятся компрессор 9, регулятор давления 12, предохранитель против замерзания 13 , конденсационный баллон 20.

компрессор КАМАЗ-4310 схема устройства

Рис. 146. Компрессор: 1 — коленчатый вал; 2 — шестерня привода; 3 — картер; 4 — шатун; 5 — маслосъёмное кольцо; 6 -палец поршня; 7 — компрессионное кольцо; 8 — поршень; 9 — головка цилиндра; 10-блок цилиндров; 11 -угольник подвода охлаждающей жидкости.

Компрессор обеспечивает создание запаса воздуха в пневмосистеме. Компрессор (рис. 146) поршневого типа, двухцилиндровый, одноступенчато­го сжатия, установлен на переднем торце картера маховика и приводится в действие шестерней от блока распределительных шестерен. Система смазки и охлаждения компрессора подключены к соответствующим системам дви­гателя.

Основные части компрессора: картер 3, блок цилиндров 10, головка блока 9, кривошипно-шатунный механизм, два впускных клапана, два вы­пускных (нагнетательных) клапана.

Воздух в компрессор поступает через воздухоочиститель, впускной трубопровод и впускные пластинчатые клапана расположенные в блоке. Сжа­тый поршнями воздух вытесняется в воздушные баллоны через нагнетатель­ные клапана, расположенные в головке блока. Компрессор работает совмест­но с регулятором давления.

регулятор давления КАМАЗ-4310 схема устройства

Рис. 147. Регулятор давления автомобиля КАМАЗ-4310: а — устройство: б — положение при давлении менее 700. 750 кПа; в — положение при срабатывании клапана регулятора; I — вывод к компрессору; II, IV — атмосферные выводы; III — вывод в пневматическую систему; 1 — разгрузочный клапан; 2 — фильтр; 3 -пробка канала отбора воздуха; 4 -выпускной клапан; 5 -уравновешивающая пружина; 6 — следящий поршень; 7,8,11-каналы; 9 — обратный клапан; 10 — впускной клапан; 12 — поршень разгрузочного клапана

Регулятор давления . Регулятор давления поддерживает давление в пневмосистеме в пределах 620..750 кПа. Кроме того, регулятор выполняет функцию предохранительного клапана, от него производится отбор сжатого воздуха на посторонние нужды, он также очищает воздух от влаги и масла. Регулятор установлен на правом лонжероне рамы за кабиной.

Основными частями регулятора (рис.147) являются корпус с ниж­ней и верхней крышками, разгрузочный клапан 1 со штоком и пружиной; поршень 12 разгрузочного клапана, следящий поршень 6 с пружиной, впускной 10 и выпускной 4 клапан с пружиной, фильтр 2, обратный клапан 9, пробка 3 канала отбора воздуха.

При давлении в пневмосистеме менее 750 кПа сжатый воздух от компрессора через вывод 1 проходит фильтр 2, отжимает обратный клапан 9 и заполняет воздушные баллоны (вывод Ш). Одновременно сжатый воз­дух по каналу 7 поступает под следящий поршень 6. При достижении указанного давления поршень 6 приподнимается, выпускной клапан 4 закрывается, впускной клапан 10 открывается. Сжатый воздух проходит в полость «б» над разгрузочным поршнем 12, при этом поршень 12 опускается

вниз и через шток открывает разгрузочный клапан 1. Воздух от компрессора без противодавления выходит в атмосферу (вывод IV) у а обратный клапан 9 закрывается» сохраняя в системе запас сжатого воздуха. При открывании разгрузочного клапана 1 вместе с воздухом выходит скопившаяся в фильтре влагали масло. При падении давления в системе менее 620 кПа регулятор снова включает компрессор в работу, следящий поршень под действием пружины опускается вниз, впускной клапан 10 закрывается, выпускной клапан 4 открывается, сжатый воздух из полости «б» под разгрузочным поршнем выходит в атмосферу (через вывод IV), разгрузочный клапан 1 закрывается.

Если при достижении давления 750 кПа регулятор не сработает, например, из-за загрязнения фильтра, засорения каналов и т.п., то при достижении давления 1000. 1350 кПа разгрузочный клапан под действием давления воздуха отойдет от своего гнезда и сжатый воздух выйдет в атмосферу, т.е. регулятор давления выполнит роль предохранительного клапана.

Для подсоединения специальных устройств регулятор имеет вывод, закрытый пробкой 3. Кроме того, предусмотрен клапан отбора воздуха для накачки шин (канал 8), который закрыт колпачком 13.

предохранитель от замерзания

Рис.148. Предохранитель от замерзания: а — общий вид; б — включенное положение; в — выключенное положение; I — стакан; 2 -шток; 3 — фитиль; 4 — пружина; 5 — жиклер; 6 -уплотнитель; 7 — корпус; 8 — измерительный стержень; 9 -пробка.

Предохранитель от замерзания (рис. 148) предназначен для предотвращения замерзания конденсата в трубопроводах и приборах привода. Предохранитель испарительного типа, в качестве рабочей жидкости ис­пользуется этиловый технический спирт.

Основными частями предохрани­теля являются корпус 7 с жиклером 5, стакан 1 с пробкой 9, шток 2, уплотнитель 6 и фитиль 3 из гигроскопического материала, надетый на пружину 4. Во включенном состоянии шток 2 находится в верхнем поло­жении, уплотнитель 6 выведен из своего гнезда пружиной 4, а фитиль введен в воздушный канал корпуса. Сжатый воздух от компрессора поступает в канал А и уносит с фитиля пары спирта в пневмосистему. Одновременно часть сжатого воздуха через жиклер 5 и зазор между штоком и корпусом поступает в стакан. Протекая над поверхностью спирта, воздух насыщается его парами о попавший в пневмосистему спирт поглощает из воздуха влагу, превращая ее в конденсат с низкой температурой замерзания.

Читайте также:  Какие ворота нужны для КАМАЗа

В выключенном положении шток 2 и фитиль 3 утапливаются, уплотнитель 6 садится на свое гнездо и разобщает стакан от корпуса. Испаре­ние спирта прекращается.

Жиклер 5 предназначен для выравнивания давления в стакане и канале корпуса. Заправка спирта производится через отверстие, закрываемое пробкой 9, в которой имеется указатель уровня 8.

Конденсационный баллон 20 (см.рис.145) служит для образования и сбора конденсата из воздуха, подаваемого компрессором в пневмосистему. Теплый воздух от компрессора поступает в баллон, где вследствие перепада давления и температуры из него на стенках оседает конденсат, который затем собирается на дне баллона. Удаление конденсата производится через клапан 24, на баллоне имеется также клапан 2 контрольного вывода.

Привод непосредственно рабочей тормозной системы двухконтурный: первый контур приводит в действие тормозные механизмы передней оси, второй контур — механизмы задней тележки. К приводу относятся тройной защитный клапан 15, три воздушных баллона 22, и 22, тормозной клапан кран 14, две тормозные камеры 1 передней оси, четыре тормозные камеры 29 задней тележки, манометр 4, трубопроводы и шланги.

тройной защитный клапан схема устройства

Рис. 149. Тройной защитный клапан: 1 — корпус; 2 — крышка; 3,6,8- клапаны; 4 — пружина; 5 — диафрагма; 7 — перепускной клапан.

Тройной защитный клапан (рис. 149) служит для разделения сжато­го воздуха на два основных (первый и второй) и один дополнительный контуры и автоматического отключения одного из контуров в случае его повреждения. Клапан установлен внутри правого лонжерона рамы и состо­ит из корпуса 1 трех крышек 2, трех диафрагм 5, трех выпускных клапанов 3, 6, 8, двух перепускных клапанов 7. Сжатый воздух от конденсационного баллона через вывод корпуса поступает в полости «а» и «б» под клапанами 3 и 6. При достижении давления 520 кПа эти клапаны открываются. Сжатый воздух через выводы 1 и 1l поступает в воздушные баллоны первого и второго контура привода тормозных механизмов соответственно передней оси и задней тележки. Одновременно с началом наполнения баллонов открываются клапаны 7 и клапан 8, сжатый воздух проходит в дополнительный контур привода вспомогательной тормозной системы.

В случае выхода из строя одного из контуров, клапан этого контура

закрывается, отсоединяя неисправный контур от пневмосистемы. Пе­репускные клапаны позволяют использовать сжатый воздух из какого-либо основного контура (или из обоих) для приведения в действие приборов вспомогательной тормозной системы, не имеющей своих воздушных баллонов (при недостаточном давлении в питающей магистрали).

Воздушные баллоны служат для хранения запаса сжатого воздуха, установлены на кронштейнах рамы; баллон 22 первого контура емкостью 20 л, два баллона 23 второго контура общей емкостью 40 л. Все баллоны имеют клапаны 24 для слива конденсата и датчики для сигнализации о падении давления.

Тормозной кран служит для подачи сжатого воздуха из воздушных баллонов в тормозные камеры автомобиля и для выпуска сжатого воздуха из тормозных камер в атмосферу пропорционально нажатию на педаль; кран также обеспечивает управление приводом тормозных механизмов прицепа.

Рис. 150. Тормозной кран автомобиля КАМАЗ-4310: а -устройство; б — отторможеное положение; в -положение при торможении.; г -положение при отсутствии воздуха в верхней секции; I, II — выводы в тормозные камеры передних и задних колес соответственно; III, IV — выводы в воздушные баллоны; 1 — ускорительный поршень; 2, 11 — клапаны; 3, 9 -следящие большой и малый ступенчатые поршни; 4 -упругий элемент; 5 — рычаг; 6 — толкатель; 7 -упорный болт; 8, 10 -пружины; 12 — толкатель; 13 — атмосферное окно.

Тормозной кран (рис.150) двухсекционный, прямого действия, с плоскими резиновыми клапанами, установлен на кронштейне рамы. Привод крана механический, от тормозной педали. Основными деталями крана являются верхний и нижний корпус, опорный фланец и корпус рычага, ускорительный поршень 1, двойные верхний 2 и нижний 11 клапаны, большой 3 и малый 9 следящие ступенчатые поршни, упругий элемент 4, рычаг 5, толкатель 6, упорный болт 7, пружины 8 и 10 ступенчатый поршень, толкатель малого поршня 12. Выводы I и II крана соединены соответственно с тормозными камерами передних и задних колес; выводы III и IV-c воздушными баллонами соответственно первого и второго контура.

В исходном положении (при отпущенной тормозной педали) клапаны 2 и 11 под действием своих пружин закрыты, выводы I и II (а следова­тельно и тормозные камеры) соединены с атмосферой через окно 13, При нажатии на педаль усилие через систему тяг и рычагов передается на рычаг тормозного крана и далее через толкатель 6 и упругий элемент 4 следящему поршню 3. Последний, перемещаясь вниз, закрывает впускное отверстие клапана 2 и разобщает вывод II с атмосферой, а затем открывает клапан 2 от седла. Сжатый воздух от вывода III через открытый клапан 2 поступает к выводу II и далее в тормозные камеры задних колес. Одновременно сжатый воздух через отверстие «а» в корпусе проходит в полость над ускорительным поршнем 1 и перемещает его вниз. Поршень 1 воздействует на следящий поршень 9, который, сжимая свою пружину, 10 касается клапана 11 и тем самым разобщает вывод I от атмосферы. Затем поршень 9 открывает клапан 11, сжатый воздух поступает от вывода IV к выводу I и далее в тормозные камеры передних тормозных механизмов.

При отказе верхней секции крана нижняя секция управляется меха­нически через упорный болт 7 и толкатель 12. Выход из строя нижней секции на работу верхней секции не влияет.

При отпускании тормозной педали рычаг крана под действием упру­гого элемента возвращается в исходное положение. Поршень 3, под действием своей пружины поднимается вверх, клапан 2 садится на свое гнездо. Доступ сжатого воздуха из воздушного баллона к выводу II прекращается. При дальнейшем перемещении поршня 3 вверх открывается выпускное окно и вывод II сообщается с атмосферой, давление в полости под ускорительным поршнем 1 падает, поршни 1 и 9 под действием пружины перемещаются вверх, клапан 11 закрывается и доступ воздуха из воздушного баллона к выводу 1 прекращается. При дальнейшем перемещении поршней 1 и 9 открывается выпускное окно и вывод I сообщается с атмосферой.

Тормозной кран обладает следящим действием. По мере нарастания давления воздуха в верхней секции следящий поршень 3 поднимается и впускной клапан 2 закрывается; в выводе П и тормозных камерах задних колес устанавливается давление, пропорциональное усилию на рычаге (а значит и на педали). Аналогично с нарастанием давления в выводе I следящий поршень 9 вместе с поршнем 1 приподнимаются, впускной клапан 11 закрывается и в выводе 1 устанавливается давление, пропорциональное усилию на тормозной педали.

Тормозные камеры предназначены для преобразования давления сжатого воздуха в усилия, необходимые для приведения в действие тормозных механизмов. Камеры диафрагменного типа, крепятся к кронштейнам разжим­ных кулаков.

тормозная камера передних колес КАМАЗ-4310

Рис. 151. Тормозная камера передних колес автомобиля КАМАЗ-4310: 1 — штуцер; 2 — крышка; 3 — диафрагма; 4 — опорный диск; 5 — пружина; 6 — хомут; 7 — шток; 8 -корпус;. 9 — кольцо; 10 — контргайка; 11 — вилка; 12 — болт; 13 — фланец.

Тормозные камеры передних тормозных механизмов типа 24, цифра указывает на величину активной площади диафрагмы в квадратных дюймах. Камера состоит из корпуса 8 (рис.151) с крышкой 2, диафрагмы 3 с опорным диском 4 и штоком 7, возвратной пружины 5. Диафрагма зажата между корпусом и крышкой хомутом 6. При подаче сжатого воздуха через штуцер 1 диафрагма прогибается, воздействует на диск 4 и перемещает шток 7, который поворачивает регулировочный рычаг тормозного механизма.

Тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором схема устройства

Рис. 152.Тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором: а — устройство; б — отторможеное положение; в -положение при торможении рабочей тормозной системой; г — положение при торможении запасной тормозной системой; д — положение при механическом растормаживании; 1 — корпус камеры; 2 — толкатель; 3 — поршень; 4 — цилиндр энергоаккумулятора; 5 — силовая пружина; 6 — винт; 7 — дренажная трубка; 8-упорный подшипник; 9 — фланец; 10 -диафрагма; 11 — опорный диск; 12 -шток; 13 — возвратная пружина.

Тормозные камеры колес задней тележки типа 24/24 с пружинными энергоаккумуляторами (рис.152) используются при включении рабочей стояночной и запасной тормозных систем. Основные детали этой камеры: корпус 1, фланец 9, диафрагма 10 с опорным диском 11, штоком 12 и пружиной 13.

При торможении рабочим тормозом сжатый воздух от тормозного крана подастся в полость под диафрагмой 10. Диафрагма воздействует на шток 12, который приводит в действие тормозные механизмы колес. При выпуске воздуха детали возвращаются в исходное положение пружиной 13.

Средствами контроля за состоянием рабочей тормозной системы является двухстрелочный манометр, датчик падения давления с сигнальными лампочками и зуммером, клапаны контрольного вывода.

Манометр расположен в кабине на щитке приборов и показывает давление в первом и втором контурах системы. Датчики падения давления установлены в воздушных баллонах и имеют нормально замкнутые контакты, которые размыкаются при давлении 480. 520 кПа. Сигнальные лампочки расположены сверху на щитке приборов; зуммер, установленный в кабине, подключен параллельно сигнальным лампочкам. Клапаны контрольного вывода предназначены для присоединения к ним контрольно-измерительных приборов, а также для отбора сжатого воздуха; клапаны имеются в обоих контурах рабочей тормозной системы.

Работа привода . Сжатый воздух от компрессора 9 (см.рис. 145) через регулятор 12 давления, предохранитель от замерзания 13 поступает в конденсационный баллон 20, откуда через тройной защитный клапан 15 заполняет воздушный баллон 22 первого контура и два баллона 23 второго контура. От баллонов 22 и 23 воздух подводится к тормозному крану 14.

При нажатии на педаль воздух из нижней секции тормозного крана поступает в тормозные камеры 1 передней оси; из верхней секции крана воздух подается в тормозные камеры 29, которые приводят в действие тормозные механизмы колес промежуточного и заднего мостов. Одновре­менно от обоих контуров по отдельным магистралям воздух поступает к клапану 30 управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом. При отпускании педали воздух из тормозных камер автомобиля и из управляю­щих магистралей клапана управления тормозами прицепа через тормозной кран выходит в атмосферу.

Источник: xn—-7sbfkccucpkracijq8iofobm.xn--p1ai

Устройство тормозной системы грузовых автомобилей КАМАЗ

Схема и устройство тормозной системы автомобиля КАМАЗ включают в себя такие элементы, как:

  • колодка тормозного типа заднего барабанного устройства;
  • тормозной цилиндрический механизм задних колес;
  • педаль;
  • шток с поршневой частью;
  • бак для рабочей жидкости;
  • главный цилиндрический механизм и энергоаккумуляторы;
  • тормозная колодка переднего барабанного механизма;
  • цилиндр колесного типа;
  • контрольная лампа и пневматический привод;
  • трубопровод переднего хода;
  • трубопровод заднего хода.

Принцип работы тормозной системы прицепа, полуприцепа:

  1. Когда пользователь нажимает на тормозную педаль, возникает импульс, который передается в направлении вакуумного усилительного механизма.
  2. Через усилительный элемент импульс передается в основной цилиндрический механизм.
  3. Поршневая часть системы передвигает топливо к колесным цилиндрическим деталям, из-за чего повышаются показатели давления в приводе тормозного типа.
  4. Поршневой механизм начинает переводить колодки к дисковому сцеплению.
  5. Замедляется движение. Давление топлива может достигать 11-16 МПа. Чем выше этот показатель, тем лучше работает тормозное устройство.
  6. Когда пользователь опускает педаль, она приходит в начальное положение под воздействием пружинных деталей.

Устройство и работа аппаратов питаю­щей магистрали

Пневматический привод тормозных механизмов (рис 1) имеет источник сжатого воздуха — компрессор 1

Компрессор, регулятор 3 давления, предохранитель 4 от замерзания конденсата в сжатом воздухе и конденсационный ресивер 20 составляют часть привода, из которой очищенный сжатый воздух вод заданным давлением подается в необходимом количестве в остальные части пневмопривода и к другим потребителям сжатого воздуха.

Привод разбит на автономные контуры, отделенные один от другого защитными клапанами. Каждый контур действует независимо от других.

Контур 1 привода механизмов рабочей тормозной системы переднего моста включает в себя: часть тройного защитного клапана 6; ресивер 15 объемом 20 л с краном слива конденсата и датчиком 23 падения давления в ресивере, часть двухстрелочного манометра 21; нижнюю секцию двухсекционного тормозного крана 17; клапан контрольного вывода «С»; клапан 19 ограничения давления; две тормозные камеры 20; тормозные механизмы переднего моста; трубопроводы и шланги между этими аппаратами.

Кроме того, в контур входит трубопровод, соединяющий нижнюю секцию тормозного крана 17 с клапаном 27 управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом.

Контур II привода механизмов рабочей тормозной системы задней тележки состоит из части тройного защитного клапана; ресиверов 13 общим объемом 40 л с кранами 16 слива конденсата и датчиком 23 падения давления в ресивере; части двухстрелочного манометра 21; верхней секции двухсекционного тормозного крана 17; клапана контрольного вывода «Д»; автоматического регулятора 26 тормозных сил с упругим элементом; четырех тормозных камер 26 тормозных механизмов.

В контур входит также трубопровод, соединяющий верхнюю секцию тормозного крана 17 с клапанами 26 управления тормозными системами прицепа.

Контур III привода механизмов запасной и стояночной тормозных систем, а также комбинированного привода тормозных систем прицепа (полуприцепа) включает в себя: часть двойного защитного клапана 5; два воздушных ресивера 14 общим объемом 40 л с краном слива конденсата и датчиком 23 падения давления в — ресивере; два клапана контрольных выводов «В» и «Е»; крана 10 управления стояночной тормозной системой; ускорительный клапан 25; часть двухмагистрального перепускного клапана 24; четыре пружинных энергоаккумулятора 22, датчик 18 падения давления в магистрали пружинных энергоаккумуляторов; клапан 31 управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом; одинарный защитный клапан 28; клапан 27 управления тормозными системами прицепа с однопроводным приводом; три разобщительных крана 29. три соединительные головки (одна головка 38 типа «А» однопроводного привода тормозных систем прицепа и две головки 32 типа «Палм» двухпроводного привода тормозных систем прицепа); пневмоэлектрический датчик 31 включения сигнала торможения; трубопроводы и шланги между этими аппаратами.

Читайте также:  Как закручивать колеса на КАМАЗе

Контур III привода механизмов вспомогательной тормозной системы и других потребителей состоит из части двойного защитного клапана 5; пневмокрана 11; двух цилиндров привода заслонок газодинамического тормозного механизма; одного пневмоцилиндра 10 привода рычага останова двигателя, пневмоэлектрического датчика, трубопроводов и шлангов между этими аппаратами. Питание воздухом привода осуществляется из конденсационного ресивера, контрольной лампы падения давления контур не имеет.

От контура IVпривода механизмов вспомогательной тормозной системы сжатый воздух поступает к дополнительным потребителям: пневмосигналу, пневмогидроусилителю сцепления, приводам агрегатов трансмиссии и др.

Особенности пневмопривода тормозных систем автомобилей моделей 5511, 53212: для улучшения влагомаслоотделения в питающей части тормозного привода автомобиля мод. 53212 на участке компрессор – регулятор давления на первой поперечине рамы в зоне интенсивного обдува дополнительно установлен влагомаслоотделитель; на самосвале мод. 5511 отсутствуют аппаратура управления тормозными системами прицепа, разобщительные краны, соединительные головки.

Почему тормоза плохие

Неисправности тормозной системы КАМАЗ могут привести к сбоям в работе транспортного средства.

Поломки и способы их устранения:

  1. Воздух в стояночной тормозной системе. Из-за этого педаль тормоза не растормаживается. Воздушный поток может попасть в систему во время разгерметизации, падения уровня топлива или из-за поврежденных труб и шлангов. Чтобы устранить поломку, рекомендуется прокачать тормозной механизм.
  2. Поврежденный вакуум. Данный механизм напрямую влияет на работу тормозов. Чтобы проверить его исправность, нужно 5-7 раз подряд нажать на педаль при отключенном моторе. Это поможет убрать разрежение в усилительном устройстве. После этого необходимо завести агрегат, удерживая педаль. Если после запуска она немного опустится, значит, вакуум исправен, если нет — то нужно выполнить замену поврежденного элемента.
  3. Посторонний шум во время движения может быть связан с поврежденными колодками тормозного типа. В этом случае рекомендуется установить КАМАЗ на платформу и поднять его при помощи специального оборудования, снять передние колеса и провести осмотр дисковых элементов. По толщине диск должен быть не меньше 10,8 мм. Также нужно проверить ход колодок. При помощи отвертки их отводят от дискового элемента, если не удается этого сделать, то проблема кроется в заклинивании поршневого механизма.

Неисправности тормозной системы и способы их устранения

Можно выделить четыре основных поломки, которые связаны с неисправностью тормозных систем КАМАЗа:

  • помехи в работе защитного клапана;
  • засорение в системе ресиверов или образование пробоин в шлангах;
  • пробоина и потеря воздуха в сжатом виде;
  • вышли из строя поршневые кольца, неправильно функционируют датчики.

Для того, что вовремя определить и исправить неполадки с тормозами у КамаАз, нужна регулярная диагностика работы его систем, в том числе и электроники. Выполнять ее рекомендуется один раз в течение двух лет.

В интернете можно найти подробное видео с разбором всех ошибок. Ниже мы разберет их вкратце, а также рассмотрим способы их ликвидации.

Избыток масла внутри пневмосистемы

Причиной образования избытка мог стать износ поршневых колец. Нужно в срочном порядке заменить это деталь и просигнализировать всю остальную работу связанную с ними. В таки моделях как КАМАЗ 5320 и 6520 эта проблема может привести к серьезным проблемам в течение короткого времени после возникновения.

В ресиверы не поступает воздух

Причиной поломки чаще всего является то, что трубы через которые проходит воздух засорены. Для устранения неполадки достаточно просто прочистить трубы. На модели КАМАЗ 5511 часто такая проблема возникает из-за сломанного защитного клапана. В этом случае его требуется заменить.

Ресиверы в пневмосистеме заполняются недостаточно быстро

Причин этой поломки может быть несколько:

  • недостаточно хорошо закреплены соединительные элементы;
  • ресивер закреплен не плотно;
  • шланги, через которые проходит воздух, повреждены;
  • компрессор работает не на полную мощность.
  • плотнее натянуть соединительные детали друг с другом, при необходимости их следует заменить;
  • осуществить замену ресивера;
  • починить или поменять шланги;
  • диагностировать компрессор, если нужно заменить его.

Неправильное давление в ресиверах

Такая неисправность характерна для КАМАЗ 65115 и 43118. Нужно провести стабилизацию регулятора, если поломка случилась второй раз, то его следует заменить.

КАМАЗ не тормозит, когда нажимается педаль тормоза

Причиной такой проблемы может быть утечка сжатого воздуха, ее нужно найти и устранить.

Автомобиль плохо тормозит или не тормозит совсем

Причин может быть несколько:

  • шланг контура 3 забит
  • аккумуляторы, работающие на энергетических пружинных механизмах вышли из строя;
  • ускорительный клапан сломан;
  • тормозная камера вышла из строя.

Способы устранения поломок:

  • прочистить шланг, используя продув сжатым воздухом, или заменить его;
  • произвести замену тормозной камеры и аккумулятора энергии;
  • заменить все неисправные детали;
  • внутри тормозной камеры отремонтировать ход штоков.

При торможении автомобиль петляет

Причины может быть две: на накладках тормозных колодок скопилось слишком много масла или тормозной механизм требует лучшей регулировки.

Решением эти проблем могут стать следующие действия:

  • поменять или прочистить накладки;
  • дополнительно отрегулировать тормозной механизм.

Устройство и работа тормозного механизма КАМАЗ-4310. Основные неисправности и способы их устранения

Тормозные механизмы служат для создания снижения скорости или полной остановки. На грузовых автомобилях применяются барабанные, колодочные тормозные механизмы с внутренним расположением колодок. Механизмы установлены во всех шести колесах. Тормозной барабан жестко прикреплен к колесу и потому вращается вместе с ним, как одно целое.

Внутри тормозного барабана расположены две тормозные колодки. Обе эти колодки опираются на разжимной кулак и оси, прикрепленные неподвижно к суппорту. Благодаря такой опоре, тормозные колодки остаются неподвижными и не вращаются вместе с колесом и тормозным барабаном. Нажимая на педаль тормоза мы поворачиваем рычаг , а от него будет поворачиваться разжимной кулак, который, раздвигая колодки , прижимает их к тормозному барабану. Между колодками и барабаном возникает сила трения, которая стремится остановить тормозной барабан, а, следовательно, и колесо.

Для прекращения торможения, необходимо отпустить педаль тормоза. При этом стяжная пружина, зацепленная за колодки, сдвигает их и повернет кулак в исходное положение. Между колодками и барабаном образуется зазор, сила трения исчезнет, и торможение колеса прекратится.

Основные неисправности рабочей тормозной системы: слабое или неодновременное действие тормозов, плохое растормаживание или закли­нивание колодок тормозных механизмов.

Слабое действие тормозов обнаруживается по возрастанию тормоз­ного пути. У грузовых автомобилей полной массой более 12 тонн (КАМАЗ-4310, Урал-4320) при торможении со скорости 40 км/ч тормозной путь не должен превышать 17,7м.Тормозной след, от левых и правых колес должен быть одинаковой длины.

Причиной слабого действия тормозов может быть не герметичность тормозного привода, попадание воздуха в систему гидравлического привода или недостаточное количество тормозной жидкости, нарушение регулировки тормозных механизмов, износ или замасливание накладок или тормозных барабанов, недостаточное количество сжатого воздуха в пневматическом приводе из-за его утечки, неисправности компрессора или регулятора давления, замерзание конденсата в пневмосистеме.

Негерметичность гидравлического привода обнаруживается по подтеканию жидкости в соединениях, негерметичность пневматического привоза по падению давления воздуха в пневмосистеме при неработающем двигателе.

На автомобиле КАМАЗ-4310 работоспособность и герметичность контуров проверяют по показанию манометра, установленного в кабине и контрольного манометра. Перед проверкой устанавливают максимальное давление в системе, при этом должны погаснуть контрольные лампочки и прекратить работу зуммер. При нажатии на педаль показания верхней шкалы двухстрелочного манометра в кабине водителя и показания контрольного манометра, подсоединенного к клапану контрольного вывода, должны совпадать. Аналогично показания нижней шкалы двухстрелочного манометра и контрольного манометра, присоединенного ко второму контуру, также должны совпадать. Разница в показаниях манометров свидетельствует о негерметичности привода рабочей тормозной системы.

На автомобилях Урал-4320 герметичность привода оценивается по падению давления в системе, которое не должно превышать 50 кПа за 30 минут по показанию манометра, установленного в кабине.

Места, утечки определяются на слух или с помощью мыльного раст­вора. Негерметичность привода устраняется подтягиванием креплений, заменой деталей.

Неодновременное действие тормозов обнаруживается по заносу автомобиля при торможении. Причиной этого может быть нарушение регу­лировки тормозных механизмов, засорение трубопроводов или замерзании в них конденсата, замасливание отдельных колодок.

Плохое растормаживание или заклинивание колес происходит вследствие поломки стяжных, пружин, обрыва накладок, разбухания ман­жет и заклиниванию поршней колесных цилиндров.

В зависимости от причины неисправность устраняется регулировкой тормозных механизмов, заменой поломанных пружин, переклепкой накла­док, ремонтом колесного цилиндра.

Объем работ при ТО-2.

ТО-2 вклю­чает все операции ТО-1 и ежедневного ТО.(от 9,6 – 16,0 тыс. км.)

Дополнительно необходимо проверить:

состояние кабины, платформы, оперения, капота и номерных знаков;

крепление главного тормозного цилиндра, гидровакуумных уси­лителей, трубопроводов, компрессора и других агрегатов;

состояние рабочих поверхностей барабанов и тормозных коло­док. При необходимости заменить тормозные колодки с последую­щей регулировкой тормозных механизмов;

состояние буксирного устройства и его крепление к раме (при работе с прицепом);

крепление стремянок передних и задних рессор, амортизато­ров;

крепление и действие фар. При необходимости отрегулировать направление светового потока фар;

зазоры рулевого механизма, шарниров рулевых тяг;

степень заряженности аккумуляторных батарей;

Проверить и в случае необходимости отрегулировать:

конические подшипники ступиц передних колес;

схождение передних колес и углы установки колес;

зазоры между клапанами и коромыслами (через одно ТО-2);

свободный ход педали сцепления.

Снять и промыть фильтрующие элементы фильтров грубой и тонкой очистки топлива.

Провести смазочные работы, для чего необходимо:

сменить масло в картере двигателя и заменить фильтрующий элемент или промыть; заменить масло в воздушном фильтре дви­гателя;

проверить уровень масла и, если требуется, долить до уровня контрольного отверстия в картерах коробки передач и заднего моста;

смазать через пресс-масленку подшипники водяного насоса, на­тяжного ролика ремня вентилятора;

заложить (через два ТО-2) свежую смазку Литол-24 в подшипни­ки ступиц передних колес и натяжной ролик ремня вентилятора;

сменить масло (через два ТО-2) в картерах коробки передач и зад­него моста.

Как улучшить тормоза

Ремонт тормозной системы КАМАЗ и тюнинг поможет улучшить показатели данного механизма:

  1. Замена штатных дисков на большие по диаметру. Для их установки нужно просверлить специальные отверстия, которые должны совпадать с крепежными болтами тюнинговой детали. В некоторых случаях могут потребоваться пластины, на которые будут установлены суппорты над дисковыми механизмами большего размера. Также следует приобрести увеличенные по размеру и ширине колеса.
  2. Замена штатного механизма на вентилируемый диск или устройство с насечками того же размера. На каждый диск необходимо установить суппорты при помощи надежных крепежных элементов. Такой способ поможет увеличить эффективность работы тормозной камеры в 2 раза.

Во время проведения работ по улучшению работы тормозов нужно соблюдать следующие рекомендации:

  1. Само устройство тормозов запрещено изменять на законодательном уровне. Все изменения будут обнаружены при проведении регулярного технического осмотра.
  2. Все детали нужно выбирать только от надежных производителей, которые прошли процедуру сертификации.
  3. Тюнинг можно делать только в том случае, когда все элементы системы находятся в исправном состоянии.

В интернете есть много видео, как улучшить тормоза на КАМАЗе. Обычно в качестве примера используют модель 5511. Улучшение тормозов лучше всего доверить профессионалам, так как при самостоятельной регулировке есть шанс совсем испортить систему.

Если в автомобили тормоз работает плохо, то стоит для начала проверить все ли вспомогательные системы работают должным образом, и только после этого после этого разбираться в тормозном механизме.

КАМАЗ — это достаточно большая машина, а значит тормоза у нее должны работать на все 100%. Советуем вам не пытаться самостоятельно улучшить машину.

Как снять тормозной барабан

Перед проведением этой процедуры следует надеть защиту, например маску или очки.

Для того чтобы снять тормозной барабан, нужно сделать следующее:

  1. Установить транспортное средство на специальную платформу.
  2. Заглушить двигатель и поднять ручной тормоз.
  3. Ослабить натяжение болтов.
  4. Взявшись за баллонный ключ, прокрутить каждую гайку на 1 оборот против часовой стрелки.
  5. Поднять КАМАЗ при помощи специального устройства.
  6. Открутить болты и снять колесо.
  7. Используя баллонный ключ, снять все ослабленные колесные гайки.
  8. Снять колпак и убрать в него все открученные крепежные элементы.
  9. Снять колесо с направляющих.
  10. Ослабить колодки, отвернув винт регулятора, который расположен на внешней стороне барабанной части.
  11. Повернуть барабан так, чтобы отверстие совпало с винтом регулятора.
  12. Винт регулятора повернуть до упора по часовой стрелке.
  13. Снять барабан.
  14. Используя отвертку, снять винты, которые удерживают данный механизм на колесе.
  15. Подтянуть барабан на себя при помощи специального съемника.
  16. Завести отвертку под фланец барабанного механизма.
  17. Слегка ударить по рычагу, отвертке или по самому барабану.

Как отрегулировать

Для регулировки тормозов на КАМАЗе нужно:

  1. Проверить перемещение тормозного рычага. Он должен свободно перемещаться и возвращаться в исходное положение.
  2. Совместить отверстия корпуса рукоятки и вилки штока механизма при помощи вращения червяка.
  3. Надавить на управляющий блок до упора в направлении его вращения.
  4. При помощи болтов и гаек соединить кронштейн фиксирующего типа с управляющим блоком рукоятки. Положение блока должно оставаться прежним.
  5. Вращая червяк, развести тормоза до соприкосновения колодок с барабанным механизмом.
  6. Повернуть червяк в противоположную сторону на ¾ оборота. Зубчатая муфта должна работать, а момент поворота червяка должен быть не менее 42 Нм.
  7. Проверить работоспособность рукоятки. Для этого нужно растормозить транспортное средство на месте, нажимая на педаль до упора.
  8. Проверить исправность штока. Он должен перемещаться без заедания.
  9. Отрегулировать ход штока в соответствии с требуемым зазором, вращая червяк.
  10. Проверить равномерность вращения барабанного механизма.

Через 2-6 км пробега осмотреть механизм на нагрев барабанного устройства. Температура не должна превышать +60…+80°С.

Источник: cargo-expres.ru

Рейтинг
Загрузка ...