Как правильно поставить поршневые кольца на КАМАЗ евро 3

Сборка двигателя КАМАЗ

Коленчатый вал перед установкой в блок цилиндров балансируется динамически относительно оси крайних коренных шеек на балансировочной машине. Перед балансировкой на каждую шейку устанавливается груз массой (8525±1) г. Центры тяжести грузов должны совпадать с осями шатунных шеек. Допустимая несбалансированность не должна превышать 80 г. Дисбаланс устраняется удалением металла сверлением в противовесах, изготовленных за одно целое с валом.

  • Непосредственно перед установкой коленчатого вала смажьте поверхность вкладышей коренных подшипников и коренные шейки вала чистым дизельным маслом.
  • Установите упорные полукольца вала в выточку последней коренной опоры так, чтобы стороны с канавками прилегали к упорным торцам вала. Болты крепления крышек коренных подшипников предварительно затягиваются со стороны правого, а затем со стороны левого рядов цилиндров с моментом затяжки 90— 120 Н*м, а затем окончательно — с моментом затяжки 210— 235 Н*м.

Сборка и установка газораспределительного механизма

Перед установкой в блок цилиндров распределительный вал собирается с корпусом заднего подшипника и распределительной шестерней. Перед сборкой с корпусом подшипника опорная шейка вала и втулка корпуса протираются салфеткой и смазываются чистым дизельным маслом. Шестерня после предварительного нагрева до температуры (100+-10) °С напрессовывается на шейку вала до упора. Зазор между шестерней и корпусом подшипника должен быть 0,25—0,30 мм.

Как правильно установить поршневые кольца

Газораспределительный вал

Рис. 64. Распределительный вал в сборе:

1 — распределительный вал; 2 — корпус подшипника; 3 — распределительная шестерня; 4 — шпонка; 5 — подшипник

Перед установкой распределительного вала в блок цилиндров внутренняя поверхность опорных втулок и опорные шейки распределительного вала смазываются чистым дизельным маслом. Распределительный вал устанавливается аккуратно без повреждения рабочих поверхностей втулок.

Установка деталей газораспределительного механизма, передающих усилия от распределительного вала к коромыслам. Направляющие толкателей в комплекте с толкателями устанавливаются на штифты блока цилиндров и крепятся к блоку болтами. Болты затягиваются моментом затяжки 70—90 Н*м.

Штанги перед установкой в блок цилиндров протираются, а наконечники смазываются чистым дизельным маслом. Стойка с коромыслами клапанов в сборе должна легко без ударов войти на установочные штифты и шпильки. Коромысла клапанов устанавливаются так, чтобы сфера регулировочного винта была совмещена с наконечником штанги. Регулировочные винты должны быть ввернуты в коромысло до упора.

Установка распределительных шестерен за задний торец блока цилиндров

становка распределительных шестерен на задний торец блока цилиндров

Распределительные шестерни устанавливаются по меткам, как показано на рис. 3.

Установка поршневых колец Камаз евро 3

Затяжка болтов, крепящих ось ведущей шестерни привода распределительного вала к блоку, производится в 2 приема (предварительно и окончательно) моментом затяжки 50—60 Н*м.

Болт крепления роликоподшипника ведущей шестерни распределительного вала затягивается моментом затяжки 90—100 Н*м.

Окружной зазор в зацеплении шестерен газораспределительного механизма при рабочем положении двигателя составляет 0,1—0,3 мм. Замер производится щупом в 3 точках.

Размещение и установка шестерен привода агрегатов

Рис. 3. Размещение и установка шестерен привода агрегатов:

а — размещение распределительных шестерен в задней части двигателя; б — схема установки распределительных шестерен по меткам; 1 — болт М12Х1 крепления роликоподшипника; 2, 21 — промежуточные шестерни; 3 — болт; 4, 17 — шайбы; 5 — манжета; 6 — корпус заднего подшипника; 7 — прокладка; 8 — сухарь; 9 — вал шестерни привода топливного насоса высокого давления; 10 — шпонка; 11, 15 — шарикоподшипники; 12 — шестерня привода топливного насоса высокого давления; 13 — распределительный вал в сборе с шестерней; 14 — упорная шайба; 16 — ось; 18 — болт М10Х1; 19 — конический двухрядный роликоподшипник; 20 — шпонка; 22 — упорное кольцо; 23 — стопорное кольцо; 24 — ведущая шестерня коленчатого вала

Установка цилиндро-поршневой группы в блок цилиндров.

Установка гильз цилиндров в блок.

Перед установкой гильз цилиндров в блок на фаски наносится смазка типа ЦИАТИМ. Гильзы цилиндров вставляются в блок усилием руки осторожно, не допуская срезания выступающих из канавок уплотнительных колец. На верхнем торце каждой гильзы со стороны, обращенной к вентилятору, наносится номер цилиндра.

Подготовка и установка поршней в гильзы цилиндров в сборе с кольцами, пальцами и шатунами.

Поршень с пальцем и шатуном, показанный на рис. 4, собирается после нагрева поршня до температуры 80…100°С. Отверстия в шатуне под пальцем и сам палец предварительно обильно смазываются дизельным маслом. Палец устанавливается усилием большого пальца руки. Запрессовка пальца в поршень не допускается. Выточки на поршне и пазы под усы вкладышей на шатуне располагаются в одну сторону.

Поршневые пальцы от осевого перемещения надежно фиксируются стопорными кольцами.

Поршневые кольца перед постановкой на поршень должны иметь определенные размеры. Зазор поршневых колец замеряется в калибре диаметром 120+0,03 мм. Размеры зазоров поршневых колец и допустимые зазоры в замках указаны в табл. 1

Рис. 4. Установка поршня с шатуном в сборе в гильзу цилиндров:

а — поршень с шатуном в сборе: А — выемки для клапанов; Б — уступ (выемка) для захода усика вкладыша; б — установка поршня с шатуном и кольцами в сборе в гильзу с помощью приспособления: 1 — поршень; 2 — обойма приспособления И-801.00.001; 3 — гильза цилиндров.

Компрессионные и маслосъемные кольца устанавливаются с помощью плунжерного расширителя маслосъемных колец. Он вставляется в канавку поршня и кольцо надевается так, чтобы стык расширителя находился под углом 180° к замку кольца. После этого устанавливаются компрессионное кольцо, покрытое молибденом, и компрессионное кольцо, покрытое хромом.

Замки смежных колец разводятся в разные стороны.

Подбор поршня производится по расстоянию от образующей шатунной шейки коленчатого вала в верхнем ее положении до упорного бурта гильзы таким образом, чтобы выход днища поршня над упорным буртом гильзы цилиндров находился в пределах 0,6—0,7 мм, как показано на рис. 5.

Размеры зазоров поршневых колец и допустимые зазоры в замках, мм

ПараметрыЗазор после восстановленияДопустимый зазор
Замок в компрессионных поршневых кольцах0,4—0,60,8
Замок в маслосъемных поршневых кольцах0,30—0,450,7
Торцовый зазор верхнего компрессионного кольца0,12—0,170,22
Торцовый зазор нижнего компрессионного кольца0,09—0,140,19
Торцовый зазор маслосъемного кольца0,07—0,110,2
Зазор в сопряжении поршень — гильза (при замере на расстоянии 0,119—0,162 мм от днища поршня)0,12—0,160,22

Рис. 5. Выход днища поршня над упорным буртиком гильзы цилиндров и установка уплотнений гильзы и головки в блоке:

а — величина выхода днища поршня над упорным буртиком гильзы цилиндров; б — уплотнения гильзы и головки цилиндров в блоке; I — поршень; 2 — опорный бурт гильзы цилиндров; 3 — уплотнительное кольцо головки цилиндров; 4 — уплотнительное кольцо гильзы цилиндров; 5 — головка цилиндров; 6 — прокладка головки цилиндра; 7 — блок цилиндров; 8 — уплотнительное кольцо нижней части опорного бурта гильзы цилиндров; 9 — гильза цилиндров

Рис. 6. Подбор поршня для установки его в цилиндр по расстоянию от шейки коленчатого вала до верхнего края гильзы цилиндров:

А — расстояние от шейки коленчатого вала до верхнего края гильзы цилиндров; Б — расстояние от оси пальца до плоскости выхода поршня из цилиндра; 1 — шейка коленчатого вала; 2 — гильза цилиндров; 3 — поршень

Методика производства измерений расстояния от образующей шатунной шейки коленчатого вала в верхнем ее положении до уплотнительного бурта гильзы цилиндров показана на рис. 68, а данные для подбора поршня по гильзе представлены в табл. 33. После подбора поршней на заводе-изготовителе индексы варианта поршня 10, 20, 30 и 40 наносятся на днище поршня и на нерабочем выступе торца гильзы.

При сборке цилиндро-поршневой группы необходимо подбирать поршни по гильзам таким образом, чтобы индексы у них были одинаковыми.

Схема нумерации цилиндров и порядок работы двигателя

Рис. 7. Схема нумерации цилиндров и порядок работы двигателя

При установке поршня в гильзу выточки под клапаны на поршне должны быть смещены ближе к оси коленчатого вала.

Суммарный зазор между торцами между нижних головок шатунов и щеками коленчатого вала должен быть не менее 0,15 мм.

Индекс варианта исполнения поршняРасстояние от образующей шатунной шейки до упорного бурта гильзы цилиндров, ммРасстояние от плоскости разъема до центра кольца, мм
10260,12—260,2475,67—75,71
20260,24—260,3575,78—75,82
30260,35—260,4675,89—75,93
40260,46—260,5776,00—76,04

Спаренность крышек с шатунами проверяется по меткам завода-изготовителя. На крышках шатунов выбивается порядковый номер цилиндра.

Комплекты шатунов с поршнями и кольцами в сборе устанавливаются на двигатель в соответствии с номерами цилиндров, выбитыми на крышке шатуна. Нумерация цилиндров двигателя показана на рис. 69.

Затяжка болтов крепления крышек шатунов производится удлинением болтов на 0,25—0,27 мм.

Сборка и установка головок цилиндров.

Стержни клапанов перед сборкой графитизируются, рабочие поверхности направляющих втулок клапанов и стержни клапанов смазываются чистым дизельным маслом. Посадка клапанов на седла должна быть герметичной. Проверка герметичности производится сухим воздухом при давлении 0,15 МПа. Допустимая утечка воздуха не должна превышать 3,6 см3/мин. Клапаны должны быть надежно зафиксированы сухарями.

Головка цилиндров перед установкой тщательно обдувается сжатым воздухом от компрессора. Стыки головки цилиндра и гильзы, головки и блока уплотняются прокладками, показанными на рис. 67, б. Кольца уплотнительного газового стыка после установки в головку обжимаются усилием 4500 Н. Выход (выступ) плоскости кольца из головки после обжатия не должен превышать 0,08 мм. Забоины и заусенцы на выступах не допускаются.

Рис. 8. Выход днища поршня над упорным буртиком гильзы цилиндров и установка уплотнений гильзы и головки в блоке:

Читайте также:  КАМАЗ 4528 размер кузова

а — величина выхода днища поршня над упорным буртиком гильзы цилиндров; б — уплотнения гильзы и головки цилиндров в блоке; I — поршень; 2 — опорный бурт гильзы цилиндров; 3 — уплотнительное кольцо головки цилиндров; 4 — уплотнительное кольцо гильзы цилиндров; 5 — головка цилиндров; 6 — прокладка головки цилиндра; 7 — блок цилиндров; 8 — уплотнительное кольцо нижней части опорного бурта гильзы цилиндров; 9 — гильза цилиндров.

Перед установкой головок цилиндров на блок цилиндров плоскости их сопряжений, а также прокладки обдуваются сжатым воздухом. Резиновые уплотнительные кольца головок цилиндров устанавливаются плоской стороной к блоку цилиндров. Каждая головка цилиндра должна свободно, без ударов, устанавливаться на штифты.

Резьба болтов крепления головки цилиндров смазывается тонким слоем графитовой смазки. Затяжка 6олтое производится равномерно, в 3 приема, чтобы исключить возможные перекосы головок. Моменты затяжки должны быть при 1-м приеме 40—50 Н*м; при 2-м приеме 120—150 Н*м, при 3-м приеме — 190—210 Н*м (рис. 70).

Топливный насос высокого давления (ТНВД) устанавливается в развале блока цилиндров на специальные поверхности.

Последовательность затяжка болтов головки блока

Рис. 9. Затяжка болтов головки блока:

1—2—3—4 — последовательность затяжки

Болты равномерно затягиваются в 2 приема в последовательности, указанной на рис. 71, а. Момент затяжки болтов при установке ТНВД составляет 40—80 Н*м.

Для установки ТНВД проворачивается коленчатый вал до такого положения, при котором фиксатор, расположенный на картере маховика, войдет в паз на маховике. При этом метка на заднем фланце ведущей полумуфты должна находиться сверху, что обеспечивает положение поршня первого цилиндра в конце такта сжатия. После этого устанавливается ТНВД. Для этого метки на корпусе насоса и муфте опережения впрыска совмещаются, как показано на рис. 71, б и корпус насоса закрепляется.

Вал ведомой шестерни привода топливного насоса собирается с подшипником и шестерней. В задний торец вала запрессовывается сухарь привода датчика электротахометра на глубину (7±0,2) мм. При напрессовке шестерни и подшипников на вал передача усилий через шарики не допускается. При установке собранного вала на двигатель метка на ведомой шестерне привода топливного насоса совмещается с меткой на шестерне распределительного вала, как показано на рис. 65, после чего в переднюю опору запрессовывается подшипник и устанавливается корпус заднего подшипника.

После установки топливного насоса затягиваются стяжные болты переднего фланца полумуфты ТНВД, подсоединяются масляные трубопроводы, устанавливаются форсунки, после чего подсоединяются топливопроводы низкого и высокого давления, производится окончательная регулировка впрыска топлива, устанавливается рукоятка фиксатора в мелкий паз на корпусе фиксатора для закрепления муфты на валу.

Клапанный механизм собирается и регулируется после притирки и контроля клапанов в клапанных гнездах. Регулировка клапанов производится при четырех положениях коленчатого вала. Первое положение коленчатого вала определяется относительно начала впрыска топлива в первом цилиндре. Последующие положения коленчатого вала определяются его поворотом на угол, указанный в табл. 34.

При каждом положении регулируются зазоры клапанов одновременно двух цилиндров в порядке работы: 1—5—4—2—6—3—7—8.

Установка топливного насоса высокого давления (ТНВД) на двигателе

а — порядок затяжки болтов крепления ТНВД; б — установка муфты ТНВД на впрыск топлива в первый цилиндр двигателя; I, III, IV, II — последовательность затяжки болтов крепления ТНВД при установке его на двигатель; 1 — корпус ТНВД; 2 — муфта опережения впрыска топлива; 3 — диск вала привода ТНВД с гребенкой; 4 — вал привода муфты опережения впрыска топлива; 5 — крышка; 6 — метки гребенки на диске вала привода ТНВД; 7 — метка на корпусе муфты опережения впрыска; 8 — метка на корпусе ТНВД; 9, 12, 13, 15 — болты крепления ТНВД; 10 — секция подачи топлива к форсункам; 11 — направление порядка затяжки болтов крепления ТНВД; 14 — динамометрический ключ для затяжки болтов

Источник: remont-kama.ru

Как правильно устанавливать комплект с наборными маслосъемными кольцами на поршень

Столкнулся с тем, что нет нормального мануала по установке комплекта с наборными маслосъемными кольцами. Решил поделиться и заодно сохранить у себя в блоге частично информацию из этой записи . Свои фотографии не делал, т.к. и здесь все подробно описано, да и кольца у меня такого же производителя.
И так, приступим к копированию контекста)))

«…Далее нужно одеть кольца.

Кольца взял типа SM, сейчас они называются NPREurope. Маслосъемные кольца у них наборные.

На вид кольца очень высокого качества. Верхнее чем то покрыто. С торца же покрыто хромом, как и положено. Второе кольцо чугунное.

Проверяем зазор в замках внутри цилиндров.

Что бы проверить зазор, нужен плоский щуп. Вставляем кольцо в цилиндр и выравниваем его засовывая поршень в цилиндр до середины юбки. Кольцо должно стоять ровно, плотно к цилиндру. Если есть просветы между кольцом и стенкой гильзы, то такие кольца в мусор, если конечно заведомо известно что цилиндр не яйцом. С наборными же маслосъемными просветы будут, так как они должны распираться сепаратором.

Зазор в замках нормальный. Около 0,45мм компрессионные, и 0,35мм наборные маслосъемные. В предыдущей записи я писал что зазор в маслосъемных очень маленький и их нужно подпилить, но это не так =). Расжав кольцо к гильзе зазор стал около 0,35. В сборе это делает сепаратор.

Так что все ок.

Теперь непосредственно одеваем на поршня. Начинать нужно с сепаратора, а затем тонкие маслосъемные. И уже потом второе компрессионное и затем первое компрессионное.
Но прежде нужно сделать следующее.
Очень важный момент! Который почему то почти ни где не описывают. Не в мануалах, не с инструкцией к кольцам.
Что бы масло мотор не расходовал с наборными кольцами, необходимо что бы кольца правильно работали их нужно правильно сориентировать на поршнях.
Постараюсь объяснить доступно =)

Нужно взять в руки «лапшу» и сжать, состыковав замок. Вот так.

Прогибаются такие кольца только в одну сторону, такая у них особенность конструкции.

Далее, нужно пометить одну из сторон, например маркером. Я помечал выпуклую сторону на всех маслосъхемных кольцах.
Относительно поршня кольца должно быть сориентированы таким образом

Для чего это нужно?
Сейчас попробую объяснить.
При ходе поршня вверх, верхнее наборное кольцо изгибается и не плотно прилегает к цилиндру, пропуская оставшееся масло на цилиндре к нижнему наборному кольцу. Нижнее же наборное кольцо при этом (при ходе поршня вверх) выпрямляется и соскребает масло со стенок в канавку поршня с отверстиями для дренажа масла в картер. При ходе поршня в низ, все происходит с точностью да наоборот.

Вот схематично накидал картинку для наглядности.

Если кольца установить не правильно, то возможно будет расход масла выше нормы. Так как кольца будут соскребать масло не в дренажные отверстия а в сторону камеры сгорания, либо в сторону юбки.

После того как кольца наборные установлены, устанавливаются вторые компрессионные кольца. Они чугунные, очень хрупкие, сильно разжимать нельзя — лопнут. Оно работает как компрессионное и частично как маслосъемное. Для этого у них бывает либо выточка, либо срез торца под углом. Так же обязательно присутствует надпись «ВВЕРХ» или «ТОР».

Ее нужно ориентировать к днищу поршня, в сторону к камере сгорания. Для проверки можно еще ориентироваться на выточки. Если выточка внутренняя (по внутреннему диаметру кольца), то такой выточкой кольцо должно смотреть в сторону камеры сгорания, если выточка по наружному диаметру — то такой стороной ориентируем в сторону картера.

Верхнее кольцо стальное, я ставлю надписями вверх (обычно пишут че нить на кольцах), хотя разницы особой нет.

После того как кольца одеты, их нужно развернуть относительно друг друга на 180 градусов. Но не как попало.
Маслосъеные наборные относительно замков друг друга на 180гр, а относительно замка сепаратора на 90гр.
Замки всех колец нельзя ориентировать в сторону холодильника ( в сторону пальца).

Источник: www.drive2.ru

Замена поршневых колец двигателя КАМАЗ

Замена поршневых колец двигателя КАМАЗ

Поршневые кольца герметизируют камеру сгорания, регулируют расход смазки и улучшают теплопередачу через стенку цилиндра. Повышение расхода моторного масла может сигнализировать об износе, появлении трещин и задиров на поршневых кольцах, рабочих поверхностях цилиндров, о залегании поршневых колец в пазах поршня.

Также износ поршневой группы провоцирует выброс из системы охлаждения антифриза. В этих случаях целесообразно заменить поршневые кольца двигателя КАМАЗ или всю поршневую группу в целом. Завод изготовитель настоятельно советует применять исключительно сертифицированные комплектующие. Ведь мощность двигателя грузового автомобиля приличная, а в многочисленных контрафактных комплектующих не выдерживается требуемый состав стали.

Разборка двигателя на стенде

Демонтируем двигатель с КАМАЗа. Перед установкой на стенд снимаем вентилятор, полнопоточный фильтр для очистки масла, выпускные коллекторы с патрубками, стартер и кронштейны передних опор. Для установки двигателя КАМАЗ на стенд в трубопроводные отверстия предпускового подогревателя блока цилиндров устанавливаем и закрепляем кронштейны, после этого вворачиваем «пальцы» до упора. Мотор на стенде поворачивается вокруг горизонтальной оси вращением рукоятки червячного редуктора. Для поворота двигателя КАМАЗ вокруг вертикальной оси необходимо нажать на специальную педаль.

Разборка двигателя на автомобиле

  1. Замена поршневых колец также может производиться без демонтажа двигателя. В этом случае работы выполняются на подъёмнике, или смотровой яме.
  2. Сначала надо поднять кабину КАМАЗа.
  3. Затем моторное масло и охлаждающую жидкость слить с двигателя.
  4. Приступаем к демонтажу головки блока цилиндров. Потребуется снять поддон, поочерёдно раскрутить шатуны (чтобы нижние части не перепутать) и вытянуть блок вместе с поршнями вверх.
  5. Извлекаем из бобышек поршня стопорные кольца.
  6. Выпрессовываем поршневые пальцы.
  7. Теперь можно извлечь гильзы. Чтобы не повредить блок цилиндров, выбивать гильзы не рекомендуется даже самыми мягкими выколотками. Их надо выпрессовывать специальным съёмником. Плашку съёмника фиксируют на нижнем торце гильзы. Затем аккуратно прокручивают резьбовой винт до полного выхода гильзы. Вместе со съёмником гильзу извлекают вверх.
  8. Разобрав двигатель, желательно заменить коренные вкладыши на коленвале.

Подготовка комплектующих

Поршневые кольца, гильзы и сами поршни поставляются в смазке. Поэтому перед их установкой детали промывают в дизельном топливе.

Не стоит торопиться запрессовывать новые гильзы. Их ещё требуется подобрать к конкретному блоку цилиндров. Торец гильзы должен чуть-чуть возвышаться над плоскостью блока. Также надо следить, чтобы установленная гильза (без уплотнительных колец) свободно проворачивалась в блоке.

Читайте также:  Как научиться работать на КАМАЗе

Источник: www.autoshcool.ru

Как правильно поставить кольца поршня КАМАЗ

При использовании поршней максимальной высоты следует проверить зазор между поршнями и при необходимости подрезать поршни.

Ремонтный комплект 7403.1000128-06 включает поршневую группу 40, арт. 7.12094A210-40, гильзу цилиндра K000918292, поршневой палец 12094-50972 или 740.30-1004020, комплект поршневых колец 740.1000106-02.

В ремонтном комплекте 7403.1000128-05 используется поршень группы 10, арт. 7.12094A210-10.

Рис. 1 Внешний вид поршней 7.12094A201 и 7.12094A210.

Рис. 2 Обозначение поршня 7.12094A201 и обозначение поршневого пальца группы 10.

На фотографиях на рисунках 1 и 2 показан поршень 12094A201 группы 10. Маркировка

маркировка на дне была сделана перфорацией, а цифра 4 после запятой указывает на порядковый номер последнего изменения, внесенного в конструкцию. Размерная группа поршня по высоте указана в нижней строке.

На рисунке 3 показана маркировка поршневого пальца 12094-50972

в конце. Комплект поршневых колец производства ООО «Федерал Могул Набережные Челны» 740.1000106-02 состоит из верхнего компрессионного кольца К 00 559 946 1 с износостойким хромокерамическим покрытием рис. 4, нижнего компрессионного кольца К 00 560 541 1 с износостойким хромовым покрытием рис. 5 и маслосъемного кольца К 03 560 609 0 с износостойким хромовым покрытием рис. 6. Кольца геометрически взаимозаменяемы с кольцами конструкции КАМАЗ.

Рис. 3 Верхнее компрессионное кольцо, обозначенное GOE 6 и TOP (верхнее) с разных сторон замка, обозначенного желтым цветом.

Рис. 4 Нижнее компрессионное кольцо с маркировкой GOE C и TOP (верхнее) с одной стороны замка с синей маркировкой.

Рис. 5 Уплотнительное кольцо, обозначение GOE C.

Гильза цилиндра К000918292 рис. 7 геометрически взаимозаменяема с гильзой КАМАЗ, отличается маркой чугуна и параметрами микропрофиля рабочей поверхности. Маркировка товарных знаков КАМАЗ и GOE, обозначение детали и дата изготовления нанесены на нижнюю направляющую рукоятку электрохимическим методом.

Рис. 6 Фотография вставки, маркировка на нижней направляющей полосе.

Проставочные детали производства ФГУП «Набережные Челны» отличаются высокой точностью и стабильностью размеров, что гарантирует высокие эксплуатационные характеристики двигателей КАМАЗ и подтверждено длительными испытаниями двигателей.

Установка поршней и колец дизеля 740 КАМАЗ

На поршень устанавливаются два компрессионных кольца и одно сбрасывающее кольцо.

Компрессионные кольца предназначены для предотвращения выхода газов в картер во время сжатия и расширения. Они также передают тепло от поршня к цилиндру.

Маслосъемное кольцо служит для удаления излишков масла из отверстия цилиндра и предотвращает его попадание в камеру сгорания.

Открутите четыре болта крепления головки (рис. 1) и снимите головки цилиндров.

С помощью головки 13 открутите гайки масляного поддона, снимите масляный поддон двигателя и прокладку масляного поддона. Если поддон «липкий», проведите им по деревянной прокладке.

Используя гаечный ключ на 13 и 17, снимите масляный насос.

Ослабьте гайки на болтах шатунов и снимите крышки шатунов (Рисунок 4).

Когда гайка будет затянута, слегка постучите по ней молотком. Снимите поддон шатунного подшипника с крышки.

Вдавите поршень в цилиндр до самого дна, затем поднимите его с помощью шатуна.

Вытащите поддон подшипника шатуна из шатуна.

При извлечении поршня и шатуна из цилиндра соблюдайте осторожность, чтобы не повредить поверхность цилиндра.

Проверьте насечки на шатуне и крышке шатуна. Если метки не видны, пометьте шток и крышку номером цилиндра.

Таким же образом извлеките оставшиеся поршни и шатуны.

Используйте расширитель плунжера для снятия поршневых колец.

Снимите стопорные кольца с обеих сторон поршня.

Прогрейте поршень в масляной ванне и извлеките поршневой палец из шатуна, отметив положение шатуна относительно поршня.

Таким же образом снимите оставшиеся поршни с шатунов.

После разборки промойте все детали в бензине. Очистите поршни от нагара. Очистите канавки поршневых колец старым поршневым кольцом или обрезками колец.

Убедитесь, что поршень выступает над уплотнительной поверхностью втулки на 0,5-0,7 мм, чтобы уменьшить зазор в поршне при сборке двигателя путем выбора варианта поршня. Индекс варианта поршня (10, 20, 30, 40) нанесен на днище поршня, а также на нерабочей поверхности втулки.

Свободный диаметр поршневого кольца больше диаметра цилиндра, поэтому при установке оно прижимается к стенке цилиндра. Кольцо образует лабиринтное уплотнение в канавке поршня с небольшим зазором.

Газы, попадающие в этот лабиринт из верхней части поршня, снижают свое давление и скорость и прижимают кольцо к стенке цилиндра.

Выемка в кольце называется замком. Когда кольцо находится в работе, в блокировке всегда должен быть зазор, чтобы кольцо не заклинило под воздействием тепла.

Установка зазора при установке поршня в цилиндр составляет от 0,4 до 0,8 мм для компрессионных колец и от 0,3 до 0,7 мм для колец вкладышей.

Высота колец также устанавливается с минимальным зазором, что позволяет кольцам свободно пружинить в канавках на поршне. Торцевой зазор на верхнем компрессионном кольце немного больше, чем на нижнем.

Компрессионные кольца имеют трапециевидное сечение. Верхнее компрессионное кольцо имеет хромированную (зеркальную) рабочую поверхность, а нижнее компрессионное кольцо — молибденовое и имеет матовую поверхность.

Во время хода поршня кольца прижимаются к верхней и нижней поверхностям канавок и обеспечивают необходимое уплотнение, предотвращая выход газов в картер через канавки.

Это позволяет компрессионным кольцам выдавливать масло, снимаемое ими со стенок цилиндра, в камеру сгорания: когда поршень движется вниз, масло собирается в зазоре между кольцом и нижней плоскостью канавки, а когда движется вверх, масло выдавливается в зазор между кольцом и верхней плоскостью канавки.

Вакуум в цилиндре во время такта впуска также вносит свой вклад.

Увеличение торцевого зазора на стыке кольца и канавки увеличивает количество масла, нагнетаемого в камеру сгорания за счет насосного действия колец, что приводит к резкому увеличению расхода масла. Поэтому торцевой зазор следует проверять после установки колец на поршень.

Прокладочное кольцо предварительно собирается; оно состоит из чугунного кольца коробчатого сечения с хромированной поверхностью износа и намотанной пружины расширения. Хромирование колец повышает их износостойкость.

Нижняя канавка ленты износа перфорирована по окружности поршня для отвода масла, соскобленного с поверхности цилиндра.

Поршень и шатун соединены плавающим полым поршневым пальцем, осевое перемещение которого в поршне ограничивается двумя стопорными кольцами.

Шатуны стальные I-образного сечения. Нижняя часть головы расколота.

Для достижения правильной посадки подшипника нижняя головка стержня обрабатывается в крышке, поэтому крышки не взаимозаменяемы.

Головки и крышки шатунов имеют маркировку, соответствующую трехзначным номерам деталей. Номер цилиндра также выбит на гайке штока.

Подшипники скольжения в головке стержня — биметаллические втулки скольжения с бронзовым слоем; в головке стержня — съемные, заменяемые подшипниковые полупанели.

Крепления крышки шатуна прикручиваются к двум гайкам, которые запрессованы в боковые заслонки нижней головки шатуна.

Болты и гайки шатуна не имеют специальной защиты от самоотвинчивания.

Это связано с тем, что болты шатуна автоматически предохраняются от самопроизвольного ослабления за счет трения в резьбе при условии соблюдения требований к затяжке гаек болтов шатуна.

Болты шатуна могут быть повреждены из-за недостаточной или чрезмерной затяжки. Болты должны быть затянуты до удлинения 0,25-0,27 мм.

Установка колец, поршней и втулок в дизельный двигатель 740 КАМАЗ

Установка гильз цилиндров в блок

Перед установкой втулки в блок нанесите на фазы смазку ЦИАТИМ. Гильзы цилиндров вставляются аккуратно вручную, чтобы не срезать выступающие из канавок уплотнительные кольца.

Поршень, поршневой палец и шатун устанавливаются после нагрева поршня до 80÷100˚C.

Отверстия в шатуне и пальце предварительно смазываются дизельным маслом. Штифт устанавливается с помощью давления большого пальца ладони. Запрещается вдавливать штифт с помощью инструмента.

Выемки поршня и канавки головки шатуна должны быть направлены в одну сторону (рис. 16). Поршневые пальцы фиксируются стопорными кольцами.

Выберите поршень в соответствии с расстоянием от шатуна в его верхнем положении до упорного фланца гильзы так, чтобы выход днища поршня над упорным фланцем гильзы цилиндра был в пределах 0,6 ÷ 0,7 мм, рис. 17.

Метод измерения расстояния от кривошипа в его верхнем положении до уплотнительного рычага гильзы цилиндра показан на рис. 18. Данные по посадке гильзы поршня приведены в таблице 1.

Когда поршни подбираются на заводе, коды вариантов поршней 10, 20, 30, 40 выбиваются на днище поршня и на нерабочем плече гильзы цилиндра.

Поршни и цилиндры с одинаковым клеймом должны быть подобраны при сборке.

При сборке поршня в гильзе выемки клапана на поршне должны быть выровнены ближе к оси коленчатого вала.

Общий зазор между торцами нижних концов шатунов и шейками коленчатого вала (осевой зазор) должен быть не менее 0,15 мм.

Поршневые кольца должны иметь тепловой зазор перед установкой на поршень. Зазор между поршневыми кольцами измеряется с помощью калибра 120 +0,03 мм.

Размеры зазоров указаны в таблице.

Установите поршневые кольца вместе с расширителем поршня (если имеется).

Внутреннее кольцо вставляется в канавку поршня, и кольцо устанавливается так, чтобы узел расширителя находился под углом 180˚ к замку кольца.

Затем устанавливаются компрессионные кольца. Сначала вставляется молибденовое кольцо, затем хромовое. Смежные кольцевые уплотнения должны располагаться в противоположных направлениях.

Как правильно поставить поршневые кольца КАМАЗ

Установка поршневых колец КАМАЗ.

Замена поршневых колец КАМАЗ

Установка поршневых колец — Motorservice Group

Как правильно установить кольца на поршень, чтобы двигатель не тратил масло.

Установка поршневых колец КАМАЗ Евро 3

Как установить поршень на шатун автомобиля КАМАЗ 740.62

Кольцо из фторопласта КАМАЗ

Как установить вкладыши в блок КАМАЗа!

Установка головки блока цилиндров КАМАЗ 740-62. Регулировка клапанов.

Как установить кольца на поршень.

Компрессионные кольца (рис. Поршень с кольцами, в сборе с картером) изготовлены из высокопрочного, а скребок из серого чугуна. На двигателе 740.11 форма поперечного сечения компрессионных колец трапециевидная — при сборке скошенный конец с маркировкой «top» должен находиться со стороны днища поршня. На двигателях 740.13 и 740.14 верхнее компрессионное кольцо имеет двустороннее трапециевидное сечение с выемкой на верхней поверхности, которая должна находиться со стороны днища поршня.

Поршень с шатуном и кольцами в сборе: 1 — поршень; 2 — скребковое кольцо; 3 — поршневой палец; 4, 5 — компрессионные кольца; 6 — стопорное кольцо.

Читайте также:  Давление в коробке КАМАЗ

Рабочая поверхность верхнего компрессионного кольца 4 покрыта молибденом и имеет бочкообразную форму. Рабочая поверхность второго компрессионного кольца 5 и внутреннего кольца 2 хромирована. Его форма на втором кольце представляет собой конус с уклоном к нижнему концу; это кольцо называют «минутным кольцом» из-за этой характерной особенности. Минутные кольца используются для снижения расхода масла и не допускаются в верхней канавке.

Смазочное кольцо в двигателях КАМАЗ 740.11-240, 740.13-260, 740.14-300

Закрытое маслосъемное кольцо имеет подпружиненный расширитель с переменным расстоянием между выступами и шлифованную внешнюю поверхность. Средняя часть расширителя с меньшим шагом должна находиться в замке кольца при установке на поршень. На моделях двигателей 740.11 высота кольца составляет 5 мм, а на двигателях 740.13 и 740.14 высота кольца составляет 4 мм.

Установка поршневых колец от других двигателей КАМАЗ может привести к повышенному расходу масла.

Чтобы исключить возможность использования не взаимозаменяемых деталей цилиндро-поршневой группы, при проведении ремонтных работ рекомендуется использовать ремонтные комплекты:

7405.1000128-42 — для двигателя 740.11-240;

740.13.1000128 и 740.30-1000128 — для двигателей 740.13-260 и 740.14-300.

Наиболее распространенными в карбюраторных двигателях грузовых автомобилей являются плоскодонные карбюраторы (рис. 3.5, а), которые характеризуются относительной простотой. Днище 5 и уплотнительная часть 6 — это головка поршня, в которой установлены компрессионные и скребковые кольца 3. Количество колец зависит от типа двигателя и частоты вращения коленчатого вала.

Юбка поршня 7, имеющая коническую форму с овальным сечением, служит направляющей для поршня во время его движения в цилиндре. С внутренней стороны он имеет ребра охлаждения и выступы 2 с отверстиями для поршневого пальца 8 (рис. 3.5, б). На некоторых двигателях на одной стороне юбки поршня имеются Т- или U-образные вырезы для предотвращения заклинивания поршня при нагреве.

Рис. 3.5 Поршни: а — карбюраторные двигатели; б — дизельные двигатели КАМАЗ; в — дизельные двигатели ЯМЗ.

Для свободного движения поршня необходим зазор между его юбкой и отверстием цилиндра, который составляет 0,04-0,08 мм при нормальном тепловом режиме (85-90°C) для различных моделей двигателей.

Для предотвращения заедания поршня при нагреве на поверхности поршня вблизи концов поршневого пальца выполняют местные канавки — I-образные охладители (рис. 3.5, а), которые способствуют отводу тепла от поршня и улучшают условия его смазки.

В дизелях КАМАЗ-740 и ЯМЗ-238 с прямым впрыском камера сгорания (рис. 3.5,б-в) расположена в днище поршня, а днище поршня также имеет коническую форму с овальным сечением, но без выемок, что придает ему достаточную прочность. Кроме того, на нижней стороне юбки поршня двигателя КАМАЗ-740 имеются боковые углубления для проникновения противовеса коленчатого вала.

Как правило, поршни изготавливаются из легких алюминиевых сплавов, чтобы уменьшить инерционные силы возвратно-поступательных масс. Для двигателя подбираются поршни с разницей в весе не более 2-8 г.

На днище поршня действуют высокие температуры, поэтому для повышения износостойкости первой поршневой канавки под верхнее поршневое кольцо на двигателях КАМАЗ-740, ЗИЛ-131 и других устанавливается чугунная кольцевая вставка.

Когда поршень пересекает верхнюю мертвую точку, он перемещается вбок от одной стенки цилиндра к другой, что сопровождается стуком. Для устранения этого в двигателях ЗИЛ-131 и других двигателей ось отверстия под поршневой палец смещена на 1,6 мм от плоскости диаметра поршня в правую сторону двигателя (по ходу движения автомобиля).

Поршни в цилиндрах должны быть установлены так, чтобы боковое давление во время рабочего хода испытывала та часть поршня, где нет тепловых зазоров, для этого на днище поршня 4 (рис. 3.5, а) наносится маркировка или стрелка о том, что установка поршня в цилиндре должна быть обращена к передней части двигателя.

Поршневые кольца. Основная функция поршневых колец — уплотнение камеры сгорания и обеспечение герметичности соединения поршень-цилиндр-шатун. Кроме того, во время сгорания смеси большое количество тепла поглощается поршнем и рассеивается поршневыми кольцами.

Поршневое кольцо (рис. 3.6) конструктивно представляет собой плоскую пружину с насечками и прорезью, называемой замком. Замок позволяет зафиксировать кольца на поршне и дает им возможность свободно расширяться по мере нагрева двигателя. Поршневые кольца делятся на компрессионные и гильзовые.

Компрессионные кольца 2 (рис. 3.6, а) подбирают с определенным зазором (0,02-0,07 мм) по высоте к канавке поршня. Когда поршень собран в цилиндре, кольца сжимаются до небольшого зазора в замке и плотно прилегают к поверхности цилиндра, что предотвращает попадание газов в картер двигателя и масла со стенок цилиндра в камеру сгорания.

Сбрасыватель 3 удаляет излишки масла со стенок цилиндров и сливает его в поддон картера.

Поршневые кольца изготавливаются из легированного чугуна, а для двигателей с высокими динамическими нагрузками — из специальной стали.

Верхнее компрессионное кольцо имеет пористое хромированное покрытие для повышения износостойкости, а остальные кольца покрыты тонким слоем олова или молибдена для ускорения обкатки.

Чугунная лента износа 3 отличается от ленты сжатия тем, что имеет прорези 1 для прохода масла. В канавке поршня просверливается один или два ряда отверстий, чтобы впускное кольцо отводило масло в поршень. Многие двигатели оснащены стальными композитными линейными кольцами. Например, двигатель ЗИЛ-131 имеет три компрессионных кольца и композитный очиститель. Составное сбрасывающее кольцо состоит из двух стальных кольцевых дисков 4 и двух разверток: осевой 5 и радиальной 6.

Рис. З.б.Поршневые кольца: а — типы поршневых колец; б — расположение колец на поршне

Двигатель КАМАЗ-740 оснащен двумя компрессионными кольцами и одним сбрасывающим кольцом. Компрессионные кольца имеют трапециевидное сечение. Верхнее кольцо хромированное, а нижнее — молибденовое. Вставка имеет коробчатую форму, расширитель из спиральной пружины и хромированные торцы.

В двигателе ЗИЛ-131 компрессионные кольца в канавках поршня и чугунный вкладыш 8 (рис. 3.6, б) располагают так, чтобы углубления 9 на внутренних поверхностях цилиндрических колец были обращены вверх к днищу поршня. Наружная поверхность нижнего компрессионного кольца 7 имеет небольшую коническую форму с большим основанием, направленным вниз, что способствует лучшему уплотнению соединения поршень-цилиндр.

При установке чугунного контактного кольца замки всех

Когда кольца устанавливаются на поршень, они перемещаются по окружности под углом 90°. При установке стального композитного вкладыша смещаются только храповые замки компрессионных колец на равные угловые интервалы.

W 5 Рисунок 3.7: Шатун — поршневая группа

Поршневой палец. Поршневой палец — это соединение между поршнем и верхней головкой шатуна. Штифты используются для передачи больших усилий и поэтому изготавливаются из легированной или углеродистой стали, закаленной в корпусе или закаленной токами высокой частоты. Поршневой палец 11 (рис.

3.7) представляет собой толстостенную трубку с мелкошлифованной наружной поверхностью, проходящую через верхнюю головку шатуна и упирающуюся своими концами в выступы 1 поршня 2. По способу соединения с шатуном чаще всего применяют плавающие поршневые пальцы, которые свободно вращаются в бочках и гильзе 13, установленной в верхней головке шатуна. Осевое перемещение поршневого пальца ограничивается кольцами 10, расположенными в выемках головок поршня.

Шатун. Он служит для соединения поршня с кривошипом коленчатого вала и обеспечивает передачу усилия от давления газа на поршень к коленчатому валу во время рабочего хода и, наоборот, от коленчатого вала к поршню во время вспомогательных ходов

Шатун (рис. 3.7) штампуется из легированной или углеродистой стали. Он состоит из двутавровой балки 14, верхней головки 12, нижней головки 8 и крышки 7. В шатуне 14 просверлено сквозное отверстие — масляный канал — для положительного смазывания плавающего поршневого пальца, в основном в дизельных двигателях.

Нижняя головка шатуна обычно разделена в плоскости, перпендикулярной оси шатуна. Там, где нижняя головка большая и больше диаметра цилиндра (дизели ЯМЗ), секущая плоскость головки скошена (косой срез), что позволяет шатуну при ремонте подходить к цилиндру за счет уменьшения радиуса окружности, описываемой нижней частью шатуна.

Крышки шатунов изготавливаются из той же стали, что и шатуны, и обрабатываются вместе с нижней головкой, так что ни одна крышка не может быть перенесена с одного шатуна на другой. Шатуны и крышки имеют соответствующую маркировку. Для обеспечения высокой степени точности установки нижних крышек шатунов 7 их крышка крепится болтами 9, которые стягивают гайками 5 и стопорными штифтами 6 или шайбами. В нижней головке шатунный подшипник установлен в виде тонкостенных стальных стаканов 15, которые с внутренней стороны покрыты слоем сплава качения.

От осевого смещения и вращения гильз они удерживаются выступами (язычками) 16, которые входят в пазы в нижней головке и крышке шатуна. В нижней головке шатуна и вкладышах подшипников сделано отверстие 4 для периодического разбрызгивания масла в отверстие цилиндра или распределительного вала (двигатели ЗИЛ-131).

Для лучшей балансировки кривошипно-шатунного механизма разница в весе шатунов не должна превышать 6-8 г. В V — образных двигателях на каждом стержне коленчатого вала находится по два шатуна. Для сборки поршней и шатунов на этих двигателях их необходимо выровнять так, чтобы они находились в правильном положении.

Маркировка в виде трехзначных чисел выбита на крышке и шатуне дизельного двигателя КАМАЗ-740. Кроме того, на крышке шатуна выбит серийный номер цилиндра. Таким образом, метка двигателя ЗИЛ-131 (рис. 3.8) на днище поршня 12 должна быть обращена к передней части двигателя. При этом метка на шатуне для левого ряда цилиндров должна быть направлена в ту же сторону, что и метка на поршне, а метка на ша11 для правого ряда цилиндров должна быть направлена в противоположную сторону от метки на поршне.

Рис. З.Б.Коленчатый вал и маховик двигателя ЗИЛ-131:

1 — кривошип; 2 — кривошип; 3 — маслоотражатель; 4 — упорная шайба; 5 — упорное кольцо; 6 — коренной подшипник; 7 — шатунные пальцы; 8 — кривошип; 9 — кривошип; 10 — канал смазки; 11 — кривошип; 12 — поршень; 13 — сливные отверстия; 14 — масляная гребенка; 15 — масляная канавка; 16 — палец маховика; 17-лопасть; 18-шарикоподшипник; 19-фланец; 20-винт; 21-маховик; 22-резиновое уплотнение; 23-деревянное уплотнение; 24-крышка подшипника; 25-масляный отсек; 26-клапан; 27-клапан; 28-слой трения; 29-регулятор; 30-шестерня; 31-передняя часть коленчатого вала

Источник: topvariator.ru

Рейтинг
Загрузка ...