В России существует много компаний, осуществляющих перевозку пассажиров автобусами. В сферу их деятельности входят городские, пригородные и междугородние перевозки. Имеется возможность совершать на автобусе туристические поездки в другие страны. Законодательство России содержит нормативы, в которых содержатся требования к автобусным пассажирским перевозкам.
Основные моменты :
Законодательной базой, регламентирующей правовую деятельность всех компаний, занимающихся этим бизнесом, является:
2.Приказ Министерства транспорта РФ от 15 января 2014 г. № 7.
3.ФЗ от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ.
4. ФЗ от 15 ноября 1995 г. № 196-ФЗ.
Выполнение этих правил является обязательным для всех юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в этой области.
Правила утверждаются, вводятся в действие, отменяются Министерством транспорта РФ. Оно также обладает правом вносить изменения и дополнять их.
Кто попадает под категорию
В первую очередь должен быть гарантирован профессионализм водителей, осуществляющих перевозку пассажиров наземным путем. Это регулируется законом «О безопасности дорожного движения» .
Пассажирская ГАЗель в Дагестане на тросу увезла двухэтажный автобус
Предъявляются требования и к поведению пассажиров автобуса.
Во время поездки они становятся участниками дорожного движения, и их правильное поведение также обеспечивает безопасность.
Координированность действий транспортных работников и их клиентов, которые являются пассажирами, обеспечивает нормальную перевозку в автобусном транспортном средстве.
Соблюдение правил перевозок гарантирует не только сохранение здоровья и жизни пассажиров, но и отсутствие причинения вреда их имуществу.
Что сказано в законодательной базе
Постановлением Правительства РФ № 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. В частности они определяют правила, которыми следует руководствоваться при пассажирских перевозках автобусом.
Главные требования предъявляются к профессиональным качествам водителя автобуса. Соответствие указанным требованиям контролируется законом «О безопасности дорожного движения». Определены требования, которые относятся к самому транспортному средству – его техническому состоянию.
Новые правила перевозки пассажиров автобусами
Основа закона, определяющего безопасность пассажиров, осуществляющих поездку в автобусе, остается неизменной. Но регулярно в него вносятся изменения и дополнения. Они являются результатами анализа, статистики происшествий с участием пассажирских автобусов и пожеланий пассажиров и водителей.
Изменения и дополнения, вносимые в законодательство, относятся к различным видам маршрута, назначения поездки, правил поведения пассажиров и должностных лиц в этом виде транспортного средства.
Автобус, предназначенный для перевозки пассажиров, должен соответствовать следующим требованиям:
техническое состояние должно быть исправным;
в наличии должен иметься сертификат о соответствии;
путевой талон должен содержать разрешение на осуществление дорожного движения;
соответствие нормам экологии;
в наличии должна иметься аптечка, содержащая необходимый перечень медицинских средств для оказания первой помощи;
должны иметься два огнетушителя, один из которых находится около водителя, а второй – в пассажирском салоне;
в наличии должны иметься противооткатный упор и устройство для открытия доступа к аварийному выходу;
наличие знака аварийной остановки;
в автобусах междугородного сообщения должны иметься отсеки, в которые помещают крупногабаритный багаж;
снаружи должны быть размещены знаки о том, что совершаются рейсовые пассажирские перевозки;
наличие указания маршрута следования;
внутри салона должна иметься хорошо различимая надпись «Запасной выход»;
наличие валидаторов для считывания с карточек информации;
в кабине водителя должны иметься навигатор и видеорегистратор;
правила перевозки должны быть размечены на видном месте.
Водитель автобуса должен обладать способностью концентрации внимания и быстрого принятия решений при наступлении нестандартных ситуаций. Помимо профессиональных качеств предъявляются требования к его самочувствию в день поездки.
Требования к водителю автобуса включают:
наличие в водительском удостоверении необходимой категории;
соблюдение маршрута следования и расписания остановок;
предъявлять инспектору ГИБДД необходимые документы;
при длительных поездках участвовать в грамотном размещении багажа пассажиров в предназначенных для этого отсеках;
следить за необходимым запасом топлива;
около железнодорожных путей при необходимости производить незапланированную остановку;
остановку автобуса для посадки и высадки производить на расстоянии не ближе, чем 50 см от края дороги или тротуара;
объявлять название очередной остановки;
продавать билеты на совершение поездки только во время остановки;
по возможности помогать при посадке пассажиров с ограниченными возможностями и женщинам с колясками.
Требования предъявляются также к самому водителю .
Перед началом рейса он должен пройти предрейсовый контроль и медицинский осмотр.
При наличии высокого давления и плохого самочувствия водитель к рейсу не допускается. Не должны быть признаки состояния в нетрезвом виде. При общении с пассажирами водитель должен проявлять вежливость.
Пассажир, во время поездки ставший участником дорожного движения, должен также подчиняться определенным правилам:
Приобретать билет в начале осуществления перевозки.
При длительной поездке занимать место, указанное в билете.
Находясь в салоне соблюдать порядок – не курить и не беспокоить остальных пассажиров.
Не перевозить опасные вещества.
Не высовываться в открытое окно.
Устанавливать багаж, взятый с собой в салон, таким образом, чтобы он не мешал другим пассажирам.
Правила перевозок пассажиров автобусом отличаются в зависимости от того, где они осуществляются и в какое время. Правила перевозки пассажиров в автобусах в ночное время предполагают небольшую скорость.
Посадка и высадка
Пассажиры автобусов осуществляют посадку и высадку через служебные двери. Кроме них имеются запасные выходы и аварийные люки. Они могут использоваться только при возникновении опасности, например, пожара.
Все двери должны иметь возможность открываться изнутри с легкостью. Над запасным выходом должна иметься надпись «Запасной выход», а над аварийным – «Аварийный выход».
В маломестных автобусах должны иметься как минимум две двери. Их необходимое количество определяется наличием пассажирских мест. В автомобилях большой вместимости выходных дверей должно быть больше.
При необходимости контроля со стороны водителя оплаты за проезд высадка пассажиров на остановке осуществляется через переднюю дверь. Посадка и высадка возможна только при полной остановке автобуса.
Междугороднего сообщения
Междугородние перевозки, осуществляемые с помощью автобусов , предполагают расстояние от десятков до нескольких тысяч километров. Ввиду длительности поездок сидения в салоне имеют повышенную комфортабельность.
Билеты на такие поездки следует приобретать заранее в специальных кассах.
Пригородного направления
С 1 июля 2018 года ведены новые правила установки тахометра в пригородные автобусы. Этот прибор позволяет осуществлять контроль соблюдения водителем автобуса режима труда и отдыха.
Нововведение касается не только больших автобусов, но микроавтобусов типа «Газели», имеющих 8 пассажирских мест или более.
Регулярные рейсы по пригородным маршрутам осуществляются согласно расписанию, которое может быть различным в зависимости от времени года.
Особые требования предъявляются, когда осуществляется организованная перевозка групп детей. Это могут быть загородные экскурсии, перевозка групп детей в летний лагерь. Такие перевозки осуществляются только при наличии официальных сопровождающих.
При количестве автобусов в количестве более трех, колонна автобусов с детьми должна сопровождаться машинами, принадлежащими Госавтоинспекции. Снаружи на автобусе должен быть знак «Перевозка детей».
Перед тем, как осуществлять перевозку детей по пригородному маршруту большим количеством автобусов, в ГИБДД должно быть получено разрешение. Если перевозка осуществляется одним или двумя автобусами, то подается уведомление.
Экскурсионного назначения
При использовании автобусов не для регулярных рейсов, а для экскурсий, к конструкции транспортного средства и водителю предъявляются такие же требования. Пассажиры экскурсионного автобуса являются организованной группой.
Правила перевозки пассажиров в автобусах по заказу указываются в договоре.
Их прибытие должно закончиться не позднее 15 минут до начала поездки в назначенном месте. Экскурсовод или сопровождающий должен иметь список участников экскурсии.
Движение экскурсионных автобусов по согласованным предварительно маршрутам, имеющим большую протяженность, возможно в период с 6 до 22 часов.
Договора на экскурсионные перевозки оформляют при получении заявки .
В договоре указывают:
Источник: www.arh-adm.ru
«Нам сказали, это норма». В загородном автобусе под Екатеринбургом сфотографировали стоявших пассажиров
Все мы привыкли, что в поездках на дальние расстояния каждый пассажир автобуса сидит на своем месте. При этом правила безопасности предписывают еще и пристегиваться ремнями безопасности.
Недавно в нашу редакцию пожаловались, что на автобус маршрута 91, который курсирует между Екатеринбургом и Заречным, продают билеты на стоячие места. Транспорт приписан к Южному автовокзалу.
— Семь человек ехали стоя! Обращались по этому поводу в справочную автовокзала, но нам сказали, что это норма. А как же соблюдение ПДД и правил перевозки пассажиров? Это просто ужас — межгород со стоячими местами! — сказала читательница E1.RU.
Маршрутные такси приравняли к автобусам
Правительство утвердило новые правила перевозок пассажиров и багажа на автобусах, троллейбусах, трамваях и в такси. Как следует из нового документа, маршрутки теперь относятся к регулярному общественному транспорту, где есть маршрут.
Правительство утвердило новые правила перевозок пассажиров и багажа на автобусах, троллейбусах, трамваях и в такси. Как следует из нового документа, маршрутки теперь относятся к регулярному общественному транспорту, где есть маршрут, фиксированная стоимость проезда и ответственность перед пассажиром. Таким образом, маршрутки потеряли статус такси. ГИБДД и чиновники пока затрудняются оценить нововведения, заявляя, что пока еще не видели этого документа. Однако сами частные перевозчики считают, что новые правила дискредитируют саму идею маршрутных такси.
«Я прочитал этот документ, – говорит заместитель начальника управления транспорта и коммуникаций администрации Волгоградской области Владимир Медведев. – Однако эти правила не читать нужно, а внимательно анализировать. Вместе с тем я полагаю, что новые правила никоим образом не «задушат» маршрутки. Этот вид транспорта занял свою нишу, он востребован, но порядок в перевозках людей автобусами малой вместимости нужно наводить однозначно. Но это уже будет зависеть от работы контролирующих органов.
Однако стоит отметить и еще один вопрос, о котором почему-то постоянно забывают, – это пассажиры. Водители не безгрешны – нарушают правила, попадают в аварии, но ведь и пассажиры не лучше. Люди привыкли к тому, что маршрутка остановится там, где скажешь или где взмахнешь рукой. Пассажиры знают свои права, но при этом почему-то забывают об обязанностях. Поэтому, думается, эти правила стоит почитать как водителям, так и пассажирам».
Представители частных перевозчиков считают, что новые правила дискредитируют саму идею маршрутных такси.
«Мне пока трудно комментировать этот документ, поскольку я еще не ознакомился с ним, – говорит председатель Ассоциации пассажирских автотранспортных перевозчиков Юрий Белоусов. – Однако если действительно маршрутным автобусам малой вместимости запретят останавливаться по требованию пассажиров, то это сведет на нет саму сущность маршрутных такси. Как правило, они представлены автобусами особо малой вместимости, маршрутки удобнее для пассажиров, чем обычные автобусы. Особенно в условиях Волгограда, вытянувшегося вдоль Волги почти на 100 километров. Нормативными документами предусмотрено, что расстояние между остановками должно составлять 400 метров, и не всем людям может быть удобно выходить из автобуса или садиться в него только на остановке. Кланяться каждому столбу тоже не надо, но если позволяет дорожная обстановка, то почему бы не остановиться там, где просит человек, при условии, что это не будет противоречить правилам дорожного движения».
В управлении автодорожного надзора по Волгоградской области отказались от комментариев, сославшись на то, что человек, который мог бы прокомментировать новые правила, сейчас находится в командировке. Представители еще одного контролирующего органа, ГИБДД, считают, что новые правила помогут навести порядок в сфере перевозки пассажиров маршрутными такси.
«Безусловно, любую меру, которая поможет упорядочить пассажирские перевозки, сделать их более безопасными, можно только приветствовать, – считает старший инспектор по особым поручениям УГИБДД ГУВД по Волгоградской области Владимир Побережный. – Особенно это касается перевозки пассажиров автобусами особо малой вместимости, к примеру, теми же «Газелями», к водителям которых у ГИБДД наиболее часто возникают претензии».
Источник: v1.ru