Греется мотор – почему и что делать
Современные двигатели настолько «оборотистые», что при перегреве водитель может просто не успеть среагировать должным образом. Поэтому за все отвечает электроника. Но и она может дать сбой. Нынешние моторы по сравнению со своими предшественниками стали «горячее» и максимум рабочей температуры у них достигает 105° (ранее было 80°).
В экстремальных условиях – например, при затяжном крутом подъеме, перегрузе или стоянии в жару в пробках, температура антифриза и вовсе может подняться до 115°, а то и выше. Что еще способствует перегреву мотора и как поступать в подобных случаях?
«Вредные соседи»
Кроме того, что силовой агрегат сам по себе работает в условиях повышенной температуры, ее увеличению способствуют современные устройства, которых ранее в авто не было. Например, каталитический нейтрализатор: в большинстве машин он находится около двигателя и при работе нагревается очень сильно, а если еще и забит, неисправен, мотору станет только хуже.
греется ГАЗЕЛЬ одна из причин
Катализатор в Renault Logan II – рядом с движком. Фото: YouTube.com
Второй «виновник» – кондиционер, который при охлаждении выделяет тепло. Плюс, затрудняет проход воздушных потоков к радиатору. А еще способствует скоплению пуха, листьев, насекомых и иных загрязнений, ухудшающих теплообмен. Есть и другие источники дополнительного нагрева – АКПП, турбина (интеркулеры).
Турбина под капотом не способствует лучшему охлаждению двигателя, особенно если установлена самостоятельно. Фото: YouTube.com
Однако без перечисленных выше устройств современный автомобиль представляется как-то плохо, поэтому стоит обратить внимание на самые главные, первичные причины перегрева двигателя.
Тяжелые условия эксплуатации
В первую очередь это серьезный перегруз. Например, машина тащит полный прицеп, и в салоне – максимальное число пассажиров. А если еще ехать по пересеченной местности, песку, да на первой, второй скорости, в жару, перегрев просто неизбежен. Другая эксплуатационная причина встречается реже – езда высоко в горах. Жидкость закипает раньше из-за пониженного давления и двигатель охлаждается хуже из-за невысокой плотности воздушного потока.
Затяжной подъем в горах может привести к перегреву движка. Фото: YouTube.com
Из косвенных причин выделяются неисправности ходовой части, затрудняющие свободное передвижение автомобиля. Например, пробуксовка сцепления, гидротрансформатора, «прихваченные» тормоза или неверно выставленные углы схождения колес. Даже недостаточное давление в шинах летом может привести к затрудненному движению и, как следствие, повышению температуры двигателя. То же самое будет происходить при заправке некачественным топливом и детонации мотора.
Перегревается двигатель, Газель, ВАЗ, ЗМЗ 402, 406
Внутренние причины перегрева
Здесь уже нужно исследовать мотор, где в первую очередь проверяется количество охлаждающей жидкости. В «лучшем» случае она будет уходить из системы охлаждения через неплотно затянутые хомуты, потрескавшиеся патрубки (об этом свидетельствует беловатый налет). Последние, кстати, рекомендуется менять, когда они «дубею», становятся жесткими. В таких случаях нормально затянуть хомут невозможно, а применение силы ведет к его поломке или прорыву резиновой детали.
Раздутые патрубки говорят о завоздушивании системы охлаждения или пробое прокладки ГБЦ. Фото: YouTube.com
Худший вариант – уход антифриза через прокладку головки. Если он попадает в масло, его уровень становится чрезмерно большим, что можно определить по щупу. При просачивании антифриза в цилиндры, выхлоп становится белым (постоянно, а не зимой, когда это нормально). Есть и другие причины перегрева, связанные с неисправностями отдельных узлов, деталей.
Термостат
Его выход из строя связан прежде всего с накоплением отложений, из-за которых чувствительный элемент перестает работать. Особенно термостат «не любит» воду, в которой много минералов и солей. Здесь «зависание» просто неизбежно: новой детали хватит на пару тысяч километров пробега. Образованию отложений могут способствовать и некоторые герметики, особенно если их использовать в больших количествах.
Термостат HQ-2190-1306010, ВАЗ 2190, Granta, Kalina II, Vesta, X-Ray. Средняя цена: 1068 руб. Фото: ЯндексМаркет
Если термостат «зависнет» в закрытом положении, охлаждающая жидкость будет циркулировать по малому кругу и перегрев неизбежен. Проверить просто: включите отопитель – если при достижении рабочей температуры дует холодный воздух, деталь находится в постоянно закрытом состоянии. Но и противоположный вариант, когда термостат всегда пропускает антифриз, не лучше: прогрев мотора будет недостаточным, «печка» станет плохо работать.
Помпа
Насос перестает функционировать при обрыве приводного ремня. В некоторых авто помпа работает через муфту, которая ломается. Иногда выходят из строя подшипники («предвестником» может служить свист из-под капота), что ведет к заклиниванию помпы.
Крыльчатка помпы, изношенная почти до предела. Фото: YouTube.com
На старых автомобилях бывает и так, что коррозия настолько изъедает крыльчатку, что она перестает выполнять свою функцию – перемещать жидкость.
Система зажигания
Если оно отрегулировано неправильно, сгорание может не заканчиваться при открытии выпускных клапанов. Тогда горячие газы начинают повышать температуру ГБЦ. В итоге образуется пар, затыкающий полости и каналы системы охлаждения. То же самое происходит при прогоревшем клапане, когда трещина выпускает газы в коллектор раньше времени.
Неверная работа электроники
Сегодня большинство авто оснащено системой охлаждения, где вентилятор включается автоматически по достижении определенной температуры. Ее «вычисляет» датчик и посылает сигнал в ЭБУ. При превышении предела блок дает команду на включение вентилятора. Порог срабатывания составляет не более 103° (не некоторых двигателях 98-99°).
На старых авто (в основном карбюраторных) устанавливался отдельный датчик, благодаря которому включался вентилятор. На некоторых инжекторных авто есть стрелочный указатель температуры. Для него предусмотрен «свой» датчик.
Месторасположение датчика температуры на Lada Kalina. Фото: YouTube.com
Самая частая причина не включения вентилятора – окисленные контакты. Особенно те, что находятся в колодке, подсоединяющей электродвигатель «охладителя». Если клеммы очищены, а вентилятор не включается, отсоедините датчик температуры. Тогда на ЭБУ поступит аварийный сигнал и «вертушок» будет крутиться постоянно. Так вы сможете доехать до СТО или дома.
Если же вентилятор все равно не вращается, не исключено, что дело в его моторчике. Но в первую очередь все же проверьте предохранитель.
Многие автовладельцы советской закалки устанавливают отдельную кнопку, которая включает вентилятор радиатора через реле, чтобы не пригорали контакты. Сделать это может любой человек, мало-мальски сведущий в электрике.
Отложения
Еще одна серьезная причина перегрева, связанная с возрастом автомобиля и использованием «неправильной» охлаждающей жидкости. В старых двигателях много нагара на стенках цилиндров, поршнях, что зачастую усугубляется «жором» масла, остатки которого оседают там же. В результате теплопроводность блока падает и его перегрев обеспечен. При этом приборы будут показывать нормальную температуру.
Нагар на поршнях ухудшает теплоотдачу двигателя. Фото: YouTube.com
Не менее опасны отложения в системе охлаждения. Их появление связано не только со старением мотора, но и применением некачественной охлаждающей жидкости или воды. Уж если льете ее в расширительный бачок, то лучше дистиллированную. Отложения и накипь забивают каналы. И здесь появляется та же проблема: внешне все ОК, температура в норме, а внутри – горячо!
Поэтому так важна профилактика: промывка системы охлаждения и замена стареющего антифриза.
Что делать, если мотор «закипел»
Откройте кран печки и задействуйте ее на полную мощность, а кондиционер (при наличии) отключите. Если подул горячий воздух, авто не глушите. Стрелка поползла вниз? Дождитесь нормальной температуры и только потом выключите зажигание. Если из «печки» идет холодный воздух, мотор заглушите немедленно.
Меняйте антифриз через 40-50 тыс. км. Фото: YouTube.com
Откройте капот, но не трогайте крышку расширительного бачка, иначе получите гейзер кипятка в лицо. Не поливайте блок холодной водой, чтобы не способствовать образованию трещин и не добавляйте жидкости, пока двигатель не остыл. В любом случае после серьезного перегрева авто рекомендуется посетить сервис.
Источник: bibimot.ru
Почему перегревается двигатель автомобиля
Стабильной работе мотора способствует исправная система охлаждения, поддерживающая температуру двигателя в рабочем диапазоне. Любые неисправности деталей системы охлаждения могут спровоцировать перегрев двигателя автомобиля, пагубно повлияв на его работоспособность и даже вывести его из строя – в особо тяжелых случаях.
Причины перегрева двигателя могут быть самыми разными. Одни из них довольно тривиальны, другие – гораздо серьезнее. Проблему повышенной температуры приводного устройства нельзя недооценивать. Причину перегрева двигателя необходимо найти как можно скорее, а затем сделать все, чтобы восстановить его нормальное состояние.
В случаях перегрева есть два варианта исхода событий: двигатель подлежит восстановлению, либо из-за перекоса головки и блока цилиндров, придется менять двигатель в сборе.
Возможные причины перегрева двигателя
При проектировании конструкции двигателя инженеры учитывают факт, что агрегат будет длительное время работать в строго определенном диапазоне температур. Простыми словами, учитывается факт, что двигатель после запуска набирает температуру до рабочей зоны, после чего этот диапазон удерживается на протяжении всей работы мотора.
Как правило, в современных силовых агрегатах диапазон температуры, которая считается рабочей, варьируется от 85 до 110 градусов. Это значит, что задача охлаждающей системы – недопущение выхода за заданный порог температуры.
Важность в поддержании рабочей температуры объясняется тем, что это способствует благоприятному режиму работы двигателя, соотношению рабочих зазоров между деталями, соблюдение необходимой вязкости моторного масла и сохранение его свойств.
Также от температуры мотора зависит расход топлива, так как в впрысковых моторах датчик температуры ОЖ участвует в смесеобразовании.
Почему двигатель перегревается
Перегрев двигателя автомобиля могут вызвать такие факторы:
- утечка охлаждающей жидкости;
- разгерметизация системы охлаждения;
- недостаточная циркуляция жидкости;
- неисправность одной из детали системы охлаждения;
- потеря свойств антифриза.
Также есть ряд менее распространенных причин.
Утечка охлаждающей жидкости
Если долив недостающей охлаждающей жидкости не решает проблемы и двигатель перегревается и дальше, это может указывать на утечку.
Утечка антифриза приводит к моментальному перегреву, к тому же система охлаждения заполняется воздухом, образовывая пробку. Причин для утечки охлаждающей жидкости масса:
- повреждение резинового патрубка,
- разрушение радиатора,
- неисправность сальника водяного насоса,
- пробой прокладки головки блока цилиндров,
- неисправность теплообменника.
Исправляется ситуация путем замены неисправных деталей на новые, а в случае невозможности вовремя заменить поврежденную деталь можно воспользоваться герметиком для системы охлаждения.
Перегрев двигателя автомобиля из-за неисправностей радиатора
Дефектный радиатор чаще всего ответственен за потерю охлаждающей жидкости. Следует помнить, что этот элемент автомобиля расположен так, что постоянно подвергается воздействию вредных внешних факторов.
Наиболее опасными являются вода и соль, которые могут вызвать протечку радиатора, что обычно происходит в его нижней части. К счастью, проверка этого факта не требует посещения специализированного центра.
Все, что нужно сделать, это запустить двигатель и убедиться, что под передней частью автомобиля нет пятен. Если они есть, это будет означать отверстие в радиаторе, которое обычно вызывает его замену. Если пятно отсутствует, необходимо проверить другие компоненты системы охлаждения.
Дефекты шлангов радиатора
Источником утечки также могут быть хорошо видимые шланги радиатора. Если они имеют трещины, водитель должен будет заменить их на новые. Необходимо проверять их состояние, а также сборку на разъемах, на которые они могли быть нанесены слишком слабо.
Кабельные хомуты
Кабели на разъемах монтируются с помощью хомутов. Со временем может возникнуть коррозия, поэтому они не удерживают шланги радиатора с достаточной силой. Это также может привести к утечке.
Головной разъем
Пластиковый наконечник также может быть причиной утечки охлаждающей жидкости. Слишком сильное затягивание приводит к повреждению в виде трещины, что может привести к утечке. Поврежденную часть следует заменить новой.
Двигатель перегревается из-за недостаточной циркуляции
Часто виновником плохой циркуляции является загрязнение рубашки охлаждения и радиатора. Происходит это по причине использования некачественной жидкости, которая оставляет сульфатные отложения, заграждающие путь для ОЖ.
Источником проблемы с повышенной температурой двигателя также может быть поврежденный насос охлаждающей жидкости, который отвечает за циркуляцию жидкости в системе охлаждения. Насосы, оснащенные пластиковым рабочим колесом, наиболее подвержены этой неисправности.
Если водяной насос вышел из строя, то снижается эффективность работы системы: он может пропускать жидкость, шкив из-за подшипника может заклинить, или вращаться с люфтом.
При покупке новой неоригинальной помпы можно заметить, что крыльчатка более дешевого насоса имеет другую форму, а значит, он не обеспечит рабочим давлением систему.
Другие проблемы, из-за которых двигатель перегревается
Утечка антифриза является наиболее распространенной, но только одной из причин перегрева двигателя. Другие элементы могут быть ответственны за этот факт, в том числе вентилятор, термостат, датчик температуры, насос охлаждающей жидкости или прокладка головки блока цилиндров.
Датчик температуры
Повышенная температура двигателя может указываться неисправным датчиком температуры, который следует проверять, подключив автомобиль к компьютеру или заменив его новой деталью. Стоит подчеркнуть, что проблемой может быть не только сам датчик, но и кабель питания.
Термостат
Термостат является элементом, отвечающим за поддержание правильной температуры двигателя. Когда он перегревается, стоит присмотреться. Это не сложно. Нужно просто положить руку на шланг, ведущий к радиатору.
Если он теплый и жесткий, значит, термостат работает нормально. Если термостат вышел из строя, можно ожидать два варианта развития событий: долгого прогрева и перегрева.
Холодная труба является признаком заклинивания в закрытом положении, когда охлаждающая жидкость работает в небольшом контуре, минуя радиатор, соответственно, перегрев неминуем.
В этой ситуации водителю остается заменить термостат, а затем вентилировать всю систему.
Вентилятор
Стоит также сосредоточиться на вентиляции, если перегрев двигателя происходит во время медленной езды по городу. Скорее всего, виноват тот ремень, который мог с него упасть. Кроме того, шнур питания также может быть отключен.
Прокладка ГБЦ
Поврежденная прокладка головки также может привести к перегреву двигателя. Тогда повышенная температура двигателя является лишь одним из признаков такого отказа. Другими симптомами, указывающими на проблему с прокладкой, являются белые выхлопные газы и пузырьки, появляющиеся в расширительном баке.
Перегрев двигателя автомобиля из-за потери свойств антифриза
Крайне важно вовремя менять охлаждающую жидкость, причем намного важнее выбрать качественный продукт. Задача жидкости состоит не только в обеспечении поддержания рабочей температуры, но и смазывание деталей системы и обеспечения защиты от коррозии.
Как не допустить перегрева
Вовремя менять охлаждающую жидкость и детали системы охлаждения.
Раз в 100 000 пользоваться мягкой промывкой системы.
Периодически следить за герметизацией системы.
Что делать, если двигатель перегрелся
Если индикатор температуры двигателя приближается или уже находится на красном поле, необходимо остановить транспортное средство в безопасном месте и выключить двигатель. Затем проверить систему охлаждения. Может оказаться, что перегрев двигателя автомобиля спровоцирован недостатком хладагента, который в этом случае необходимо пополнить как можно скорее.
Не стоит забывать, что запрещено делать доливку, когда двигатель горячий – нужно ждать, пока температура ДВС и самой охлаждающей жидкости не снизится. В противном случае водитель подвергнется сильным ожогам при открытии расширительного бачка.
Также следует помнить, что нельзя добавлять холодный антифриз в горячий – это может отрицательно повлиять на его свойства.
Источник: autoexpert174.ru