Карданная передача автолесовозов состоит из двух валов, соединенных шлицевым соединением, и шарниров. Шлицевое соединение обеспечивает изменение длины карданных валов при прогибе рессор. Смещение вала в шлицевой втулке достигает 40…50 мм, что обусловливает интенсивное изнашивание сопряжения при нарушении герметичности соединения и из-за больших нагрузок (крутящие моменты и осевые силы). При этом возможны изгиб и скручивание трубы карданного вала.
Кафедрой механизации лесной промышленности и лесного хозяйства (теперь кафедрой технического сервиса) БГИТА проводятся исследования изнашивания карданных передач лесовозных автомобилей с использованием различных смазочных материалов. С этой целью проводились стендовые исследования [1]. В связи с появлением новых смазочных материалов стендовые исследования продолжены, а также проведены наблюдения за техническим состоянием шлицевых соединений карданных валов автолесовозов в условиях их эксплуатации в лесхозах Брянской области. Наблюдения проведены за лесовозными автомобилями марок Зил-131, Урал-4320, МАЗ-509А и КамАЗ-5312 в сцепе с роспусками ТМЗ-802 и ГКБ-9383.
Шприцуем карданы без переходников и токарей
В заводских инструкциях по эксплуатации автомобилей даются завышенные нормативы периодичности замены смазочных материалов в карданных передачах (до 20000 км пробега). Специфика работы автолесовозов: большие нагрузочные режимы, движение по бездорожью и по воде, безгаражное хранение и др. требуют снижения нормативов периодичности смазочных операций до 10000 км пробега.
Применение новых пластичных смазок будет способствовать снижению износа шлицевых соединений карданных передач и повышению срока их службы.
Для смазывания шлицевых соединений карданных валов автомобилей применяют сложные по составу пластичные смазки. В качестве масляной основы смазок используются различные масла нефтяного и синтетического происхождения. Загустителями могут быть мыла жирных кислот, парафин, сажа и др. Содержание загустителя в пластичных смазках составляет 10-20%.
Размеры частиц дисперсной фазы загустителя колеблются от 0,1 мкм до 10 мкм. Для улучшения противоизносных, противозадирных и консервационных свойств, в пластичные смазки добавляют присадки (до 5%).
К основным эксплутационным характеристикам пластичных смазок относятся: предел прочности, вязкость, коллоидная стабильность, температура каплепадения, механическая стабильность и водостойкость [2].
Предел прочности характеризует способность смазок удерживаться в узлах трения под влиянием инерционных сил. Он зависит от температуры, с повышением которой отмечается его снижение.
Вязкость пластичных смазок с повышением температуры узла снижается, ухудшая тем самым свои противоизносные свойства. Определяется она при 10 с -1 .
Температура, при которой падает первая капля смазки, называется температурой каплепадения. По этой характеристике смазки подразделяют на низкоплавкие ( t кп = до 60 0 С), среднеплавкие ( t кп = от 60 до 100 0 С) и тугоплавкие ( t кп >100 0 С).
Шприцевание кардана на газели и волга
Смазка с плохой механической стабильностью быстро разрушается, разжижается и вытекает из узлов трения.
По типу загустителя смазки подразделяются на смазки мыльные на органических и неорганических загустителях и углеводородные смазки [3].
Для исследования работоспособности пластичных смазок, рекомендуемых автозаводами для смазывания шлицевых соединений карданных валов, приняты [3] смазка 158, литол-24 и фиол-2, основные физико-химические и эксплуатационные свойства которых приведены в таблице 1.
Таблица 1- Физико-химические и эксплуатационные свойства исследуемых смазок [2].
подскажите это так или нет купил смазку именно с молибденом специально в шлицевые соединения карданных валов (на вилках внутри) а тут наткнулся на такую инфу:
(1.В дискуссии на профильном автомобильном форуме я выдвинул предположение (на основе опыта многих автомобилистов), что причиной быстрого выхода из строя ШРУСов (шарниров равных угловых скоростей) является их критический износ вследствие разъедания металла (не в прямом смысле, а образование раковин, кратеров и т.п.). В свою очередь разъедание является следствием попадания воды в смазку (шрус-4м) содержащую MoS2, в результате чего, предположительно может образоваться кислота:
MoS2 + HO2 => MoO3 + H2SO4
Т.е.меня не интересует как производится серная кислота, меня интересует может ли она образоваться в результате распада MoS2 при взаимодействии его с водой или еще с чем.
-Ну так бы сразу и сказали. Сульфиды окисляются кислородом воздуха до сульфатов, а в присутствии воды в случае сульфида молибдена кислая реакция вам обеспечена. —
2.И вот еще про молибден
Как компонент смазок в больших объёмах используется и в автомобилестроении, но его применение здесь ограничивается преимущественно герметично закрытыми узлами (например, ШРУСами), так как в негерметичных узлах под воздействием воды и кислорода воздуха молибденит превращается в абразивный оксид молибдена.)
Как считаете это верно?судя по дискуссиям в шлицевые соединения так же как и в крестовни смазки с молибленом получается только усугубление?
Начнем сегодняшний разговор с краткого экскурса в техническую грамотность.
Что такое крестовина и почему карданный вал?
Каждый водитель, в целом понимает, что карданный вал это некий инструмент, с помошью которого передается усилие от раздаточной коробки к редуктору, а далее на колеса автомобиля.
Впервые, этот принцип передачи энергии, был описан итальянским математиком ДЖ. Кардано, в чью честь он и был в последствии назван, однако в машиностроении впервые был применён в конце ХIХ века Луи Рено и остался незаменимым элементом для полноприводных и заднеприводных автомобилей вот уже более чем столетие.
Состоит карданный вал, обычно из самого трубообразного вала с вилками на концах и двух крестовин.
Крестовина — деталь карданного вала позволяющая осуществлять гибкое соединение раздаточной коробки и мостов автомобиля.
Крестовина располагается между двумя жестко закрепленными вилками карданного вала и приводится в движение системой игольчатых подшипников расположенных на четырех концах крестовины.
(думаю вставить гифку с карданом из интернета. Тяжело для восприятия пользователя на мой взгляд)
Подшипники крестовины, элемент, который находится в постоянных экстремальных условиях. Вода, песок, грязь -вымывают смазку, что при отсутствии обслуживания приводит к выходу из строя крестовины.
На фото видно , что из подшипника вывалились все иглы и вместо смазки только грязь и перемолотый металл.
Как опознать скорую «смерть» крестовины?
1. Старт с места будет сопровождаться характерным ударом с металлическим звуком
2. Автомобиль начнет вибрировать на скорости
3. Перед тем как развалиться окончательно, будет слышен характерный хруст перемолотого железа
Однако, смерть крестовин можно предотвратить и их замена может быть отложена на неопределенный срок.
Для этого необходимо проводить периодический технический осмотр трансмиссии, осуществлять шприцевание крестовин примерно в то же время, как и меняете масло в двигателе, т. е. каждые пять-шесть тысяч километров.
О том как проводить шприцевание самостоятельно, а не отдавать деньги в сервисах за услугу, которую могут вам в итоге «оказать» мы и расскажем сегодня подробно.
— Для высоко нагруженных узлов и агрегатов.
— Эффективная универсальная густая смазка для автомобильных, промышленных и сельскохозяйственных работ.
— Обладает отличными водоотталкивающими и антикоррозийными свойствами. Пригодна для использования на катерах, судах и яхтах.
— Идеальна для смазки подшипников, шаровых соединений, водяных помп, рулевых тяг, деталей подвески, подвижных и скользящих механизмов, работающих в сложных условиях и на открытом воздухе.
Применяется для очистки поверхности двигателей, запчастей, а также промышленного оборудования.
Эффективно удаляет маслянистые подтеки, битум, смолу и прочие загрязнения.
3. Шприц для смазки. Рычажно-плунжерный
Все работы по шприцеванию, легко проделываются без снятия агрегатов, на любом подъемнике или яме. В нашем случае, было необходимо параллельно поменять одну из крестовин, поэтому операция проводится на снятом карданном вале.
Как мы говорили выше, крестовины находятся в крайне агрессивной среде, поэтому часто имеют вид как на фото. Перед началом работы, очистим поверхность с помощью очистителя карбюратора, так же можно использовать профессиональный очиститель двигателя
Для шприцевания нам понадобится шприц для смазки-рычажно плунжерный или пневматический, все зависит от бюджета, а также картридж литиевой смазки.
Открутив крышку, снимаем пластиковую крышку с картриджа и заряжаем во внутрь шприца.
Зарядив открываем верхнюю железную крышку и закручиваем обратно.
Подключаем шприц к пресс-масленке и качаем. Залогом того, что вы все делаете правильно, станет старая смазка, которая начнет выходить из крестовины.
Выдавливаем из подшипников крестовины всю старую смазку вместе с грязью и выработкой до момента, пока не пойдет красная смазка.
Теперь карданный вал можно устанавливать на место!
Шприцевание других элементов трансмиссии.
Не стоит забывать, что кроме крестовин существуют и другие детали, которым следует проделывать срок службы.
1. Шлицевая карданного вала. На трубе вала, можно увидеть пресс-маслёнку, она служит для смазки шлицевого соединения двух частей кардана. Ее следует ошприцовывать вместе с крестовинами.
Рулевые наконечники. У хороших производителей запчастей, на рулевых наконечниках всегда есть пресс-масленки. Периодическая смазка шаровых, продлит их службу на долгие года.
Рулевая трапеция. По аналогии с наконечником, требует смазки.
На этом все! Следите за состоянием своего автомобиля и он никогда не станет старым:)
Источник: automotogid.ru
Смазка для шлицевых соединений
Сегодня мы поговорим о смазках для шлицевых соединений. Для этого проанализируем особенности работы этого вида соединений и характер трения в них.
Итак, шлицевое соединение — это соединение вала (охватываемой поверхности) и отверстия (охватывающей поверхности) с помощью шлицев (пазов) и зубьев (выступов), радиально расположенных на поверхностях вала и отверстия. Обеспечивает возможность осевого перемещения деталей вдоль оси.
Конечно, шлицевое соединение — это подвижное соединение, позволяющее валу, передающему вращение, удлиняться и укорачиваться во время работы. Силовая передача вращения характеризуется крутящим моментом, который обуславливает соответствующие контактные давления между боковыми поверхностями шлицев.
Таким образом, пара трения шлиц-зуб по характеру трения представляет собой разновидность линейного подшипника скольжения. Особенностями работы шлицевых соединений в составе карданных валов и приводных шпинделей являются малая скорость скольжения и высокие удельные давления. Это создает неустойчивый эластогидродинамический режим трения, переходящий в граничное трение.
Смазки для защиты узлов при граничном режиме трения обязательно должны содержать твёрдые смазочные добавки, призванные усилить действие противозадирных присадок, столь малоэффективных при малых скоростях скольжения. Обычно это графит или дисульфид молибдена. Если графит предпочтительнее при высокотемпературном применении, то дисульфид молибдена более эффективен трибологически.
Трибология – наука о трении и явлениях, сопровождающих трение. Трибологические свойства смазки — это сочетание противоизносных и противозадирных свойств.
В качестве примера смазки на основе дисульфида молибдена для шлицевых соединений приведём популярную смазку Elit M EP2 от российской компании ARGO. Вот характеристики этой смазки:
Характеристика
Источник: tpgargo.ru
Крестовины карданов
wanderer 17 076 сообщений
Авто: Отправлено 29 июля 2011 — 09:19
wanderer
- 17 076 сообщений
- Регистрация: 03.04.11
- Город: Москва
- Авто:
- Ховер 2,8 TDC
29 июля 2011 — 09:19
Ребята подскажите какую смазку загонять в кардан, чем мазать. Что то ни чего не нашел. Штуцера есть, значит надо мазать, а чем?
Смаж шлицы карданов графиткой
maks-51 142 сообщений
Авто:Hover H3 Отправлено 29 июля 2011 — 13:46
maks-51
- 142 сообщений
- Регистрация: 02.12.10
- Город: г. Кировск
- Авто:Hover H3
- Бензин Супер люкс
29 июля 2011 — 13:46
Смаж шлицы карданов графиткой
я имел ввиду смазочные штуцера которые врезаны в карданы под пистолет. Что за смазку туды загонять, что идет?
кудряшка 3 125 сообщений
Отправлено 29 июля 2011 — 18:26
кудряшка
- 3 125 сообщений
- Регистрация: 03.01.10
29 июля 2011 — 18:26
Так эти масленки и смазывают шлицы кардана,что загонять отец написал
207 430 сообщений
Отправлено 29 июля 2011 — 23:27
207
- 430 сообщений
- Регистрация: 01.04.11
- Город: Москва
29 июля 2011 — 23:27
я имел ввиду смазочные штуцера которые врезаны в карданы под пистолет. Что за смазку туды загонять, что идет?
В крестовины кардана и в шлицевые соединения кардана идёт обычный литол 24 или зарубежные аналоги.
кудряшка 3 125 сообщений
Отправлено 31 июля 2011 — 21:54
кудряшка
- 3 125 сообщений
- Регистрация: 03.01.10
31 июля 2011 — 21:54
Крестовины никогда не смазывались литолом,он коксуется,потом хрен пробьешь,да и не смазываются крестовины на Ховере
Temik-7777 6 980 сообщений
Авто: Отправлено 31 июля 2011 — 22:20
Temik-7777
- Организаторы
- 6 980 сообщений
- Регистрация: 15.09.09
- Город: Москва
- Авто:
- 5-ка дизельная
31 июля 2011 — 22:20
Наташ дык и я туды не лезу как будет звук так и поменяю ! да и вообще иногда просто не стоит машине мешать работать . (хотя очень хочется) Хотя если есть маслёнки загоняйте да писали что уже загонять , повтарюсь но всё же 3 года ничего не загонял тьфу тьфу все норм .
кудряшка 3 125 сообщений
Отправлено 31 июля 2011 — 22:23
кудряшка
- 3 125 сообщений
- Регистрация: 03.01.10
31 июля 2011 — 22:23
Артем ,а зря не загонял!Шлицы наверно уже люфтят ,мазать обязательно надо
Temik-7777 6 980 сообщений
Авто: Отправлено 31 июля 2011 — 22:26
Temik-7777
- Организаторы
- 6 980 сообщений
- Регистрация: 15.09.09
- Город: Москва
- Авто:
- 5-ка дизельная
31 июля 2011 — 22:26
Раз начали люфт давать то век их вот вот кончится , хоть обмажся !
кудряшка 3 125 сообщений
Отправлено 31 июля 2011 — 22:28
кудряшка
- 3 125 сообщений
- Регистрация: 03.01.10
31 июля 2011 — 22:28
Железная логика,пять баллов!
Отправлено 04 августа 2011 — 06:55
aleksei1977
- Гости
- Регистрация: —
04 августа 2011 — 06:55
Добрый день. Подскажите ховер 2007г пробег 190000 вибрация на ходу при выключеной передаче от40 кмч и выше .Крестовины поменял все подушки тоже поменял в сервисе был раз 10 нечего ненайдут.
maks-51 142 сообщений
Авто:Hover H3 Отправлено 04 августа 2011 — 09:44
maks-51
- 142 сообщений
- Регистрация: 02.12.10
- Город: г. Кировск
- Авто:Hover H3
- Бензин Супер люкс
04 августа 2011 — 09:44
Добрый день. Подскажите ховер 2007г пробег 190000 вибрация на ходу при выключеной передаче от40 кмч и выше .Крестовины поменял все подушки тоже поменял в сервисе был раз 10 нечего ненайдут.
Самое банальное что может быть, это разбалансировка колес. Есть такое, что колеса выставляют в ноль, а они все равно имеют биение. Выход, замена резины и дисков или пробуй переставить с переда на зад. Возможно из за рулевого. Да и что за вибрация? Она разная бывает. У меня на прошлой машине ваз 2104 была вибрация мелкая по всему кузову из за кардана.
Поменял пропала. Потом была вибрация крупная по всему корпусу и с небольшой раскачкой с биением в руль. Все облазил. Оказалась на заднем колесе на внутренней поверхности небольшая грыжа. Поменял колесо, все стало на место. Народ еще пишет что вибрация может быть из за подушки КПП.
Вобщем смотреть надо все постепенно отсеивая.
И все таки, напишите, кто чем мазал шлицы у кардана. По регламенту их надо смазывать. каждое ТО. И я думаю что смазка ни когда еще ни кому не вредила. А крестовины на ховере не смазываются только шлицевые соединения у карданов.
wanderer 17 076 сообщений
Авто: Отправлено 04 августа 2011 — 12:07
wanderer
- 17 076 сообщений
- Регистрация: 03.04.11
- Город: Москва
- Авто:
- Ховер 2,8 TDC
04 августа 2011 — 12:07
Я же уже писал чем смазывать,повторятся не буду
maks-51 142 сообщений
Авто:Hover H3 Отправлено 04 августа 2011 — 13:22
maks-51
- 142 сообщений
- Регистрация: 02.12.10
- Город: г. Кировск
- Авто:Hover H3
- Бензин Супер люкс
04 августа 2011 — 13:22
Я же уже писал чем смазывать,повторятся не буду
я принял на счет Ваше мнение про графитку, я так понял вы сами графиткой мажете? Хочу послушать еще людей кто чем мажет. И именно мазал а не просто думает чем мазать.
wanderer 17 076 сообщений
Авто: Отправлено 04 августа 2011 — 13:36
wanderer
- 17 076 сообщений
- Регистрация: 03.04.11
- Город: Москва
- Авто:
- Ховер 2,8 TDC
04 августа 2011 — 13:36
Видно никто не мажет,на бензиновом H2 в этом нужды нет,у них задний кардан другой
тмх 130 сообщений
Авто:Hover H3 Отправлено 04 августа 2011 — 13:42
тмх
- 130 сообщений
- Регистрация: 07.07.11
- Город: Москва
- Авто:Hover H3
- Hover H3 салон H5
04 августа 2011 — 13:42
На «Жигулях» рекомендовался ФИОЛ
Отправлено 04 августа 2011 — 13:49
aleksei1977
- Гости
- Регистрация: —
04 августа 2011 — 13:49
Самое банальное что может быть, это разбалансировка колес. Есть такое, что колеса выставляют в ноль, а они все равно имеют биение. Выход, замена резины и дисков или пробуй переставить с переда на зад. Возможно из за рулевого. Да и что за вибрация?
Она разная бывает. У меня на прошлой машине ваз 2104 была вибрация мелкая по всему кузову из за кардана. Поменял пропала. Потом была вибрация крупная по всему корпусу и с небольшой раскачкой с биением в руль. Все облазил. Оказалась на заднем колесе на внутренней поверхности небольшая грыжа. Поменял колесо, все стало на место. Народ еще пишет что вибрация может быть из за подушки КПП.
Вобщем смотреть надо все постепенно отсеивая.
И все таки, напишите, кто чем мазал шлицы у кардана. По регламенту их надо смазывать. каждое ТО. И я думаю что смазка ни когда еще ни кому не вредила. А крестовины на ховере не смазываются только шлицевые соединения у карданов.
Резина с дисками в идеале, вибрация идет по всему кузову мелкой дрожью такое ощущение что едешь по гребенкею.
wanderer 17 076 сообщений
Авто: Отправлено 08 сентября 2011 — 12:01
wanderer
- 17 076 сообщений
- Регистрация: 03.04.11
- Город: Москва
- Авто:
- Ховер 2,8 TDC
08 сентября 2011 — 12:01
Крестовины не шприцуются,остальное в теме
Wireman 66 сообщений
Отправлено 08 сентября 2011 — 12:44
Wireman
- 66 сообщений
- Регистрация: 12.08.11
- Город: Москва
08 сентября 2011 — 12:44
Крестовины не шприцуются,остальное в теме
Тогда зачем сделаны масленки?
wanderer 17 076 сообщений
Авто: Отправлено 08 сентября 2011 — 12:51
wanderer
- 17 076 сообщений
- Регистрация: 03.04.11
- Город: Москва
- Авто:
- Ховер 2,8 TDC
08 сентября 2011 — 12:51
Масленки сделаны для шприца,а вот какие крестовины у вас стоят это вопрос.На заводских масленок не было никогда
Отправлено 12 октября 2011 — 07:49
lov053
- Гости
- Регистрация: —
12 октября 2011 — 07:49
Решил поменять крестовины на заднем мосту 29/77, у меня стопорные кольца снаружи, а мне привезли с внутренним стопорением. Подойдет ли она мне? Кто менял подскажите?
Источник: www.haval-club.ru