Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
- — Черным по белому
- — Белым по черному
- — Темно-синим по голубому
- — Коричневым по бежевому
- — Зеленым по коричневому
Настройки отображения
Официальный сайт МКУК «Северский историко-краеведческий музей»
- Новости
- А.Н.Щерба «Станица Северская Краснодарского края (1864-1980гг.)»
- В помощь школьнику, студенту, краеведу
- Народная культура через историю Кубани
- Wow в истории станицы Северской и Северского района
- «У войны женское лицо»
- Выдающиеся личности Северского района
- Их именами названы улицы станиц
- История экспонатов Северского историко-краеведческого музея
- Игры и забавы народов мира
- Финансирование
- План финансово-хозяйственной деятельности / бюджетная смета
- Отчеты
- Нормативные правовые и иные акты
- Методические материалы
- Формы документов для заполнения
- Комиссия по противодействию коррупции
- Антикоррупционная экспертиза
- Сведения о доходах
- Сообщить о факте коррупции
- Соответствие Приказу Минкультуры № 277
- Использование информации
- Карта сайта
- О персональных данных пользователей
О черкесском флаге в Украине #CircassianMedia #shorts #черкес #черкесы #адыгэ #адыги #адыг
- История учреждения
- Основные сведения
- Структура
- Сведения об учредителе
- Учредительные документы
- Реквизиты и контакты
- Руководитель
- Работники учреждения
- Вакансии
- Режим и график работы
- Материально-техническое обеспечение
- Планируемые мероприятия
- Фотоальбом
- Отчет о результатах деятельности
- Экскурсии 0+
- Лекции 6+
- Выставки 0+
- Видеопрезентации 6+
- Доступный музей
- Вы здесь:
- Главная
- В помощь школьнику, студенту, краеведу
- История экспонатов Северского историко-краеведческого музея
- Национальный адыгейский (черкесский) костюм
Национальный адыгейский (черкесский) костюм
Подробности Создано: 15 марта 2022
Независимая Черкессия #адыги #черкесы #армяне #черкесогаи #эрмелы
Адыгейский (черкесский) народ — одни из представителей коренных жителей Кубани. Национальные костюмы адыгейского народа, представлены в одном из экспозиционных залов Северского историко-краеведческого музея.
28 сентября, черкесский мир отмечает День национального адыгейского костюма. И хоть это относительно молодой праздник, с каждым годом он становится все популярнее. Национальный костюм адыгейцев (черкесов) насчитывает многовековую историю. Он покорил мир своей красотой, благородством и функциональностью.
Адыгейцы придавали важное значение внешнему виду человека — подтянутости, стройности и стати. И женский и мужской адыгейские костюмы удобны и изящны, они полностью приспособлены к образу их жизни. Они получили широкое распространение не только на Северном Кавказе и в Закавказье, но и среди казаков, которые позаимствовали у черкесов и форму одежды и вооружение.
Свои национальные костюмы женщины-черкешенки всегда шили вручную. Поэтому девочек с раннего возраста обучали навыкам шитья и вышивки. Умение вышивать золотыми и серебряными нитями считалось обязательным для девушек, особенно из знатных семей. Одежду шили из дорогостоящего материала, на ее изготовление затрачивались годы кропотливого труда. Шитье воспитывало у представительниц прекрасного пола эстетический вкус, скромность в манерах, сдержанность в выражении чувств, послушание и уважение к старшим и, конечно, к труду.
Женский национальный костюм называли «сае». В него входили нательная рубаха в пол, чаще всего бордового или желтого цвета и удобные шаровары свободного кроя. Кафтан начинали носить уже юные девушки. На нем обязательно было много серебряных застежек. Цвет кафтана был красный или черный, его обязательно украшали золотым шитьем.
Верхнее повседневное платье черкешенки шили из простых тканей, непременно расшивая его цветными нитями. Наряд дворянки дополнял пояс с большой пряжкой. Головные уборы носились в зависимости от возраста, положения в обществе или мероприятия, для которого подбирался наряд. Так, например, маленькие девочки ходили с непокрытой головой до тех пор, пока не созреют для замужества.
Замужние носили шапочку из бархата с искусной вышивкой или тесьмой. В зависимости от количества детей шапочка видоизменялась и дополнялась новыми деталями. Обувью служили либо кожаные, либо сафьяновые туфли. Женщины, состоявшие в высшем сословии, носили ботинки с толстой и высокой подошвой, вырезанные по ноге и оббитые дорогими камнями.
Мужской костюм называли Черкеска или «Цый». В него входили нательная рубашка, ее шили из простой белой ткани; бешмет, который одевали поверх рубахи. У бешмета были длинные рукава, воротник-стойка и застежка на груди. Богатые князья носили бешмет, пошитый из легкой шерсти или шелка ярко — красного или черного цвета. Крестьянские бешметы были проще, их шили из домотканого сукна.
Штаны черкесов были простого покроя, соединялись клином и затягивались тонким ремнем на поясе. Черкеска, верхняя часть мужского костюма, чаще всего была серого или бордового цвета. Спереди на черкеску нашивали карманы для пороховых газырей. На ногах мужчины носили поверх войлочных или кожаных ноговиц (род чулок из толстой шерсти) мягкую обувь – чувяки. Князья носили расшитые сафьяновые башмаки.
Мужчины, принимавшие участия в боевых действиях, носили шлемы, налокотники, рукавицы и кольчуги. Их бережно хранили и передавали по наследству из поколения в поколение. Часть из них хранится в семьях, некоторые экземпляры переданы в музеи.
Фотографии из фондов музея.
Источник: www.xn--80adiabipll0cher3p.xn--p1ai
От бурки до черкески: азбука обмундирования казака
В октябре Краснодарский край отмечает сразу две памятных даты — День кубанского казачества и годовщину образования Кубанского казачьего войска. К этим праздникам интернет-портал «Кубань24» предлагает вниманию читателей материал о традиционном гардеробе и обмундировании кубанского казака.
Гардероб – честь и гордость казака
В 1816 году вышел первый императорский указ, который регламентировал внешний вид казака, элементы гардероба и предметы вооружения.
Для каждого казачьего войска определялся свой набор элементов, но для казаков Черноморского (далее Кубанского) и Донского войск наборы оказались максимально похожи. Разница была только в цветах формы и второстепенных составляющих гардероба.
Изначально на Кубань запорожцы пришли очень ярко и живописно одетыми — широкие, чаще всего синие шаровары, жупаны червонного цвета, цветистые кафтаны, шелковые кушаки и сапоги (особо ценились тогда модные, желтой кожи). Постепенно их гардероб трансформировался в сторону более сдержанных цветовых гамм и форм. На одежду оказали влияние и кавказские народы — некоторые оказавшиеся удобными элементы одежды взяты у горцев.
Так из чего же состоял гардероб и вооружение кубанского казака? Начнем с ног — там мы видим сапоги из мягкой кожи, чаще всего бычьей. Обувь была с маленьким каблуком или без него. В дождь сверху надевали калоши, сшитые из более толстой кожи. В зимнее время носили шерстяные валенки.
Чуть выше мы видим шаровары синего цвета. У кубанских казаков шаровары были без лампасов, а у донских — с лампасами. В качестве верхней одежды носили черкеску, реже бешмет. Черкеску казаку было запрещено надевать, если он выполнял работу по найму, в этом случае использовался более простой зипун. А в целом черкеску носили и в повседневной жизни, гордясь казачьим статусом.
От черкески до кителя
В 1915 году под влиянием мировой тенденции в военной форме, черкески в армии попытались заменить кителями, хотя это вид военной одежды встречался у казаков и раньше. Кстати, носить укороченную черкеску считалось постыдным. И вот почему — это означало, что мужчина мало ездит верхом. А все казаки были прекрасными наездниками, и только наезднику можно было с комфортом носить длинную черкеску.
Это не значит, что казачьи модники того времени не пробовали разнообразить свою одежду. Также характерно для казачества было ношение чекменя — крестьянского кафтана похожего на плотный халат и архалука — кавказской поддевки со стоячим воротником из кашемира, атласа или сатина с кушаком или поясом.
Поверх черкески в дождь одевали балахон, а в холод или при полном параде — знаменитую бурку. Она чаще всего была черного или бурого цвета, редко встречались одеяния белого цвета. На голове носилась папаха, а позже их в теплое время года заменили на фуражки. Но они в среде кубанского казачества не прижились.
Потом папахи стали шить укороченными — так появились знаменитая кубанка. Иногороднему ее носить запрещалось. Если казака в походе настигала непогода, то на голову надевали башлык — остроконечный капюшон с лопастями для обматывания вокруг шеи в виде шарфа. Хорошие и качественные черкеска, бурка и папаха стоили очень дорого и были предметами гордости казака и зависти окружающих. Часто они передавались по наследству.
Голову казаки брили, часто оставляя одну длинную прядь — чуприну, которую зачесывали за ухо. Наиболее приверженные традициям казаки бороды не носили.
Только шашка казаку во степи подмога
Вооружение кубанского казака 17 века было простым и одновременно грозным, так как они им отменно владели — длинное ружье (рушница), пистолет, кривая турецкая сабля, шашка, короткое копье (списа или пика) и длинный нож (кинжал) в кожаных или деревянных ножнах.
Основным оружием казака была сабля. Шашка считалась вспомогательным. Считается, что шашку казаки позаимствовали у адыгов, а позже от казаков шашка распространилась во все виды войск российской армии. Кинжал казак использовал в ближнем бою. Иногда клинок мог выполнять роль метательного оружия.
Купить кинжал — позор для казака. Кинжал дарился, передавался по наследству или добывался в бою. Пика или копье были длиной до 3 метров (были и пятиметровые) и весили 3-4 килограмма. Размер наконечника варьировался от 12 до 60 см. Ружья, а потом и винтовки могли быть разными, но чаще всего казаки использовали те образцы, которые были на то время приняты на вооружение в русской армии.
Хотя встречалось и индивидуальное, сделанное на заказ огнестрельное оружие.
Отдельным важным элементом обмундирования казака была нагайка. Нагайка — это вид плети, представляющая собой сплетение кожаных ремешков с утолщением на конце (шлепок), куда иногда вставлялся утяжелитель. Считалось, что нагайка меньше травмирует шкуру лошади. Утяжелитель также был и в рукояти.
Нагайка могла быть и оружием и одновременно знаком принадлежности к казачьему войску. Часто в шлепок вшивали свинцовый грузик или пулю. Оснащенные таким образом нагайки можно было даже использовать на охоте, они назывались волкобоями. У пристава в кругу или у есаула казацкая плеть была знаком власти и положения. Также нагайки использовались и для телесных наказаний по решению круга или совета старейшин Кубанского казачьего войска.
Авторы: Алексей Куликов
Источник: kuban24.tv
Заметки о Черкесии №24 — Жанеевцы и хегайки
В этом выпуске поговорим о более старых известных этносах адыгов — жанеевцах, проживавших в западной части Краснодарского края от Тамани до Дона и хегайках, живших вокруг Анапы. Итак, поехали.
Видеоверсия выпуска по ссылке — Заметки о Черкесии №25 — Жанеевцы и хегайки Тамани
Жанеевцы (Жьанэ) — одно из адыгских племен (субэтносов). Согласно Адиль-Гирей Кешеву, этноним жанейхы (адыгское произношение во множ. числе) происходит от другого этнонима — гениохи.
В Сказаниях о черкесских князьях, где говорится о правлении Инала, жанеевцы упоминаются, как многочисленный и агрессивный противник, который серьезно угрожал своими набегами не только татарским соседям, но даже и кабардинцам в процессе их переселения на восток. Исходя из различных данных по 13-15-му векам, можно предположить, что жанеевцы изначально входили в Сагинскую конфедерацию со времен Синдики (позже — касоги) и проживали в районе Таманского полуострова, откуда расселились на север вплоть до Дона.
Вполне вероятно, что они являлись одной из крупнейших составляющих Тмутараканского княжества и именно их колонии были в большой степени распространены в Крыму. Есть упоминание о жанеевском аристократе — дефтердаре Касим-пашае Черкесе, долгое время занимавшем пост османского наместника Крыма.
От Тамани жанеевцы расселялись вдоль реки Кубань до земель темиргоевцев, с которыми соседствовали где-то в районе между Краснодаром и Славянском. Позже между ними вклинились бжедуги, обосновавшиеся по реке Псекупс и со временем отошедшие к Кубани под натиском шапсугов и абадзехов. Одно из сказаний гласит, что жанеевцы пришли из-за хребта в долину Цемез (бухту Новороссийска).
Пригласив на новоселье соседей по Кубани — бжедугов-черченеевцев (а вероятнее всего бжедугов-вепснов из Анапы), они обнаружили после пира пропажу родовой чаши, за что жанеевцы прозвали их бжедухами (воры чаши, хотя верность перевода не подтверждена). Из долины Цемез жанеевцы перешли в долину р. Адекум (Алегум) в Закубанье, северо-восточнее Анапы, которую занимали хегайки, но позже они были вынуждены отойти на остров Детлясв (Каракубань) к морскому побережью Тамани.
В пик развития в 15-16-м веках, жанеевцы составляли две территориально независимые группы: Малая Жана была расположена к северо-западу от современного Туапсе, а Большая Жана, по сведениям Э. Челеби, занимала территорию «от Крыма до реки Абин». Во внутренних границах различных субэтнических подразделений Западной Черкесии на протяжении рассматриваемого периода происходили определенные изменения социального и демографического характера, обусловленные миграциями. Последние могли быть следствием консолидации адыгского этноса, когда одни группы сливались с более крупными или, наоборот, крупное подразделение могло распадаться на несколько ветвей. На эти изменения очень часто влияли и внешние «вызовы», например, активная завоевательная политика Крымского ханства.
У этого племени красивое женское имя Жанэ, которое исследователи произвольно писали на свой лад: жань (Люлье), сонны (Аутлев), жанинцы (Хан-Гирей), Янца или Джанца (Пейсонель). Берже, ссылаясь на древнегреческие источники, называл их Сонич (Санихи).
Об их числе можно судить по тому, что князь Большой Жанетии имел 10-ти тысячное войско из пехоты и конницы, а Малая Жанетия располагала 3-х тысячным войском. Родоначальником жанеевцев считался Бекхан, но жанеевское владение во главе с княжескими домами Комео и Бечкан не избежало разделения на ряд независимых уделов.
Честолюбие было главной чертой характера жанеевцев, они готовы были погибнуть, только бы об их храбрости, щедрости и верности своим обычаям сложили песню. В сказании о дворянине Кайте говорилось, что однажды его возлюбленная заметила, что он не питается походной пищей и не переносит лишений, как два соседних князя.
Гордость и самолюбие привели Каита к соседям, где, несмотря на укусы собак, он вошел в кунацкую и стал их другом. Спустя время в бою оба князя были ранены и уговаривали Каита оставить их, но, верный долгу товарищества, он бился до последнего. Враги удивлялись его мужеству, предлагали уйти, но Каит погиб у тел кунаков. О его подвиге долго пелись песни в кругу молодежи.
В Западной Черкесии институт старшего князя длительное время принадлежал авторитетной ветви жанеевских князей. Титул старшего князя Черкесии во второй трети 16-го века последовательно принадлежит жанеевским князьям ветви Зановых — Кансавуку и Сибоку — отцу и сыну соответственно. В 30-е гг.
17-го века за статус старшего князя Черкесии (по всей видимости, только Западной Черкесии) соперничают жанеевские князья Антонак и Хакшумак, павший в войне с крымским ханом. Соперниками сильной жанеевской династии являлись князья Болотоковы, правившие в самом большом и многочисленном княжеском владении Черкесии — княжестве Болоткай-Темиргой.
Князья Болотоковы обладали титулом «великий князь» или «князь из князей» со времен установления такого статуса Иналом — они были способны открыто противопоставлять себя Крымскому ханству и вести успешные военные действия против ханских войск. Несмотря на постоянное соперничество, адыгские княжеские династии были тесно сплетены друг с другом узами родства и политических союзов.
В 1523 году, потеряв тысячи воинов, жанеевцы вынуждены были признать вассальную зависимость от крымского хана. Через 15 лет, как только они попытались восстать, хан Сахиб-Гирей вместе с турецкими янычарами вторглись в их земли. После кровопролитного сражения хан наложил на них унизительную дань в 300 рабов.
Однако, гордые жанеевцы не могли поступиться своими соплеменниками, и крымчаки в 1545 году вновь разорили их аулы, применив впервые на Тамани артиллерию. Так племя Жанэ было физически сломлено — два месяца татары грабили, жгли, насиловали, угоняли в плен жанеевцев. Тем не менее, в 1551 году они вновь восстают, и снова гибнут лучшие из них.
Все это произошло, несмотря на то, что жанеевский князь Сибок Кансаукович, первоначально являлся вассалом крымского хана Сахиб-Гирея I, но агрессивные действия татар привели к тому, что он занял резкую антикрымскую и антиосманскую позицию. После этих событий, в ноябре 1552 года закубанские адыги, как и кабардинский князь Темрюк, в т.ч. и жанеевцы, направляют делегации в Москву искать защиты от турок и татар.
Через три месяца жанеевский князь Сибок Кансауров снова побывал в Москве и вернулся с воеводой А. Шереметьевым, который убедился в трудностях Жанэ. Точно также, как и дети Темрюка, сын жанеевского князя Сибока Кансауковича — Александр, именовался при дворе Ивана IV царевичем, да и сам царь Грозный, прежде чем свататься к Марии Темрюковне, сватался к дочери жанеевского князя Сибока, однако последний отказался от царского предложения, что свидетельствует о том, что по его мнению — Московское княжество ещё не было стабильным государством в тот период истории.
Тем не менее, жанеевцы приняли в 1555 году русское подданство и захватили две турецкие крепости на Таманском полуострове — Темрюк и Тамань. В 1561-1562 годы, после того как Иван IV заключил мирный договор с крымским ханом Девлет-Гиреем I, Сибок был вынужден искать покровительства со стороны польско-литовского короля Сигизмунда II Августа.
Однако протурецкое влияние среди адыгов усиливалось, и Сибок Кансауров под давлением внутренних врагов вынужден был эмигрировать в Россию. Являясь щитом между крымскими татарами и другими адыгскими племенами, жанеевцы первыми принимали на себя все их удары. Под напором силы, они вынуждены были первыми принять мусульманство, но продолжали соблюдать обычаи адыгства.
Как отмечал П.Аутлев, в середине 18-го века — жанеевцы (сонны) крымскому хану так и не были „ни малейше подданы». Часть жанеевцев во главе с князьями Заноко позже влилась в состав хегайков — считается, что знаменитый натухайский князь Сефер-бей Заноков ведет свою родословную из кубанских жанеевцев и хегайков, к которым переселились его предки. В 16-17-м веках в пределах османских владений на Таманском полуострове сформировалось довольно многочисленное смешанное население (адыги (черкесы), османы, армяне, евреи, греки и др.). Адыгское население Таманского полуострова (адале — «островитяне» (от тюрк. ада — «остров») османских источников или «таманские черкесы» русских источников) не составляло независимого владения, а проживало в пригородах османских укреплений (Тамань, Темрюк, Кизил-Таш) и в небольших селениях, число которых по османским данным середины 17-го века достигало 80. Оно сформировалось и пополнялось в основном за счет выходцев из соседнего Хегайка и Жане и управлялось собственными «беями», подконтрольными османской администрации.
В 1667 году самое подробное описание племён Жане сделал турецкий разведчик Эвлия Челеби, он записал — «Пшуко (княжество) земли черкесского племени Жане. Это пятьсот домов, крытых тростником и камышом, у подножия гор Хайку. Имя бея — Антонук. Он владетель десяти тысяч богатырей — всадников с колчанами и пеших черкесов-джигитов с ружьями.
Они постоянно воюют с садаша-абхазами и убивают их. Его светлость хан тоже был здесь, ему устроили угощение и дали девиц и гулямов. А Селямет-Гирей-султану не дали ничего и задержали в этой стране, так как его мать была из женщин жане. В двух часах [пути], также на восток, — река Адагум, а вблизи неё — река Сетаза.
Они вытекают из Абхазской земли и впадают в реку Кубань (У Эвлеби все прибрежные горы Черкесии — Абхазские, как и черкесы-абаза — абхазы). К 17-му веку жанеевцы проживали в северо-западном Причерноморье между левыми притоками Кубани — Абин, Хабль и Иль и к северо-западу от реки Туапсе.
В 1823 году русский историк Кавказа Броневский, Семён Михайлович в своем описании (Область черкесов) написал — «Жанинцы, жанины, бжана, — живут против Талызиной переправы в шести деревнях, из которых четыре лежат на Атакуме, а две — на лимане или озере. Они жили прежде на правом берегу Кубани повыше Копыла (Славянск-на-Кубани), но в 1778 году ушли на левый берег, спасая себя от Российских войск. В 1787 году жанеевцы, подчиняясь князьям Зановым, живут на левом берегу Кубани в шести селениях, в т.ч. по низовьям р. Адагум под управлением Мисоста Герай Заноко, сокращаясь до группы в 20–30 семей у Анапы на ручьях Пшец и Хохай. В 1802 году Черноморские казаки в отмщение за беспрестанные их шалости, разорили жанинцев совершенно, побили и забрали в плен. Владельцы их, оставшиеся за Кубанью с 20 или 30 семьями, называются: Альхос-Мал-гирей и Мега-Гуко.».
В 1830-1840-х годах на Каракубанский остров по призыву Зановых перебираются оставшиеся жанеевские группы из района Пшады и других мест Закубанья, под давлением демократических обществ шапсугов. К началу 19-го века они занимали уже только нижнее течение реки Кубань и побережье Черного моря между реками Цемес и Пшад, все более уменьшаясь в количестве.
Хан-Гирей утверждал, что последние остатки жанеевцев собрались «в одном ауле, находящемся в Черченайском (бжедухи-черченеевцы) владении на Пшише; «сокрылось самобытное существование жанинцев» со смертью князя Неттаххокка. В 1857 году Люлье, Леонтий Яковлевич записал: «Жан, или жанеевцы. Племя некогда могущественное и сильное.
Слабые остатки его ныне (до 1857 года) расположены в 70 верстах ниже бзедугов, на острове, образуемом двумя рукавами Кубани и называемом черкесами Детлясвь, а черноморскими казаками — Каракубанский остров. Несколько семейств этого племени живут на Адекуме между натухажцами».
Историю взаимоотношений с бжедугами еще в 1840-е годы можно проследить в истории убийства племянника бжедугского князя Алхаса, Явнук-бея: «Окончательный разрыв дяди с племянником произошел после того, как Явбук-бей бежал из русских пределов обратно за Кубань, но когда князь Алхас узнал, что племянник его пренебрег фамильными традициями и женился не на княжне, а на девице простого рода, разрыв этот перешел в открытую вражду, выразившую суровый и жестокий характер Алхаса таким же, каким он был в молодые годы. Случилось в это время, что один из князей племени жане стал добиваться руки красавицы Адыхан, племянницы Алхаса, но князь отказал, говоря, что не отдаст ни за кого своей племянницы, пока будет жив Явбук-бей.
Слова эти были приняты молодым князем за буквальный намек, и случай отделаться от Явбук-бея скоро представился. Однажды, когда они ехали вместе, бжедухский князь сошел с коня и преклонил колена, чтобы совершить намаз, вдруг грянул пистолетный выстрел, и Явбук-бей был убить наповал. Конвой, сопровождавший их, принадлежал жанеевскому князю, и потому естественно убийца не был задержан. Он первый поторопился сообщить старому Алхасу эту радостную весть, чтобы получить руку его племянницы, но старец нахмурив брови слушал рассказ его, и когда он кончил, сказал: «Тот, кто опозорил княжескую честь вероломным убийством, да еще в то время, когда сопровождавший его конвой обязан был защищать своего гостя до последней капли крови, никогда не будет мужем моей племянницы». И жанеевский князь, нарушивший вековые адаты черкесского народа, должен был удалиться со стыдом.»
Население все больше уходило в горы в вольные общества от бесконечной войны с Крымским ханством и притиснений от него, а также и со стороны своих феодалов. Война с Российской империей полностью исчерпала их этнос и они смешались с натухайцами и шапсугами, а также, отчасти, бжедугами, утеряв свою племенную идентичность.
Последнее стало возможным также и благодаря нескольким эпидемиям суровой чумы прошедшей 1770-е и 1800-е годы по Черкесии и особенно тяжело отразившейся на численности жанеевцев. В свою очередь шапсуги и натухайцы как раз образовались в большинстве своем из бывших племен жанеевцев, хегайков, хатукаевцев, из бежавших, объединенных в свободные демократические общества, управляемые народными собраниями (хасэ). После окончания Русско-Кавказской войны жанеевцев более практически не осталось, их диалект адыгского языка забыт. Небольшое число потомков жанеевцев вошло в состав современных адыгейцев и проживает в Адыгее. Их выделяют фамилии Жанэ, Жанов, Женетль.
ХЕГАЙКИ
Шегаки («шефакийские черкесы») жили вблизи Анапы, у подножья Бешкуйских гор в котловине Чехурай. Они считали, что земли вокруг Анапы являются родиной всех адыгов. Такой вывод можно сделать и из Сказаний о черкесских князьях, где говорится о том, что Инал начал свою объединительную деятельность как раз у хегайков, из района Кизилтышского лимана.
Хегайки помогали ему обеспечить победу в битве с восставшими феодалами на землях абазин и абхазов. В исторический период, хегайки занимали земли от моря вдоль долины р. Бугур (Бы-гур) — ныне Анапка. Развалины древней Горгиппии и генуэзской крепости Мапы находились на их территории.
В 1666 году Эвлия Челеби при описании Анапской крепости писал: «Крепость построена очень умело и является творением искусного инженера. Внутри её пасутся на зимовках овцы и козы племени шегаке, живущего в окрестностях. Место это, … (будучи) подчиненным … Кафинского эйялета. Население племени шегаке платит десятину, если его к тому принуждают.
Насчитывается до трех тысяч покорных с виду мятежников». Интересную историю можно найти в преданиях о приходе бжедугов в земли темиргоевцев — «Бжедуги разделились на четыре отрасли. Князья Черчан, Хамиш, Богорсоко и Бастоко стали родоначальниками самостоятельных княжеских домов. Черченеевское и Хамишеевское владения удержали общее субэтническое название бжедугов.
Подданые Богорсоко передвинулись на северо-восток, в бассейн средней Лабы (рр. Фарс, Псефирь) и под именем махошевцев вошли в число самостоятельных этнотерриториальных единиц Западной Черкесии. Подданые Бастоко мигрировали в западном направлении и осели на Черноморском побережье в долине р. Вепсне на границе хегакских владений. Эта локальная группа адыгского населения известна источникам как вепсне или вепсненцы».
Хегаке с адыгского — „приморские жители». Это слово писалось и произносилось по-разному: шегераи и шеххакеи (Пейсонель), хегайк и шегаки (Люлье, Дубровин). Среди черкесских племен Хегаки занимало когда-то видное место, отмечал Хан-Гирей. О его величии и силе можно судить по участию вместе с турками во взятии Азова (1640 год), когда его заняли казаки.
В 1666 году по словам турецкого путешественника Э. Челеби, племя Шегаке, имевшее всего лишь 10 000 человек, располагало 3-х тысячным войском, то есть каждый третий был воином. Многие источники указывают, что огнестрельное оружие у адыгов впервые появилось именно у хегайков от Османов во второй половине 17-го века. К этому времени половина их войска была вооружена новым мощным оружием.
Поняв преимущество огнестрельного оружия, следом за хегайками быстро вооружились воины Большой Жанетии, чему способствовала торговля морем. Только из Бахчисарая сюда завезли в то время почти 1 000 ружей. Позже они покупали только стволы, а остальное делали свои мастера.
Племя имело крупные аулы — в 17-м веке в одном из них было более 550 домов (вероятно речь о Сукко, позже центре натухайцев). Живя у моря, рядом с турецкой Анапой, многие хегайки приняли мусульманство, но помнили и свои обычаи и свой этикет. Известно, что Сефер-бей Заноков, хоть и был из жанеевцев, но его семья была уже смешанной. Отец был знатным хегайком, владевшим землями в Анапе, которые он продал туркам для расширения крепости. Он также был торговцем и крупным судовладельцем, имевшим широкие связи в Османской империи.
Несколько позднее небольшая часть хатукаевцев во главе с князьями Бхгезеноко в качестве отдельного удела вошла в состав хегаков. В 1808 году — Юлиус Клапрот, в своём произведении «Путешествие по Кавказу и Грузии», сообщал: «Маленькое черкесское племя схегакэ живёт сейчас не под Анапой, а на Бугуре и его притоках.
Их черкесское название означает: «живущие близ моря» (с’хе — значит «море», с’хе пситса «черное море»). Оно имело князя по имени Мамет-Гирей-Жана и жило раньше на месте, где построена Анапа. Их князь был богачом торговал и имел суда на Чёрном море».
В 1820 году Фредерик Дюбуа Де Монперэ, автор произведения «Путешествие вокруг Кавказа», писал: «численность черкесского племени шегаки равна 20 000 человек». Однако, междоусобицы, войны с татарами и турками, борьба с казаками и, в довершение всего, чума в 1812 года привели хегайков к полному исчезновению. Их остатки слились с натухайцами, а частью ушли к темиргоевцам. Именно хегайкский князь Сефер-бей, живший в ауле Куматырь, стремился возглавить всех адыгов в борьбе за независимость в середине 19-го века и имел дело уже с натухайами, с которыми у него были хорошие взаимоотношения, как с прямыми соотечественниками, что говорит о глубоком смешении двух субэтносов.
Хегайки после Кавказской войны в источниках более не упоминались. Впрочем, как и натухайцы, подавляющая часть которых, из выживших, эмигрировала в Турцию.
Источник: dagliese581g.livejournal.com