Что значит повышенная и пониженная передача на КАМАЗе

Содержание

Устройство, схемы и инструкция по переключению коробки передач КАМАЗ

Коробка передач КАМАЗ представляет собой десяти- или пятиступенчатый агрегат, переключение скоростей в которых осуществляется посредством нажатия на педаль сцепления и перемещением рукоятки трансмиссии. Поскольку такие автомобили характеризуются большой массой, передачи переключаются в несколько этапов.

Устройство и принцип работы КПП

Основные компоненты, из которых состоит трансмиссионный агрегат КАМАЗ:

  1. Картерное устройство. В нем используется три вала — первичный, вторичный и промежуточный. Назначение модуля с шестернями: активация задней скорости.
  2. Верхняя защитная крышка коробки передач.
  3. Сам механизм переключения скоростей (устройство сборно-разборное).
  4. Двигатель, расположенный на передней части картера.

На самосвалах КАМАЗ при переходе с повышенной скорости на пониженную кулиса не используется. Такая особенность грузовых авто с европейскими стандартами Euro 2, 3 и 4 подразумевает применение специального переключателя и педали сцепления. Переключение производится в автоматическом режиме. В соответствии с официальным описанием в техническом руководстве по использованию и обслуживанию, верхнее положение селектора необходимо для загруженного авто, а нижнее — для пустой машины.

пропала пониженная на раздатке камаз 4310?

Рисунок чертежа конструкции трансмиссии КАМАЗ 14

Более подробная схема устройства КПП грузовых автомобилей КАМАЗ на примере модели 14:

  1. Ведущий вал.
  2. Защитная крышка заднего подшипникового элемента для ведущего вала.
  3. Регулировочная прокладка.
  4. Шток ручки.
  5. Защитное колечко.
  6. Крышка опоры ручки.
  7. Сухарь опоры ручки.
  8. Уплотнительная прокладка.
  9. Опора штока.
  10. Пружинный элемент.
  11. Опора ручки переключения скоростей.
  12. Ось модуля с шестеренками заднего хода.
  13. Упорная шайба.
  14. Модуль шестеренок задней передачи.
  15. Роликовый подшипник.
  16. Винт со штифтом.
  17. Стопорная шайба.
  18. Верхняя крышка.
  19. Уплотнительная резинка.
  20. Крышка заднего подшипникового элемента для ведомого вала.
  21. Стопорное кольцо.
  22. Задний шариковый подшипниковый элемент для тяги ведомого вала.
  23. Регулировочная прокладка.
  24. Так называемый червяк, подключенный к приводу спидометра.
  25. Уплотнительная манжета.
  26. Гайка фиксации фланца.
  27. Фланец фиксации карданного вала.
  28. Стакан заднего подшипникового устройства промежуточного вала.
  29. Крышка подшипникового устройства.
  30. Роликовый подшипник.
  31. Упорная шайба.
  32. Уплотнительная резинка.
  33. Промежуточный вал.
  34. Картерное устройство трансмиссионного агрегата.
  35. Ведомый вал.
  36. Уплотнительная резинка.
  37. Крышка переднего подшипника, расположенного на промежуточном валу.
  38. Картерное устройство системы сцепления.
  39. Уплотнительная манжета.
  40. Вилка отключения сцепления.
  41. Вал вилки отключения сцепления.
  42. Муфта системы сцепления.

Пятиступенчатые коробки передач ставятся на авто, предназначенные для индивидуального использования, десятиступенчатыми агрегатами оснащаются грузовики, относящиеся к классу автопоездов. По конструкции 10-ступенчатый агрегат представляет собой коробку с пятью ступенями, дополненную редукторным устройством с делителем. Такая система обеспечивает возможность использования 10 передних скоростей и двух задних.

Если на новом или на старом КАМАЗе установлена трансмиссия модели 152 или 154, то она имеет следующие отличия от более старых версий:

  • коробка передач оборудуется усиленным синхронизаторным устройством делительного механизма;
  • в таких агрегатах более усилены шлицы, а из устройства КПП удалены крепления этих элементов;
  • в более новых версиях на моделях 43118, 5320 и прочих используется другой способ крепления шестеренок агрегата;
  • высота зубчиков коробки передач увеличена.

В более модернизированной версии коробки передач КАМАЗ правильная процедура управления и включения делительного механизма производится с применением пневматического устройства.

С делителем

По конструкции делитель состоит из следующих элементов:

  1. Золотниковый кран. Данный компонент используется для управления редуктором и располагается на опоре рычага переключения скоростей. Узел может функционировать в режимах прямой либо пониженной передачи.
  2. Редукционный клапан. Этот элемент используется для отбора сжатого воздуха, поступающего из пневматического механизма. Клапан стравливает воздушный поток, когда давление в системе критически высокое. От редукционного клапана воздух подается на управляющий кран и клапан активации делителя. Такая схема позволяет создать одновременно два контура в системе управления двигателем автомобиля.
  3. Клапан активации делительного механизма. Данное устройство предназначено для подачи сжатого воздуха на узел в случае, если водитель выключает сцепление. Такой принцип действия позволяет включить и выключить пониженную передачу параллельно переключению скоростей на основной трансмиссии.
  4. Механизм переключения передач делителя. Устройство состоит из поршня, расположенного в цилиндрическом элементе. Шток поршня подключается к ручке, расположенной на валике вилки механизма. Если в коробку передач поступает сжатый воздушный поток, то поршень перемещается в определенном направлении. В результате смещения происходит изменение режима функционирования.
  5. Воздухораспределительная магистраль делителя. Данный элемент используется для подачи воздуха в цилиндр коробки.
  6. Подшипниковые элементы, синхронизаторы и картерное устройство, оснащенное валами с шестеренками.

Трансмиссионный агрегат с делительным механизмом

Устройство коробки передач с делителем включает в себя такие элементы:

  1. Гайка М12х1,25-6Н.
  2. Замковая шайба маркировки 12,3.
  3. Защитная крышка переднего подшипникового устройства, расположенного на промежуточном валу.
  4. Замковая шайба на 10.
  5. Винт М10х1,25.
  6. Защитная крышка переднего подшипникового устройства, расположенного на первичном валу, в сборе.
  7. Уплотнительная резинка крышки первичного вала.
  8. Регулировочная прокладка.
  9. Регулировочная прокладка.
  10. Первичный вал делительного устройства в сборе.
  11. Специальная гайка М52х2-Л-6Н.
  12. Маслонагнетающее колечко, расположенное на первичном валу.
  13. Штифт класса 4х12.
  14. Роликовое подшипниковое устройство радиального типа с удлиненными цилиндрическими роликами двухрядного типа, кольцами не оснащается.
  15. Стопорное колечко.
  16. Роликовое подшипниковое устройство радиального типа, относится к категории однорядных устройств.
  17. Первичный вал делительного механизма трансмиссии.
  18. Призматическая шпонка.
  19. Втулка заднего подшипникового элемента, расположенная на первичном валу.
  20. Шестеренка первичного вала делительного устройства трансмиссии в сборе.
  21. Сливная пробка, оснащенная магнитом для притяжения продуктов износа.
  22. Картерный узел делителя со втулками в сборе.
  23. Масленка.
  24. Рым-болт.
  25. Заглушка.
  26. Уплотнительная резинка.
  27. Винт М8-6gx16.
  28. Пружинная шайба.
  29. Крышка люка картерного устройства делителя коробки.
  30. Шпилька картера М16х1.
  31. Пружинная шайба.
  32. Гайка стандарта М16.
  33. Синхронизаторный узел делительного механизма коробки в сборе.
  34. Прокладка картерного устройства делителя.
  35. Промежуточный вал.
  36. Гнездо заднего подшипникового устройства, расположенного на промежуточном валу.
  37. Болт М6.
  38. Роликовый подшипниковый элемент.
  39. Крышка картерного устройства системы сцепления, расположенная сверху.
  40. Промежуточный вал делительного устройства.
  41. Шестеренка промежуточного вала.
  42. Делительный узел коробки с механизмом управления в сборе.
  43. Штифт 12х35.
  44. Шпилька М16.
  45. Подшипниковый шариковый элемент радиального типа, относящийся к классу однорядных. Устройство комплектуется канавкой и располагается на внешнем кольце.
  46. Упорное кольцо переднего подшипника.
  47. Упорная шайба.
  48. Шпилька М12х1.
  49. Стопорная планка.
  50. Винт М12х1,25.
  51. Прокладка крышки переднего подшипникового элемента, расположенного на промежуточном валу.
  52. Уплотнительное кольцо крышки подшипника.
  53. Защитная крышка смотрового отверстия, расположенная снизу.
  54. Крышка картерного устройства системы сцепления.

Основная особенность коробок передач на КАМАЗ Евро 2, 3 и 4 заключается в возможности функционирования при повышенном либо пониженном режиме. Такая особенность была предусмотрена разработчиками для минимализации нагрузки на мотор машины, которая может двигаться как без груза, так и груженая. Делительное устройство представляет собой механический редукторный узел, предназначенный для увеличения передаточного отношения.

Схемы устройства коробок передач

На машинах КАМАЗ сегодня используются следующие коробки передач:

  • модель 14;
  • трансмиссии модели 15;
  • КПП 161;
  • трансмиссии ZF, выпущенные в Германии.

Модель 14

Особенности коробок передач:

  • авто, функционирующие «на механике» нового образца 14 имеют модификации 141, 142 и 144;
  • такие системы относятся к категории пятиступенчатых агрегатов, в которых расположены трехкодовые механизмы переключения;
  • включение передач производится удаленно с применением качающегося рычага;
  • такие коробки могут использоваться на самосвалах, а также одиночных транспортных средствах без прицепов.

Данные КПП могут использоваться на следующих моделях:

Таблица: передаточные отношения коробок передач КАМАЗ 14 модели
Модель1 скорость2 скорость3 скорость4 скорость5 скоростьR
Модель 1415,622,891,641,000,7245,30
Модель 1426,383,292,041,250,8156,02
Модель 1447,824,032,51,531,007,38

Модель 15

Особенности 15 моделей:

  • такие трансмиссии имеют модификации 152 и 154 и относятся к категории десятиступенчатых агрегатов;
  • устройство включает в себя пятиступенчатую коробку и двухступенчатый мотор с расположением спереди;
  • наличие делительного механизма увеличивает количество скоростей до 12 (10 передних и 2 задние)4
  • переключение передач производится дистанционно с использованием качающегося рычага, а включение делителя — пневмомеханическое (с применением выключателя на ручке);
  • в основном такая коробка передач стоит на тягачах, функционирующих в составе автопоездов.

Эти трансмиссии могут использоваться на моделях:

  • 53215;
  • 44108;
  • 53212;
  • 55111;
  • 65115;
  • 5311;
  • 43114;
  • 43118;
  • 5350;
  • 5410;
  • 5320;
  • 55102;
  • 5511 и др.
Талица: передаточные отношения коробок передач КАМАЗ 15 модели
Модель1 скорость2 скорость3 скорость4 скорость5 скоростьR
Модель 152Повышенная7,824,032,51,531,007,38
Пониженная6,383,292,041,250,8156,38
Модель 154Повышенная7,824,032,51,531,007,38
Пониженная6,383,292,041,250,8156,38

Модель 161

Модель 161 относится к классу восьмиступенчатых трансмиссий, которая включает в себя 4-ступенчатую коробку, а также установленный сзади планетарный двухступенчатый демультипликатор. Последний используется для включения пониженной и прямой скоростей.

Эти устройства применяются в основном на моделях:

Однако установка возможно и на КАМАЗы, оснащенные двигателями 740.50-360 или 740.51-320.

Таблица: передаточные отношения коробок передач КАМАЗ 16 модели
Модель1 скорость2 скорость3 скорость4 скорость5 скорость6 скорость7 скорость8 скоростьR
Модель 1618,395,503,932,872,121,401,000,7311,01

Модель ZF

Трансмиссии ZF включают в свой модельный ряд несколько разновидностей коробок передач:

  • ZF-6S1000 (механика на 16 ступеней);
  • ZF-9S109 (девятиступенчатая механическая коробка по устройству выглядит как 161 модель, оснащенная дополнительной пониженной скоростью);
  • ZF-9S1310 (механическая «девятиступка»);
  • ZF-16S151 (шестнадцати ступенчатая коробка, включающая в себя восьмиступенчатый агрегат и двухступенчатый демультипликатор).

Данные КПП могут использоваться на:

  • 44108;
  • 65115;
  • 43114;
  • 43118;
  • 6520;
  • 6460;
  • 6522;
  • 65225;
  • 65117;
  • 5490 и др.
Таблица: передаточные отношения коробок передач КАМАЗ модели ZF
Модель1 скорость2 скорость3 скорость4 скорость5 скорость6 скорость7 скорость8 скорость9 скоростьR
ZF-6S100010,246,5764,783,5312,611,861,351,00,749,44
ZF-9S1096,753,602,121,391,000,786,06
ZF-9S1310Повышенная13,809,596,814,583,0212,091,491,0013,17
Пониженная11,558,025,703,842,521,751,240,8411,03
ZF-16S1519,486,584,683,482,621,891,351,000,758,97

Фото КПП КАМАЗа

Коробка передач КАМАЗ 14 Трансмиссионный агрегат модели 15 Коробка 161 в снятом виде Трансмиссионный агрегат КАМАЗ ZF

Инструкция по переключению КПП

Эксплуатация трансмиссии включает в себя три основных нюанса:

  • правильность начала движения;
  • особенности выбора и переключения скоростей;
  • использование задней передачи.

Начало движения: на какой скорости трогаться?

После того, как двигатель запущен и мотор начал работать, движение должно начинаться на пониженной передаче. Трогаясь с места, включать скорость нужно только при выключенном сцеплении.

На трансмиссиях автомобилей КАМАЗ схема включения передачи производится в определенной последовательности:

  1. На первом этапе после начала движения нужно включить передачу 1В (повышенный режим первой скорости).
  2. При увеличении скорости рычаг переводится в режим 2В.
  3. На последнем этапе троганья с места производится активация передачи 3В.

Соответственно, на главной коробке не нужно трогать рычаг до четвертой скорости. Чтобы начать езду, необходимо увеличить уровень частоты вращения коленчатого вала до 7 тысяч оборотов в минуту.

Читайте также:  КАМАЗ чем заправляют топливо

Переход на вторую передачу во время движения возможен только после того, как количество оборотов на тахометре составит 3 тыс/мин.

Как правильно переключать скорости?

После разгона порядок, при котором включаются скорости, будет таким:

  1. Производится переход на вторую пониженную ступень и активация четвертой скорости (4Н).
  2. Затем активируется первичная ступень, при этом скорость передвижения должна оставаться четвертой (4В).
  3. На следующем этапе нужно перейти на пониженную ступень и активировать пятую скорость (5Н).
  4. Затем водитель возвращается на повышенную ступень, но транспортное средство продолжает двигаться на пятой скорости (5В).

Как включить задний ход?

Задний ход нужно включать, выставив рычаг коробки в левое нижнее положение. Активация реверсивного хода не допускается во время езды или если автомобиль катится. Для включения задней передачи нужно полностью остановить транспортное средство, а затем выполнить маневр.

Видео: правила переключения передач на КАМАЗе

Никита Вагин в своем видеоролике подробно рассказал о том, сколько скоростей в КАМАЗе, а также о схеме и нюансах их переключения

Правила переключения в разных условиях

Водитель должен знать, как для контроля транспортного средства переключить скорости:

  • на подъеме;
  • двигаясь на спуске;
  • передвигаясь по гололеду и обледенелых участках дорожного покрытия;
  • при заносе.

На подъеме

Особенности управления коробкой передач КАМАЗ на подъеме:

  • езда в гору должна осуществляться на повышенной передаче;
  • переключаться с первой скорости на вторую нужно выжав два раза педаль сцепления;
  • при выполнении маневра нужно одновременно выжать газ и педаль подачи топлива;
  • при движении на подъеме нельзя сбрасывать обороты двигателя меньше, чем на 2 тысячи в минуту (в противном случае мотор заглушится).

На спуске

Правила управления трансмиссией КАМАЗ при движении на спуске:

  1. При езде на спуске не допускается глушение двигателя, поскольку остановка силового агрегата станет причиной блокировки гидроусилителя рулевого управления.
  2. Во время движения на спуске не допускается выключение системы дополнительного торможения. Также нельзя выжимать педаль сцепления до упора.

Современные автомобили КАМАЗ оборудуются тормозной системой с двойным усилием, соответственно, помимо торможения двигателем, используется дополнительный узел остановки силового агрегата. Если движение на спуске осуществляется со включенным вспомогательным торможением, то выключение сцепления и переключение передач не допускаются.

Обледенелые участки

Особенности управления автомобилем КАМАЗ по гололеду и обледенелых участках дорожного покрытия:

  1. Передвижение по гололеду на машине должно осуществляться с максимально допустимым запасом скорости и хода. Соблюдение этого нюанса позволит избежать дорожно-транспортного происшествия при аварийной ситуации.
  2. При выполнении торможения необходимо использовать активную дополнительную систему остановки силового агрегата.
  3. Если во время движения произошла аварийная ситуация, нужно остановить колеса прицепа. В противном случае возможен занос авто.
  4. Торможение двигателем допускается в исключительных случаях, поскольку это становится причиной быстрого износа элементов мотора. Но в экстренных ситуациях такой маневр позволит снизить протяженность тормозного пути.
  5. При выполнении торможения нельзя допустить проскальзывания колеса. Для этого рекомендуется вовремя активировать пониженную передачу, поскольку она снизит обороты коленчатого вала мотора.

Во время заноса

Правила использования коробки передач во время заноса:

  1. В такой ситуации не допускается выжимание педали сцепления, поскольку это приведет к более сильному развороту.
  2. Во время заноса нужно вывернуть рулевое колесо в его сторону. В частности, если корпус авто несет вправо, то руль, соответственно, прокручивается также вправо.
  3. Если во время заноса автомобиль буксует, необходимо прекратить передвижение и выключить работу моста дифференциала. Сам регулятор для выполнения этой задачи расположен на приборной комбинации. После отключения устройства на щитке отобразится соответствующий значок. Затем нужно начинать двигаться на повышенной передаче со второй скорости.
  4. После того, как водитель справится с заносом, необходимо включить дифференциал.

Ошибки и рекомендации при эксплуатации КПП

Подробнее об ошибках, которые нельзя допускать при эксплуатации коробки переменных передач КАМАЗ:

  1. При включении передачи нужно выжать до упора педаль сцепления. Если системно не выполнять это правило, то синхронизаторы коробки передач износятся быстрее.
  2. Не допускается переключение с повышенной скорости на пониженную. В частности, переходить с пятой—восьмой передач на первую — четвертую при скорости езды более 30 км/ч. В противном случае синхронизатор демультипликатора быстро выйдет из строя.
  3. Если надо перейти с повышенной передачи на пониженную, то действовать необходимо последовательно, то есть перескакивать нельзя. В случае с переходом с пониженной на повышенную такое переключение возможно.
  4. Не рекомендуется полностью обхватывать селектор трансмиссии, переходя из одного диапазона передач на другой. Процедуру переключения рекомендуется выполнять открытой ладонью. Усилие, которое возлагается на рычаг, может сбить регулировку и быстрее вывести из строя селектор.
  5. Если необходимо переключиться из нейтрального первого положения во второе, то действовать необходимо легким ударом открытой ладони. При выполнении этого маневра сцепление включать не нужно. Таким образом производится переключение демультипликатора.
  6. При движении на нейтральной передаче не допускается перемещение рычага в левую и правую стороны для поиска «нейтрали». На трансмиссиях КАМАЗ имеются крепления, предназначенные для фиксации рычага коробки в нейтральном положении. Эти элементы фиксируют его между скоростями 3 и 4 на пониженном диапазоне и между 5 и 6 на повышенном.
  7. Не допускается езда накатом под уклон. Масляный насос коробки передач во время езды вращается от перемещения первичного вала КПП. Если транспортное средство двигается накатом, то силовой агрегат работает на холостых оборотах, а насосное устройство — на пониженных. В результате образующееся давление недостаточно для качественной обработки подшипников смазочным веществом. При отсутствии последнего элементы быстрее перегреваются и выходят из строя в результате износа.
  8. Буксировка автомобиля в случае подключения карданного вала трансмиссии на ведущий мост или раздаточное устройство не допускается. Если не соблюдать это правило, то масляный насос агрегата быстрее изнашивается из-за нехватки смазки.
  9. При пуске силового агрегата методом буксировки возможно применение только передач в повышенном диапазоне.
  10. После остановки двигателя и перед тем как оставить машину на стоянке, нужно перевести рычаг коробки в положение нейтрали.
  11. Включение заднего хода допускается после полной остановки транспортного средства и снижении холостого хода до минимальных оборотов. Активация должна производиться через десять секунд после выключения сцепления.
  12. Если автомобиль застрял в снегу или грязи, то единственный вариант решить проблему — двигаться на второй скорости и высоких оборотах.

Видео: рекомендации по использованию КПП

Канал «Нарезка с архива: КАЛЯН86» в своем видеоролике подробно рассказал о том, как правильно пользоваться коробкой передач КАМАЗ и какие ошибки нельзя допускать

Источник: kodobd.top

Особенности вождения автомобиля КАМАЗ 5320 — 54115

В этот автомобиль устанавливается 5-ти ступенчатая коробка передач. Способ переключения не стандартный, по сравнению коробками легковых авто.

В — верхняя передача, на языке водителей — повышенная. Н — нижняя передача, на языке водителей — пониженная.

Для разгона автомобиля КАМАЗ схема переключения будет следующая:

А для разгона по бездорожью или в других условиях, затрудняющих движение, оптимальная схема будет:

Основное главное правило управления механическими коробками — это, полностью выжимать педаль сцепления. Для того, чтобы правильно эксплуатировать любое техническое устройство, желательно знать, принцип действия, устройство сцепления и коробки.

Чтобы перейти на повышенную с пониженной или наоборот, выжимаем полностью сцепление, ждем 1 секунду и поднимаем, или опускаем рычаг переключения, в зависимости куда хотим переключиться.

Схема управления КАМАЗом, при котором расход топлива будет наименьшим. Обороты ДВС (частота вращения коленвала) должны быть ниже отметки 2300 об/мин.

Экономичный режим управления:

Условия трассыЧто следует делать
В случае разгона по ровной горизонтальной трассе.Нужно следить, чтобы частота вращения коленвала не превышала 2300 оборотов в минуту в отношении промежуточных скоростей. При последующих переключениях скоростей частоты должны падать до 2000 оборотов в минуту.
При быстром движении по скоростной магистрали.Следует активировать повышенную передачу. При этом вал КПП не должен иметь частоту вращения более 2200 об/мин.
В случае плохих дорожных условий или подъема вверх.Частота вращения должна соответствовать номинальному значению, а в результате переключений — снижаться до 2000 об/мин.
При разгоне автомобиля под уклоном вниз по хорошему дорожному покрытию.Нужно следить, чтобы частота, с которой вращается вал, не превышала 2000 об/мин.

Эксплуатация автомобилей КАМАЗ 65115

Рабочая тормозная система служит для уменьшения скорости движения автомобиля и полной его остановки, управляется привод педалью.

Стояночную тормозную систему включайте на стоянке автомобиля, установив рукоятку крана управления стояночным и запасным тормозами (см. рис.Кабина) в вертикальное фиксированное положение. При этом срабатывают тормозные механизмы задних колес автомобиля и прицепа.

Для выключения стояночной тормозной системы рукоятку установите в горизонтальное фиксированное положение. Включая стояночную тормозную систему, доведите рукоятку вниз до упора, иначе «сожжете» тормозную систему на прицепе.

Запасная тормозная система предназначена для остановки автомобиля в случае выхода из строя рабочей тормозной системы. Управляйте запасной тормозной системой постепенным перемещением рукоятки стояночной тормозной системы. При перемещении рукоятки вверх на треть ее полного хода работает только тормозная система прицепа. Применяя такой способ притормаживания на скользкой дороге, можно избежать «складывания», автопоезда, так как автопоезд при этом идет «врастяжку». При дальнейшем перемещении рукоятки вверх включается тормозная система автомобиля и увеличивается интенсивность торможения: чем ближе к вертикали, тем сильнее торможение.

Вспомогательную тормозную систему включайте нажатием кнопки вспомогательной тормозной системы (см. рис. Кабина). Пользуйтесь вспомогательной тормозной системой во всех случаях для уменьшения скорости и обязательно — при движении на затяжных спусках во избежание перегрева тормозных механизмов. При необходимости для уменьшения частоты вращения коленчатого вала двигателя притормаживайте автопоезд рабочей тормозной системой.

При включенной вспомогательной тормозной системе не выключайте сцепление и не переключайте передачи.

Механическое растормаживание стояночной тормозной системы.

При отсутствии воздуха в ресиверах стояночной тормозной системы срабатывают пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер задней тележки, и автомобиль затормаживается. Если невозможно наполнить ресиверы сжатым воздухом, то автомобиль можно растормозить механически. Для этого снимите крышки с энергоаккумуляторов тормозных камер заднего и промежуточного мостов и выверните до упора (приблизительно 30 оборотов) винты механического растормаживания (см. рис. Механическое растормаживание стояночной тормозной системы.). После устранения неисправностей в пневмоприводе тормозной системы винты вверните.

Как правильно переключить КПП на КАМАЗе

В любом автомобиле коробка передач — один из основных агрегатов. А если речь идет о КАМАЗе, то это еще и сложное устройство. Этот материал позволит разобраться с конструктивными особенностями, а также с тем, как переключать скорости на КАМАЗе и чего нельзя делать.

Устройство КПП

В зависимости от модели авто, на новом КАМАЗе схема управления и расположения передач трансмиссии может отличаться. Отечественные грузовики могут оборудоваться двумя типами коробок передач. Разница в том, что одни трансмиссии имеют пять ступеней переключения, а другие — десять. Эти модели называются 14 и 15.

Пятиступенчатые трансмиссии обычно устанавливаются на автомобили, которые используются как индивидуальные машины. Десятиступенчатыми коробками обычно оснащаются грузовые транспортные средства, относящиеся к категории автопоездов.

Схема привода управления КАМАЗовским делителем

По конструкции десятиступенчатая трансмиссия — коробка с пятью ступенями, дополненная редуктором-делителем. Благодаря устройству транспортное средство может использовать 10 передних передач, а также две задние. Когда было начато производство КАМАЗов, рассчитывалось, что эти авто будут работать в условиях высокой грузоподъемности. Инженеры автомобильного концерна создали новую модель трансмиссии, которая получила название 152.

Ниже перечислены основные отличия КПП 152 и доработки, которые включает в себя эта модель коробки:

  • трансмиссия стала оснащаться усиленным синхронизатором делителя;
  • усилены шлицы, из коробки убраны их крепления;
  • реализован другой метод фиксации шестеренок трансмиссии;
  • высота зубьев КПП увеличена.

В усовершенствованной версии КАМАЗовской трансмиссии процесс управления и активации делительного устройства осуществляется с помощью пневматической системы.

Правильное использование этого узла в ходе управления коробкой передач чрезвычайно важно. Не менее важно, что техническое обслуживание, проверка агрегата на предмет поломок, его ремонт и сборка компонентов производились профессионалами. Этот процесс должен осуществляться с использованием специализированного оборудования и инструментов. Рассмотрим основные элементы, которые входят в конструкцию КАМАЗовской трансмиссии:

  1. Картер. В этом узле установлены три вала — промежуточный, первичный и вторичный.
  2. Блок с шестеренками. Они предназначены для включения задней передачи.
  3. Верхняя крышка агрегата.
  4. Механизм переключения передач. Этот узел считается сборно-разборным.
  5. Мотор. Монтируется на передней части картерного устройства.

Видео про коробку передач ZF на КАМАЗе 6520 снял и опубликовал пользователь Олег Копаев.

С делителем

Одной из особенностей трансмиссии отечественных грузовиков является возможность работы при пониженном либо повышенном режиме. Инженеры автоконцерна разрабатывали эти варианты, чтобы минимизировать нагрузку на автомобильный двигатель. Причем не важно автомобиль движется с грузом или пустой. В соответствии со схемой коробки передач, делитель представляет собой механический редуктор. Главное его предназначение заключается в увеличении передаточных отношений основной трансмиссии.

Читайте также:  Минимальное давление в двигателе КАМАЗ 740

Устройство делителя включает в себя:

  1. Золотниковый кран, который применяется для управления редукторным устройством. Он устанавливается на опоре рычага переключения. Работает в режимах прямой и пониженной скоростей.
  2. Редукционный клапан. Применяется для отбора сжатого воздушного потока из пневматического узла. Этот клапан стравливает воздух при слишком высоком давлении в системе. От данного устройства воздух поступает на управляющий кран, а также клапан включения делительного устройства. Это приводит к появлению одновременно двух контуров в системе управления ДВС.
  3. Клапан включения делителя. Выполняет подачу сжатого воздушного потока на устройство, когда водитель отключает сцепление. Это дает возможность активировать и отключить пониженную скорость параллельно переключению передач на основной коробке.
  4. Делительный механизм. Включает в себя поршень, установленный внутри цилиндра. Шток поршня подсоединяется к рычагу, установленному на валике вилки узла. Когда в устройство попадает сжатый воздух, это приводит к смещению поршня в определенном направлении. Его смещение способствует изменению режима работы.
  5. Воздухораспределительный патрубок делительного механизма. Применяется для подачи воздушного потока в цилиндр узла.

Галерея «Схемы устройства КПП»

Ознакомьтесь с фото схем переключения скоростей КАМАЗовской трансмиссии.

1. Схема переключения передач для моделей КПП 142 и 144 2. Схема переключения передач для моделей КПП 152

Инструкция

Теперь предлагаем узнать, как осуществлять запуск и в какой последовательности правильно включать передачи на КАМАЗовской коробке. В этом процессе есть определенные особенности, и процедура переключения скоростей отличается от легковых автомобилей.

Начало движения

Необходимо знать, как переключать скорости на КАМАЗе. Начало движения на КАМАЗе должно производиться на пониженной скорости. Обратите внимание — при трогании с места переключение передачи осуществляется при отключенном сцеплении. В КАМАЗовских коробках схема переключения осуществляется в несколько этапов, это связано с особенностями увеличения и понижения скоростей.

Как включаются скорости на КАМАЗе:

  1. Грузовик может быстро ехать по разным видам дорог, но на первом этапе, в соответствии со схемой, рекомендуется начинать движение на передаче 1В.
  2. После этого производится включение передачи 2В.
  3. На завершающем этапе трогания с места включается скорость 3В.

В соответствии с такой схемой движения, трогание с места производится на пониженной скорости. То есть рычаг переключения на коробке не нужно трогать вплоть до четвертой передачи. Для начала движения нужно увеличить частоту вращения коленвала примерно до семи тысяч оборотов (автор видео-урока о том, как переключаются скорости на КАМАЗе — Никита Вагин).

Переключение скоростей

Теперь расскажем, как переключается КПП на КАМАЗе, когда машина тронулась с места. Когда автомобиль разгонится, порядок переключения передач на КАМАЗе следующий — 4Н-4В-5Н. Для активации второй скорости надо, чтобы частота вращения коленвала увеличилась до трех тысяч оборотов по тахометру. Учтите, что работа коленчатого вала играет основную роль.

При правильном переключении скоростей вы сможете добиться экономии расхода горючего. При этом будет достигнута максимально экономичная работа мотора без простоев.

Задний ход

Что касается заднего хода, то в соответствии со схемой для его активации необходимо установить переключатель в нижнее левое положение. Активация задней передачи не допускается во время движения. Чтобы включить задний ход, полностью остановите автомобиль, после чего выполняйте маневр.

Правила переключения КПП в разных условиях

Знать, как трогаться с места и как продолжать движения, для правильной эксплуатации КАМАЗовской трансмиссии недостаточно. Чтобы в ходе использования коробки передач с агрегатом не произошло проблем, нужно соблюдать правила. Допущенные в ходе эксплуатации ошибки могут привести к серьезным неисправностям.

На подъеме

Как переключать скорости на КАМАЗе при движении в гору

Передвижение на отечественном грузовике при подъеме должно производиться на повышенной скорости. Чтобы переключиться с первой скорости на вторую, водителю нужно дважды выжать сцепление. Учитывайте факт, что надо одновременно нажать на педаль газа, а также педаль подачи горючего. Эти действия важны, так как они помогают стабилизировать работу коленвала в целом.

Чтобы избежать проблем в работе агрегата, не нужно сбрасывать обороты мотора менее, чем на две тысячи при подъеме. Это приведет к тому, что автомобильный двигатель будет заглушен. Также такая езда способствует увеличению рабочей температуры силового агрегата, а это может стать причиной его поломки.

При управлении автомобилем по такому принципу вы сможете добиться максимальной курсовой устойчивости. Благодаря принципу разделения схемы трансмиссии на два режима достигается облегчение работы мотора. Причем независимо от того, загружен автомобиль или нет.

На спуске

Если вы едите со спуска, то глушить двигатель не нужно. При глушении мотора произойдет блокировка руля. А это приведет к аварийной ситуации на дороге. При движении на спуске нельзя отключать вспомогательное торможение, а также выжимать до конца педаль сцепления.

В более новых версиях грузовиков используются усовершенствованные трансмиссии, это позволило инженерам добиться снижения нагрузки на основные детали КПП. Поэтому при движении в критических условиях и на спусках мотор автомобиля не будет изнашиваться.

В КАМАЗах используется тормозная система с двойным усилением. То есть, кроме торможения силовым агрегатом, присутствует дополнительная система остановки мотора. Если вы двигаетесь на спуске с активным вспомогательным торможением, то отключать сцепление и переключать скорости нельзя.

Схемы основной и раздаточной коробок на КАМАЗе

Обледенелые участки

Езда на грузовике по обледенелым участкам должна производиться с наибольшим запасом скорости и хода. При торможении следует использовать активную вспомогательную систему остановки ДВС. Если торможение аварийное, то водитель должен остановить колеса прицепа. Если не учесть этот момент, попадете в занос.

Притормаживать силовым агрегатом рекомендуется только в исключительных случаях. Потому что это приводит к ускоренному износу двигателя, однако протяженность тормозного пути значительно снижается. При торможении не следует допускать проскальзывания колес. Для избежания этого нужно вовремя выключить пониженную скорость, это приведет к падению оборотов коленвала.

Занос

Во время заноса соблюдайте главное правило — не выжимайте сцепление, иначе это ухудшит ситуацию. При производстве автомобилей инженеры внедрили схему, за счет которой автомобиль может ехать с наибольшим запасом хода. Благодаря этому можно добиться стабилизации курса во время езды по любой дороге. Если при движении произошел занос, руль автомобиля нужно вывернуть в его сторону. То есть если машину заносит влево, то рулевое колесо тоже выворачивается влево.

Если грузовик начал буксовать, то нужно как можно быстрее прекратить движение и сразу же отключить мост дифференциала. Регулятор для отключения вы сможете увидеть на приборной панели. Когда мост дифференциала отключится, на приборке появится соответствующий индикатор. После этого начало движения осуществляется на повышенной скорости, со второй передачи. Когда вы проедите труднодоступный участок дороги, не забудьте включить дифференциал (видео снял и опубликовал Владимир Никонов).

Какие ошибки в эксплуатации могут привести к поломке КПП?

В транспортных средствах КАМАЗ 6520 и 5460 используются трансмиссии 16S151ZF-ECOSPLIT. К машине прилагается мануал по эксплуатации таких КПП. На практике они часто выходят из строя именно из-за неправильной эксплуатации. Поэтому автовладельцу необходимо внимательно изучить инструкцию, чтобы соблюдать требования и не допускать ошибок.

Рассмотрим основные ошибки, которые допускают автовладельцы при эксплуатации коробки передач:

  1. Когда водитель переключает скорость, педаль сцепления должна быть выжата до упора. Если вы не выжимаете сцепление до конца, в результате это приведет к ускоренному износу синхронизаторных устройств трансмиссии.
  2. Одно из главных требований — запрещается переключаться с повышенных передач на пониженные. То есть переходить с 5, 6, 7 или 8 скорости на 1, 2, 3 и 4, если скорость движения транспортного средства составляет больше 30 км/ч. Такая ошибка быстро приведет к выходу из строя синхронизатора демультипликатора.
  3. При необходимости переключиться с повышенной скорости на пониженную, делать это нужно последовательно. Перескакивать через передачу нельзя, поскольку это также станет причиной разрушения синхронизаторов трансмиссии. Если нужно переключиться на повышенную скорость, то такое переключение допускается.
  4. Нельзя полностью обхватывать рычаг коробки, переключаясь с одного диапазона скоростей на другой. Процесс переключения должен осуществляться открытой ладонью.
  5. При необходимости перейти из нейтрального положения I в положение II нужно действовать легким ударом открытой ладони, сцепление при этом не включается. Так переключается демультипликатор.
  6. Нельзя при езде на нейтральной скорости перемещать селектор вправо или влево для поиска нейтралки. В КАМАЗовской коробке передач есть крепления, которые фиксируют селектор КПП в нейтральном положении. Причем держат они его между третьей и четвертой скоростями в пониженном диапазоне, а также между пятой и шестой скоростью в повышенном.
  7. Нельзя двигаться накатом под уклон. Маслонасос трансмиссии вращается от движения первичного вала коробки. Когда машина двигается накатом, мотор функционирует на холостом ходу, а маслонасос на пониженных оборотах. Из-за этого образуемое насосом давление будет недостаточным для оптимальной смазки подшипниковых элементов. А если смазки не хватит, то подшипники быстро перегреются.
  8. Не допускается буксировка транспортного средства при подсоединенном карданном валу от коробки передач к ведущему мосту либо к раздаточной трансмиссии. Имеются в виду полноприводные авто. При невыполнении этого правила маслонасос коробки может выйти из строя в результате недостатка смазки.
  9. При запуске мотора буксировкой нужно использовать только скорости повышенного диапазона.
  10. Перед тем как оставить КАМАЗ на парковке, нужно выставить селектор КПП в левое нейтральное положение.
  11. Отдельно скажем про задний ход. Его активация возможна при полной остановке машины и падении холостых оборотов до минимума. Это допускается спустя 10 секунд после отключения сцепления.

Видео «Последствия неправильного использования КАМАЗовской коробки передач»

Обломанные зубчики на шестеренке привода — последствия несоблюдения правил эксплуатации трансмиссии на КАМАЗе (автор видео — Илья С).

Источник: autodvig.com

Устройство КПП и схема переключения передач на грузовых автомобилях КАМАЗ

Смена передачи

Рассмотрим расположение и устройство коробки передач автомобиля КАМАЗ. На КАМАЗах установлены механические КПП. Они имеют 5 скоростей. Переключение КПП происходит посредством нажатия педалей сцепления и перемещением рычага КПП в нужную позицию. Поскольку машина имеет большой вес, то переводить КПП с одной передачи на другую надо в несколько этапов.

Принцип работы КПП КАМАЗа состоит в следующем: с дизельным мотором работает либо в повышенном режиме B, либо в пониженном H. Они были созданы, чтобы уменьшить нагрузку на мотор тяжеловесной машины, когда она заполнена, и в то же время не заставлять его слишком активно работать без груза.

Схема коробки передач КАМАЗа с делителем несложная, но имеет отличие в зависимости от модели коробки. Рассмотрим схему КПП КАМАЗа, которая бывает на дизельных машинах. При движении по ровной дороге нужно переключать передачи без сцепления. Устройство раздаточной коробки КАМАЗа можно представить такой формулой: 1B — 2B — 3B — 4H — 4B — 5H — 5B.

Наглядная схема

Переключение скоростей осуществляют следующим образом:

  1. Вначале переключают режим работы КПП с высшего на низший при помощи рычага.
  2. Затем выжимают сцепление.
  3. Рычаг устанавливают на нужную передачу, не перескакивая через них, а включая все по порядку.

Бывают коробки передач с автоматическим переключением режимов.

Как работает делитель на КАМАЗе

Делитель или мультипликатор коробки передач представляет собой дополнительно установленную повышающую передачу, которая из 5ти-ступенчатой КПП делает 10ти-ступенчатую.

Принцип его работы заключается в следующем. Мультипликатор сокращает диапазоны между основными передачами, уплотняя ряд передаточных чисел коробки и расширяя их на 20-25 процентов.

Такая модификация позволяет улучшить такие характеристики автомобиля, как:

  • экономичность расхода топлива;
  • скорость разгона;
  • тяговое усилие;
  • управляемость.

Механизм располагается перед коробкой передач, или чуть правее от нее, так как основной узел не испытывает больших нагрузок и не требует конструктивной переделки. Это позволяет производить ремонт и регулировку делителя при возникновении неисправности самостоятельно.

Расположение и порядок переключения скоростей на КАМАЗе

Большинство авто Камского завода оснащаются механическими коробками переключения передач, имеющими 5 ступеней (с делителем или без него). Переключение скоростей осуществляется путем перемещения кулисы КПП с нажатой педалью сцепления. Но передачи на грузовых автомобилях должны включаться не напрямую, а поэтапно. Теоретически, это снижает нагрузку на мотор при езде с полной загрузкой, а при работе с пустым кузовом – экономит топливо.

Привычными режимами работы коробки переключения передач КАМАЗа являются повышенный «В», или пониженный «Н». В машинах, оснащенных КПП с мультипликатором, переключение с режима «В» на режим «Н» осуществляется за счет опускания специального одиночного рычага делителя.

Читайте также:  Как сделать то на КАМАЗе с двигателем камминз

Важно знать, как включать повышенную передачу при езде на КАМАЗе с полной загрузкой: первые 4 передачи опытные водители рекомендуют включать в утяжеленном вторичном режиме «Н», а затем перевести 4-ю скорость на режим «В», переключиться на 5-ю пониженную, и далее перейти на «В». Порядок переключения может меняться, в зависимости от конкретной модели КПП.

Технические характеристики

В КПП КАМАЗ с делителем входят такие элементы:

  • картер, в котором монтированы ведущие, ведомые и промежуточные валы в сборе с шестернями;
  • подшипники;
  • синхронизаторы,
  • блок шестерен заднего хода,
  • верхняя крышка коробки,
  • механизм переключения передач.

КПП КАМАЗовских машин бывает пяти- и десятиступенчатая. Делитель КПП имеет высшую и низшую передачи и в сочетании с основной коробкой позволяет получать 10 передач переднего хода и 2 заднего. Система делителя улучшает тяговые качества машины, облегчает управление, снижает частоту переключения скоростей рычагом. Передаточные числа КПП имеются в инструкции по эксплуатации устройства.

Схема коробки и делителя

На КПП 141 КАМАЗ имеется выключатель фонаря заднего хода. Для предотвращения одновременной активации 2 передач в крышке имеется замок шарикового типа, а от случайного включения заднего хода — пружинно-пальчиковый предохранитель. КПП с делителем весит 320 кг. Манжеты находятся в крышках валов. Они предохраняют КПП от засорения и предотвращают утечку масла.

Недостаточный объем масла в КПП ведет к ее повреждению. При первой заправке в КПП должно быть 9 литров масла, при смене жидкости — 8 л.

Технические характеристики КПП КАМАЗ-141:
Картер:

  1. Диаметр отверстия подшипника составляет 150 мм.
  2. Диаметр отверстия оси блока зубчатых колес равен 32 мм.
  1. Диаметр шейки переднего подшипника составляет 24 мм.
  2. Заднего подшипника — 59 мм.

КПП КАМАЗ-141

Вторичный вал имеет следующие диаметры у деталей:

  1. Втулки зубчатого колеса четвертой передачи — 63 мм.
  2. Роликовых подшипников — 80 мм.
  3. Втулки зубчатого колеса заднего хода — 70 мм.
  4. Наружный диаметр втулки составляет 72 мм.
  1. Диаметр шейки переднего подшипника составляет 65 мм, заднего — 49 мм.
  2. Диаметр стакана заднего подшипника равен 119 мм.
  3. Диаметр промежуточного вала составляет 65 мм.
  4. Внутренний диаметр зубчатого колеса равен 65 мм.

Вес КПП с делителем — 320 кг.

Как переключать передачи на КАМАЗе

Чтобы правильно переключать передачи, надо знать, как устроена трансмиссия. КПП изготовлена так, что чаще движение осуществляется на пониженной скорости, поэтому машина может транспортировать тяжелые грузы. КАМАЗ имеет 5-ступенчатую коробку. Переключать передачи нужно при помощи педали сцепления и рычага.

Схема управления механизмом переключения

Начало движения

Прежде чем начать движение, надо нажать пониженную скорость. Переключать передачи следует лишь при нажатой педали сцепления. Схема переключения скоростей основана на поэтапном переключении передач. Чтобы начать движение на грузовике, нужно раскрутить коленвал ДВС.

Включение второй передачи надо производить тогда, когда стрелка на тахометре дойдет до отметки 3, что означает 3000 об/мин. Такой метод переключения передач даст возможность продлить срок эксплуатации КПП и снизит расход бензина.

Переключение скоростей

Рассмотрим порядок переключения скоростей, после того как автомобиль уже начал движение. Когда КАМАЗ разгонится, то порядок переключения передач: 4H — 4B — 5H. Чтобы включить 2 скорость, надо чтобы частота вращения коленчатого вала повысилась до 3000 об/мин по показаниям тахометра. Функции коленвала являются основными.

Задний ход

Чтобы включить задний ход на грузовике, надо поставить переключатель в нижнее левое положение. Включение задней передачи нельзя осуществлять во время движения машины. Чтобы задействовать задний ход, нужно сначала полностью остановить агрегат, потом совершить маневр.

Правила переключения в разных условиях

Переключения скоростей зависят от различных условий, в которых осуществляет движение автомобиль. Следует выполнять эти правила, чтобы в ходе использования КПП не произошел выход ее из строя.

Подъем

Во время подъема надо переключить КПП на режим H, в результате чего трансмиссия начнет работать при повышенном напряжении.

Движение в гору

Следует выполнять правила:

  1. При переключении с 1 на 2 передачу при подъеме на КАМАЗе надо использовать способ двойного выжимания педали сцепления.
  2. Чтобы коленвал правильно работал при переключении передач, нужно пользоваться педалью подачи горючего, ее тоже надо периодически нажимать. При этом можно преодолеть любой самый крутой подъем.
  3. Число оборотов вала при подъеме должно быть больше 2000 об/мин. Иначе двигатель может отключиться, что во время движения по автомобильной дороге может вызвать аварию.
  4. Во время подъема переключаетесь на нужный режим, это облегчит работу мотора и всех узлов машины.

Спуск

Некоторые шоферы при спуске с горы выключают мотор, чтобы экономить бензин. Такого нельзя допускать на КАМАЗе.

Если выключить ДВС во время поездки, то электроусилитель не будет выполнять свои функции, что приведет к блокировке руля.

Торможение КАМАЗа происходит не только в результате прекращения работы мотора, но и при помощи активации вспомогательной тормозной системы. Когда большегрузный автомобиль преодолевает спуск и водитель включает вспомогательные тормоза, нельзя выжимать сцепление и переключаться с одной передачи на другую.

Обледенелые участки

Ехать на грузовике по обледенелым участкам надо с максимальным запасом скорости и хода. Во время торможения необходимо использовать вспомогательную систему остановки мотора. Если нужно выполнить срочное торможение, то оператор должен остановить колеса прицепа. Если не учитывать этого правила, можно попасть в занос.

КАМАЗ зимой

Притормаживать ДВС можно только в виде исключения, так как это может привести к его износу. При торможении колеса не должны проскальзывать. Чтобы этого избежать, надо выключить пониженную скорость, что поспособствует снижению вращения коленвала.

Занос

При заносе нельзя выключать сцепление. Когда грузовик заносит, нужно повернуть руль в сторону заноса. Если КАМАЗ забуксовал, требуется снять ногу с педали газа и нажать дифференциал. Это необходимо выполнить с помощью регулятора, имеющегося на щитке. В результате на панели включится индикатор. Начать ход надо со второй повышенной передачи.

После преодоления заноса следует разблокировать дифференциал.

Особенности переключения в разных моделях

На автомобилях КАМАЗ различных моделей и конфигураций (седельные тягачи – 44108 или 5490; самосвалы – 6520 или 55111; грузовики – 5320, либо военная модель 5350; автопоезда – 5410, 65206) устанавливаются следующие КПП:

  • 141, 142 и 144 – коробки механические, 5ти-ступенчатые (используются в легких грузовиках, и схожи по конструкции и принципу работы с КПП легковых автомобилей);
  • 152 и 154 – механические коробки с мультипликатором, десятиступенчатые;
  • КПП немецкого производства ZF-6S1000 с механическим переключением, 6ти-ступенчатая с полным набором синхронизаторов;
  • ZF-9S109 и ZF-9S1310 – механические 9ти-ступенчатые коробки с демультипликатором.

Модели коробок передач для грузовых автомобилей отличаются друг от друга количеством ступеней, сложностью устройства, конструкцией кулисы и порядком переключения передач. Более подробное описание различных КПП приведем на примере нескольких моделей КАМАЗ.

Устройство и схема переключения коробки передач КАМАЗ-5320 с делителем

На КАМАЗ-5320 устанавливают коробки передач двух моделей – пятиступенчатую 142 или десятиступенчатую 152 с делителем. Переключение скоростей на КАМАЗ-152 происходит по следующей схеме:

  • количество ступеней – 10;
  • тип управления коробки – механическое;
  • тип управления делителя – пневмомеханическое преселекторное;
  • подшипники – роликовые с сепаратором и без него (шестерни КПП), шариковые и роликовые сферические (валы КПП);
  • синхронизаторы – пальчиковые инерционные;
  • редуктор – передний двухступенчатый.

КАМАЗ-4310: схема переключения

Грузовики военного назначения модели 4310 имеют повышенную проходимость, и оборудуются пятиступенчатой трехходовой коробкой переключения передач 14 (от 141 она отличается тем, что имеет прямую пятую передачу, а у модели 141 прямая – четвертая, пятая передача здесь ускоряющая). Механизм переключения передач аналогичен рассмотренному выше для основной коробки автомобиля КАМАЗ-5320 с делителем. Схема представлена на фото:

схема переключения

КПП КАМАЗ-43118

КАМАЗ-43118 оборудуется КПП модели КАМАЗ-154 с делителем, которая имеет аналогичную 152-ой модели схему переключения передач.

Номера передач

Передаточные числа коробки передач:

КПП КАМАЗ-65115

В зависимости от модификации на самосвал модели 65115 устанавливается усиленная коробка с мультипликатором КАМАЗ-154, либо девятиступенчатая коробка немецкого производства – ZF9.

Коробка с механическим типом управления имеет передаточные числа в диапазоне 9,48 – 0,75; и 8,97 для задней передачи. Максимальный крутящий момент – 1300 Нм. Схема переключения передач представлена ниже:

схема

Неисправности и ремонт

Ремонт КПП состоит из разборки узла, диагностики, починки или замены изношенных элементов. После восстановления работы механизма проводится обратная сборка узла и осуществляются испытания системы в работе. Можно обратиться в сервисный центр, но лучше выполнить руками своими ремонт раздаточной коробки.

Как проверить уровень масла

Уровень масла в коробке проверяют следующим образом. Отворачивают пробку картера. При проверке надо установить указатель картера в отверстие до упора. Масло из картера десятиступенчатой МКПП сливают через 3 отверстия. Из них 2 отверстия расположены в нижней части картера КПП, а третье — делителя.

Из картера пятиступенчатой КПП слив происходит через 2 отверстия.

Замена масла

Чтобы поменять масло, нужно помыть картер КПП моторным маслом. Очистить магнитные пробки от частиц металла и заливать масло до верхней черты указателя. Уровень масла измеряют через 5 минут. При движении машины КПП должна работать без колебаний, скорости должны переключаться свободно и фиксироваться прочно. Сильный шум может указывать на износ подшипников валов, недостаточный уровень масла или плохое качество смазки в картере.

Обслуживание КПП

Как снять коробку

Снятие коробки передач осуществляется следующим образом:

  1. Надо снять карданную передачу. Для этого откручивают 4 гайки крепежа.
  2. Снимают ПГУ.
  3. Демонтируют крепления стартера.
  4. Отсоединяют трубку, которая идет к понижающему редуктору.
  5. Демонтируют рычаг переключения передач.
  6. Ставят домкрат между маховиком и поддоном мотора, и через деревянную подставку демонтируют мотор.
  7. Откручивают гайки задней траверсы и снимают ее.
  8. Демонтируют распорную тягу.
  9. Откручивают болты крепежа кронштейна системы выпуска.
  10. Подсоединяют таль к болтам и натягивают его.
  11. Отвинчивают гайки крепежа к боковым подушкам мотора.
  12. Откручивают болты, которые фиксируют КПП к ДВС.
  13. Поднимают таль, отодвигают КПП от мотора до выхода первичного вала трансмиссии.
  14. Вытаскивают коробку передач.

Как отрегулировать

Теперь нужно отрегулировать КПП, выполнить дефектовку узлов и деталей. Если они вышли из строя, заменяют новыми. Шлицевые соединения не должны иметь дефектов и сколов. Подшипники шестерен следует заменить, предварительно осмотрев место их установки, нет ли износа или участков, продавленных роликами.

Подшипники вала заменяют, так как в результате поломки и попадания в масло металлической стружки места качения подшипников получили повреждения, которые могут вызвать поломку КПП. Осматривают шестерни, выявляют повреждения, износ зубьев шестерен. Конические обоймы синхронизатора не должны быть деформированы или изношены. Направляющие валы не должны болтаться. Не должно быть повреждений на шлицах.

Как правильно собрать

Сборка КПП осуществляется в обратном порядке. Промежуточный вал устанавливают в корпус коробки передач. Монтируют подшипники — передний роликовый и задний сферический. Закручивают опорную шайбу. Фиксируют ее гайкой и закрывают заднюю крышку крепления сферического подшипника.

Устанавливают прокладки. Вал должен вращаться легко, не должно быть заедания детали при движении.

Схема ремонта КПП КАМАЗ-5320 с делителем

Для проведения ремонта КПП КАМАЗ-152 с делителем ее необходимо разобрать. Разбор включает в себя следующие шаги:

  • для разбора коробки сначала потребуется демонтировать воздушный переключатель, вывернуть крепежные элементы;
  • снять валик и вилку переключения КПП;
  • следующим шагом станет демонтаж вилки и вала выжимного устройства, а также синхронизатора;
  • далее необходимо открыть крышку заднего подшипника, открутив предварительно фиксирующие ее винты;
  • произвести демонтаж подшипника и вала;
  • также, чтобы открыть доступ к мультипликатору КПП, потребуется снять опорную роликовую шайбу, металлический стакан и подшипник ведомого вала;
  • используя резиновый (не металлический) молоток или деревянный брусок, необходимо аккуратно достать подшипник из корпуса мультипликатора, стараясь не помять деталь;
  • далее нужно снять стяжную и маслонагнетательную гайки при помощи соответствующих ключей;
  • последним этапом разбора узла является демонтаж роликового подшипника, втулки, ведущей шестеренки КПП.

Далее следует осмотреть все детали и произвести замену износившихся, а затем собрать устройство, следуя вышеизложенной инструкции в обратном порядке.

Коробка

Сколько стоит коробка на КАМАЗ

Купить КПП на КАМАЗ можно в специализированном магазине, где вам покажут прайс-лист с имеющимися моделями. Цена покупки КПП зависит от модели грузового автомобиля, на который она будет устанавливаться. Так стоимость КПП на КАМАЗ составляет от 55 000 до 153 000 рублей. Цена коробки передач на КАМАЗ 141 составляет 62 000 рублей. Самые высокие цены на КПП КАМАЗ экологического класса Евро-3.

Источник: specmahina.ru

Рейтинг
Загрузка ...